И. П. Иванов

Энциклопедия
коллектив
ных творческих дел

В этом номере «Управления школой» мы начинаем знакомить читателей с главами второго издания «Энциклопедии коллективных творческих дел» Игоря Петровича Иванова. Второе издание дополнено статьей об авторе, предисловием, послесловием и редакторской правкой друга и помощника И.П.Иванова по созданию СЭНа, КЮФа и КИМа – доктора социологических наук, действительного члена Международной педагогической академии Л.Г. Борисовой и готовится к печати в издательстве «Магистр». Редакторская правка в сущности является поправкой на время: слова «пионеры» и «октябрята» заменены словом «дети», отсутствуют упоминания и о некоторых других реалиях советских времен, что никак не меняет сути самих коллективных творческих дел.

Об авторе

Игорь Петрович Иванов (1923-1992) – доктор педагогических наук, академик Российской академии образования, профессор ЛГПИ им. А.И.Герцена, лауреат премии имени Антона Макаренко. Педагоги считают академика И.П.Иванова изобретателем методики КТД (организации коллективных творческих дел), создателем педагогики, о которой говорят как о «педагогике сотрудничества», называют ее «коллективное творческое воспитание», «орлятская педагогика», «новое воспитание», «воспитание по Иванову», «педагогика социального творчества». Под расхожим названием «коммунарская методика» новаторство И.П.Иванова представлено в «Российской педагогической энциклопедии» (М., Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 1993. Том 1, с. 457–458).

Кроме того, И.П.Иванова по праву считают инициатором и создателем социально-педагогического движения. В 1956 г. в Ленинграде он создал творческую группу педагогов – Союз энтузиастов (СЭН), в 1959 г. – Коммуну юных фрунзенцев (КЮФ) – школу районного актива старшеклассников, в 1963 г. – Коммуну им. А.С.Макаренко (КИМ) – содружество студентов, увлеченных идеями великого педагога. По примеру ленинградцев коммунарские отряды, подростковые, студенческие и педагогические клубы стали возникать по всей стране. В создании привлекательного для подростков образа жизни и творческого сотрудничества детей и взрослых во Всероссийском лагере «Орленок» принимал участие «десант» из сорока членов КЮФ. «Орленок» и «Комсомольская правда» («КЮК» и «Алый парус») сыграли важную роль в распространении идей и методов И.П.Иванова.

Методика КТД легла в основу не только молодежного движения. Методика КТД – деятельный, творческий и организационный механизм педагогики, которую автор назвал «педагогика общей заботы». Ее можно назвать «педагогика социального творчества» или рассматривать как ее сердцевину: дети и взрослые становятся хозяевами собственной жизни, создают то, на что способны, их дела – это искренняя забота об окружающем мире и развитии всех и каждого, рыцарское служение добру, творческий подъем, демократизм, товарищество, мажор и дух свободы.

Книга «Энциклопедия КТД» известна широким кругам педагогической общественности. Сотни тысяч ребят и педагогов на протяжении второй половины двадцатого века с увлечением «играют» в защиту фантастических проектов, пресс-конференции, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, всевозможные ТУ-ВИ (турниры-викторины), эстафеты любимых занятий, фабрики, праздничную почту, ЧТП (чередование традиционных поручений) и многое другое. С увлечением, потому что все это делается не по указанию со стороны, тем более не под диктовку и команду, а самостоятельно, на основе собственной инициативы, на пользу и радость людям.

В 1998 г. в Санкт-Петербурге к началу Всероссийского съезда последователей академика И.П.Иванова «Воспитание и школа на рубеже ХХ1 века» вышла в свет книга Л.А.Ивановой «Будущее в настоящем – жизнь и творчество Игоря Петровича Иванова».

«Энциклопедия КТД» продолжается

Предисловие редактора

«Энциклопедия» академика И.П.Иванова первый раз вышла в Москве в 1989 году.

Мне посчастливилось помогать Игорю Петровичу готовить книгу к изданию. «Посчастливилось» надо взять в кавычки, потому что он тогда был болен, однако (и это поразительно!) очень активно работал. Светлая голова – его, а ноги и руки в этом «издательском КТД» были мои. Большую работу тогда проделали редактор Ирина Николаевна Баженова и, конечно, Любовь Александровна Иванова. Низкий поклон вам, друзья.

Когда вышла в свет «Энциклопедия КТД», один из педагогов Новосибирского творческого союза учителей искренне изумился: «Что же это получается? Мы работаем «по Иванову», десятки КТД провернули, и ни одного отсюда...» И действительно: «Экологический форум», «Малахитовая шкатулка», «Хозяйка медной горы», «Ночь перед Рождеством», «Круиз – фестиваль кинозвезд», «Телемарафон в пользу бедного, но одаренного учителя», «Королева Красоты», «Весна-красна», «Посиделки», «Шляпные дискуссии», «Международные конгрессы», «Ярмарки», «Аукционы», многое другое – и все не «отсюда», не из ивановской книжки взяли, а сами насочиняли на многодневных методических сборах педагогов Новосибирска, Барабинска, Красноярска, Ужура, Абакана, Сызрани, Челябинска, Миасса, Тирасполя... Отлично! Есть повод и уверенное основание сказать главное: «Друзья, работать по Иванову – это значит работать по-своему». Спасибо, Николай, за такой вопрос.

Тогда зачем, спрашивается, Игорь Петрович писал о десятках КТД, о том, что делал он вместе с ребятами и студентами-педагогами? Думаю, вот зачем. Вам приходилось бывать в картинной галерее или Музее изобразительных искусств? Видели – возле картины Репина или Брюллова стоит мольберт, это молодой художник пишет копию. Все понимают: не будет он всю жизнь копировать великих мастеров. Это учебный процесс. Он уже пишет свои собственные шедевры и, погружаясь в творческую манеру гения, растет по «закону» Ньютона: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

 

 КТД… Для кого-то это ново, непонятно.
Кто-то в них – как рыба в воде.
А для кого-то…

«Да ну их, эти КТД… надоело». Услышала я это «да ну» в 1988 г. в одном бывшем всесоюзном пионерском лагере и настолько опешила от неожиданности, что даже переспросила: «Что-что надоело? КТД?!» Подумала – аббревиатурная путаница. Если по Иванову, то КТД – это коллективное творческое дело. Как могут творческие дела, да еще придуманные самими ребятами, с высокой этикой, фантазией, импровизацией, сюрпризами, игрой, а то и с философскими мыслями, как может это надоесть?

Оказывается, здесь не то. Здесь «Методические разработки КТД». Их велено было вожатым составлять для ребят. И не понарошку, скажем ради педагогической тренировки, в учебном процессе, а для работы в отрядах. В этих, с позволения сказать, КТД, которые вожатые придумали не вместе с ребятами, а вместо них, все было «по науке»: цель, деление на микрогруппы, задания, выполнение и даже обсуждение… Вот она – схема без жизни, форма без содержания, очередная придумка для детей вместо коллективного творчества самих детей.

Меня насторожили названия: «Раз-два, левой», «У карты мира», «Комсомольский вестник», «Раз словечко, два словечко...». Читаю «разработку», а сама боюсь: вдруг, думаю, «два притопа, три прихлопа» появятся. Нет, на этот раз обошлось. Даже названия говорят о том, что это не дела на пользу и радость людям, как это принято в КТД, а занятия (почти уроки) по выявлению или развитию знаний, умений и навыков: маршировать, загадывать, отгадывать, петь, делать зарядку или политинформацию… И проводятся они как уроки, только повеселее.

Пришлось потолковать с вожатыми, а они так и говорят, что это у них не КТД, а КТИ: мол, коллективная творческая игра. Но если хорошо подумать, друзья, то «К» (коллективная) стоит отбросить, ведь эта игра придумана одним вожатым, а не коллективом. И даже «Т» (творческая) придется потеснить, ведь здесь ничего (или почти ничего) не надо творить, придумывать, сочинять и делать сообща. Так что это просто «И» – игра, которую однажды придумал вожатый и «гоняет» ее из смены в смену, из отряда в отряд, как пластинку, или как иной учитель из класса в класс один и тот же урок…

Когда листаешь подобные разработки, особенно если они сделаны добросовестно, то видишь: «Цель: развивать смекалку (или память), расширять знания (или кругозор), развивать музыкальные или математические способности…» Все цели у этих, так называемых КТД (или КТИ) воспитательные, педагогические. Казалось бы, что здесь плохого? Развитие личности, ее способностей – самое важное, ради чего мы, педагоги, с детьми. Беда не в том, что цели здесь воспитательные, а в том, что только воспитательные. А иных-то нет.

КТД по Иванову – это практическая забота о жизни, о самых разных ее сторонах, а не воспитание тех, кто все исполняет по сценарию педагога. КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый. КТД – это их общая забота, их жизнь, совместное творчество. С этого и начинается книжка И.П.Иванова: «Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». Где же тут воспитательные цели? Здесь полнокровная жизнь, а не стандартный педагогический процесс. Здесь не педагоги делают для детей игру, развлечения или организуют трудовой десант (а что еще хуже – «трудовое воспитание», когда главного дела – труда-то нет, а воспитание вроде бы ожидается). Здесь они товарищи по общей заботе о жизни, людях, школе. И о себе тоже.

И вот эта жизнь, организованная детьми вместе с педагогом, – эти дела, политические и нравственные споры, труд, походы, встречи и расставания, песни, сюрпризы, философские размышления, все – дружба, хохот, юмор, шум, суета, а то и неразбериха, – именно это, как в нормальной человеческой жизни, пестует, возвышает, развивает, способствует становлению личности. Растет Гражданин – Хозяин – Друг – Работник.

Мне очень жаль вожатых и классных руководителей, которые сами разрабатывают все от начала до конца и по заученному сценарию проводят мероприятия. Ведь самому же неинтересно, потому что жизни-то нет, и ты – не друг, не свой, не один из нас, а человек со стороны, в лучшем случае воспитатель, а то и надзиратель и «поучатель». Знаете, как ребята о нас таких поют (словами Буратино): «Поучают, поучают, поучают... Поучайте лучше ваших паучат…» Это о тех, кому надоели «эти КТД», кто выхолостил их жизненную, творческую, демократическую суть, потому что уверен: придумывать дети не могут, а сбор, хотя и признает высшим органом власти, чаще чем раз в месяц проводить не собирается: «Если ребята будут все придумывать сами, где же тогда педагогическое руководство? Мы-то, педагоги, на что? Им только разреши, они такого наговорят, да еще натворят…»

 

О тех, кто хочет побольше узнать о методике КТД

Сегодня уже вряд ли можно встретить педучилище или вуз, где не рассказывают или не читают лекции про методику (педагогику, технологию) академика И.П.Иванова. Конечно, для преподавателей «Энциклопедия КТД» – пособие лучше не придумаешь: разговорный язык, логика, методические советы, отличные примеры и многое другое, ценное для лектора. И вот тут-то происходит худшее, что только можно придумать: ретивое чтение лекций, ведение семинаров по этой книжке так усиливают поток словесно-книжной трансляции, что на этом и кончается еще не начавшееся коллективное творчество. Именно передача готового опыта, придуманных кем-то, пусть даже первооткрывателями, творческих дел, их выучивание, копирование, дублирование – все это противопоказано коллективному творчеству по существу.

Именно такие «последователи» очень скоро превратятся в тех, кто скажет: «Да ну их, эти КТД». То, что списано, выучено, прорепетировано по чужому сценарию и представлено на сцене да еще с наигранным энтузиазмом, – это уже не КТД.

Когда вышла в свет книжка «Коллективные творческие дела Коммуны имени Макаренко» (ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1970), ставшая впоследствии предшественником «Энциклопедии КТД», Игорь Петрович с горечью заметил: «Какую вредную книжку мы сделали!» Он испугался массового копирования, бездумного воспроизведения, слепого заимствования.

Как часто на творческих семинарах и лагерных сборах, где КТД – гвоздь программы, нам приходилось уговаривать и умолять робких педагогов, скованных и молчаливых: «Садитесь, пожалуйста, в круг, поближе». – «Нет, нет, – отвечали, – мы посидим в сторонке, тихонечко посмотрим и все запишем».

Но ни слушать, ни смотреть-то здесь нечего. Здесь не спектакль, не монтаж, не телепередача. И ничего нет «для» – для демонстрации, инспекции, наблюдения. Здесь вообще нет ничего, в чем ты сам не участвуешь. Здесь нельзя ничего понять, оставаясь сторонним наблюдателем. Более того, если все-таки кто-то на загородном сборе, празднике, слете так и не сможет включиться в общий шум, сутолоку, хохот, секретный дозор, разведку, тот ничего и не поймет: беспорядок какой-то. К сожалению, многие из нас привыкли к внешнему, а что еще хуже – к показному порядку, когда все без запинки, гладко, наизусть, стройными рядами, красивыми звонкими голосами. А здесь поют по бумажке, слов не знают, сбились, засмеялись, им кричат: «Ничего, давайте снова!» И они «выдают» сначала, не смущаясь, просто, как дома или в хороводе. А почему? Да потому, что лишь за пять минут до того, как надо выступать, это сочинили.

 

 В «Энциклопедии КТД»
более 50 дел

Трудовые КТД (глава «Жить не для наград»), познавательные («Выигрывают знатоки»), художественные («Дерзайте – вы талантливы»), спортивные («Бодрость, сила, здоровье»), общественные праздники («Видеть и понимать красоту жизни») составляют как бы первую часть книги. О второй – «Хозяин – коллектив» – разговор особый. Немножко погодя.

Большое значение имеет оригинальность формы и игровой характер каждого дела: защита проектов, суд над общественным злом, путешествие на машине времени, пресс-конференция и т. п. Игра увлекает не только детей, но и педагогов, и некоторое время успех дела держится именно на этом, особенно в младших классах. Там любая игра, кем бы она ни была предложена, вызывает готовность включиться в нее. Иное – в средних и старших классах, а тем более среди взрослых. Прямой перенос в их собственную жизнь чужого опыта, пусть даже очень интересного, но придуманного кем-то, а не ими самими, уже не вызывает эмоционального подъема и желания непременно включиться в дело.

Именно поэтому очень жаль, что многие педагоги не обращают должного внимания на вторую часть – на группу дел, которую академик И.П.Иванов назвал «Организаторские КТД» и которую, может быть, правильнее назвать на современном языке «демократический механизм». В главе «Хозяин – коллектив» несколько видов общих сборов, коллективное планирование, разведка дел и друзей, советы дела, газеты, эстафеты дружбы, система ЧТП (чередования традиционных поручений). Эти КТД занимает особое место в его системе: любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны – «на блюдечке с голубой каемочкой» – в готовом виде.

Педагогу важно понять, что основным вопросом всякого дела является вопрос: кто здесь хозяин? В методике КТД – сами члены коллектива. А в сегодняшней школе? Взрослые. Одни убежденно, другие по инерции делают ребят лишь исполнителями своих планов, кем-то сочиненных сценариев, монтажей, добиваясь пассивного послушания. Вольно или невольно они отражают и повторяют традиционную, годами сложившуюся и по сей день широко распространенную социальную практику – командно-административный стиль. Как трудно его преодолеть! Авторитарность отношений, оторванность «верхов» от «низов», кабинетное планирование деятельности других людей («подчиненных»), узурпация права на контроль и оценивание – все это приводит к отчуждению руководителей от подчиненных, человека от человека, детей от взрослых, сверстников друг от друга. «В результате, – пишет И.П.Иванов, – рождается бездумная исполнительность или привычка действовать активно, даже с инициативой, но лишь в том, что предусмотрено сверху».

 

На главу «Хозяин – коллектив»
следует обратить особое внимание

Она не как все. Ее дела пронизывают все другие КТД. Здесь – ответы на вопросы: «Кто все решает?», «Каким образом управляет?», «Кто сегодня главный?» и вообще «Чья на дворе власть?» Это про непосредственную и повседневную демократию, без которой ничего не получится: не будет инициативы и творческой увлеченности, сотрудничества и заботы о жизни, доверия к взрослым и дружбы между старшими и младшими. Организаторские КТД – это демократические оси, вокруг которых вращаются колеса инициативы и паровоз нашего творчества вперед летит.

Непременным этапом методики организации КТД является коллективный анализ любого проведенного дела (этап 4), которое мы сами задумали и спланировали (этап 1), подготовили (этап 2), осуществили (этап 3). Коллективный анализ собственной работы, как показывает опыт сотен детских, взрослых и разновозрастных коллективов, играет столь важную роль в развитии сплоченности и взаимопонимания, самоутверждения и самоопределения участников творческого процесса, что без четвертого этапа, без этой рефлексивной процедуры ни одно дело нельзя назвать ни коллективным, ни творческим.

Каждый из этапов организации КТД (этих четырех «сами») оснащен своими методическими приемами. «Финишная» рефлексия (этап 4) – коллективный анализ свершенного – также имеет свое методическое обеспечение. По И.П.Иванову, на общем сборе обсуждаются три основных вопроса: 1. Что было хорошо, что удалось и почему ? 2. Что не получилось и почему? 3. Что предлагаем на будущее? Здесь важен не только набор вопросов. Принципиальное значение имеет также их последовательность.

Часто, если что-то не удалось, люди стремятся говорить о плохом, начинают думать и обсуждать то, что не получилось, искать «виноватых». Понять и объяснить это несложно: неудача «болит», люди страдают, жалуются, ругают себя и других. Нередко такие «разносы» кончаются обидами, расторжением отношений. Методика коллективной рефлексии по Иванову помогает снимать психологическое напряжение, разряжать и предотвращать конфликты. Этот положительный эффект достигается, когда начинают не с «негатива», а с хорошего: что понравилось, удалось, обрадовало, кто особенно отличился, кому спасибо скажем.

Нами замечено одно парадоксальное явление: когда само дело получилось не так, как было задумано, или не так хорошо, как ожидалось, тем более когда оно явно не удалось, коллективное обсуждение не просто полезно, оно абсолютно необходимо.

Однажды во время анализа с треском провалившегося дела, анализа умного, просветляющего и даже вдохновляющего, один новосибирский педагог сделал нетривиальное умозаключение: «Методика КТД, как я понял, обречена на успех».

Действительно, когда коллектив не только оценивает прошлое, но и намечает программу своих дальнейших действий, когда «финишная» рефлексия становится «стартовой», у людей появляется перспектива, оптимизм, желание действовать.

 

Педагогическая задача КТД почти всегда скрыта.
Это «военная тайна» старшего

В каждой главе «Энциклопедии» есть короткое введение – автор говорит о воспитательных целях КТД: они развивают художественно-эстетические вкусы, воспитывают стремление к познанию непознанного, целеустремленность, настойчивость, душевную щедрость. Заметим, однако, главное: педагогическая задача КТД почти всегда скрыта. Это «военная тайна» старшего. В КТД он в позиции друга, заводилы, умного рядового.

КТД по Иванову – не назидание, не урок, не классный час, не воспитательное мероприятие. Оно поскольку воспитательное, постольку практическое, в той мере развивающее, в какой коллективное и творческое. Педагогические задачи КТД вторичны. Они – следствие доброго отношения к жизни.

Какое самое главное достоинство КТД? Пожалуй, вот какое: КТД – это сама жизнь или игра в жизнь. На языке науки можно было бы сказать – в одних случаях это проектирование и преобразование жизни, в других – имитационное моделирование – вхождение в жизнь через ее конструирование и обретение социальных ролей. Здесь «играют» в трудовой десант, рейд, фабрику, почту, сюрпризы, пресс-конференцию, защиту проектов, путешествие, экспедицию, город, суд, театр, газеты, журналы, конкурсы… Здесь то ли играют, то ли живут этим… Здесь все вместе.

Но если вы, прочитав книжку, вдохновитесь, а потом, когда ничего не получится, упавшим голосом уныло скажете: «Да ну их, эти КТД», не спешите отчаиваться. Бетховенская «Аппасионата» не виновата, что ее плохо исполняют. Методика КТД тоже не виновата, что в ней не разобрались и кто-то подсовывает ребятам очередной сценарий, придуманный или подсмотренный там, где предпочитают гладкое и отрепетированное, импровизации и непосредственности, где умные дела заменяют «развлекалочкой». А ребят из хозяев, строителей и преобразователей жизни, вновь возвращают в роль объекта учебно-воспитательного процесса, в положение исполнителей пусть доброй, но не своей воли.

 

А теперь об «Энциклопедии КТД-2»

Это о том, что мы можем сделать сами. Я много и часто бываю в школах и порой глазам своим не верю – при всей сегодняшней материальной бедности у многих учителей не угасает творческая инициатива, желание двигаться вперед. И КТД и ЧТП делаются весьма часто и, конечно, по-своему. Действительно, если мы, педагоги, не научим детей быть самостоятельными, строить жизнь на своей собственной основе, кто им поможет обрести свободу, оптимизм, веру в себя и друзей?

Присылайте ваши КТД по адресу: 630090 Новосибирск, а/я 575. Может быть, сделаем следующий выпуск.

А что? Это идея. «Энциклопедия КТД» продолжается. Не забудьте указать ваш адрес, школу, имена, фамилии и прочие важные и интересные подробности.

Людмила Борисова,
доктор социологических наук,
действительный член Международной педагогической академии

КТД – не мероприятия,
а забота

Коллективные творческие дела – это прежде всего полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни, в которой педагоги выступают как старшие товарищи ребят, действующие вместе с ними и впереди них.

Многосторонняя постоянная забота друг о друге, о своем коллективе, об окружающих людях, о далеких друзьях, поиск лучших средств этой заботы, все более четкая организация своей жизни, разнообразных дел на пользу и радость своему коллективу и другим людям – вот что сплачивает воспитателей и воспитанников.

И чем богаче, целеустремленнее, организованнее общая жизнь старших и младших, тем эффективнее тот многосторонний воспитательный процесс, который идет «по ходу», в глубине этой жизни: и воспитывающее воздействие педагогов (прямое и косвенное, открытое и скрытое), и взаимное влияние самих воспитанников друг на друга, и самовоспитание старших и младших.

В каждом коллективном творческом деле проявляется сущность педагогики общей заботы.

Суть каждого дела забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.

Дело это – коллективное, потому что совершается вместе – ребятами и старшими товарищами, как их общая забота.

Дело это – творческое коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что творится сообща – не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается... Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности, ведь оно – частица жизни.

Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской. Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления, активного, гражданского отношения к людям и окружающему миру. КТД, обогащая коллектив и личность социально ценным опытом, позволяет каждому проявить и совершенствовать лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

КТД – это способ организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью жизни и в то же время основное воспитательное средство (инструмент) методики. В этой книге собраны КТД, которые были придуманы, разработаны и осуществлены в 60–70-е гг. «кимовцами» — студентами ЛГПИ им. А.И.Герцена, объединенными в Коммуну имени Макаренко (КИМ), которая работала под научным руководством автора. Нашу энциклопедию КТД мы дарим всем, кто будет продолжать и развивать наш опыт в современных условиях жизни общества. В школах, ПТУ, в летних походах и лагерях будут создаваться новые КТД, а значит, непрерывно пополняться их копилка. Однако при этом нужно помнить, что успех КТД и их воспитательно-развивающий эффект зависит от умелой организации дела, когда его создателем и участником становится каждый. И здесь тоже, надеемся, пригодится разработанная нами технология коллективного организаторского творчества. Напомним основные его этапы, формы и способы осуществления.

1. На основе донесений гайдаровской разведки дел выбирается то или иное коллективное творческое дело, проводится конкурс между первичными коллективами на лучшие варианты, предложения, проекты

2. На общем сборе заслушиваются и обсуждаются все варианты (один из них отбирается для осуществления или создается сводный проект); выбирается совет дела из представителей каждого первичного коллектива.

3. Совет дела, опираясь на предложения первичных коллективов, разрабатывает избранный вариант, учитывая местные условия, распределяет поручения между первичными коллективами, а затем сам же и руководит выполнением задуманного.

4. Проведенное дело обсуждается на общем сборе-«огоньке», причем каждый первичный коллектив высказывает свое мнение об удачах и недостатках, а затем обязательно вносит свои предложения на будущее.

Сила каждого коллективного творческого дела в том, что оно требует общего поиска, дает ему толчок и открывает для него широкий простор. Поэтому-то в каждом из таких дел – гибкая форма и богатое, разнообразное содержание, нестандартные варианты.

И как напутствие идущим вслед за нами – два коммунарских девиза: «Наша цель – счастье людей!» и «Всё – творчески, иначе – зачем!».

 

Жить не для наград

В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд-творчество. В центре внимания воспитателей – освоение трудовой культуры, развитие нравственного отношения к труду, собственности, материальным богатствам нашего общества, к таким сторонам окружающей жизни, которые нуждаются в практическом улучшении и которые можно усовершенствовать или своими силами, или помогая другим людям. Цель трудовых КТД – обогатить знания ребят об окружающем, выработать взгляды на труд как основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а также умение и привычку реально, на деле заботиться о близких и далеких людях, работать самостоятельно и творчески. Обогащение воспитанников трудовым опытом происходит во взаимосвязи с другими видами общественно ценной практики.

АТАКА – операция, имеющая своей целью быстрое исправление тех замеченных в окружающей жизни недостатков, которые можно устранить силами своего коллектива и его друзей. Такие атаки совершаются в короткий срок, в течение одного или нескольких часов. Возможные задания (предложения) для атак:

Трудовые атаки проводятся после специальной разведки или по любому сигналу о замеченных в окружающей жизни недостатках. Создается сводный отряд добровольцев (из ребят разного возраста вместе с их взрослыми друзьями), выбирается командир. Этот сводный отряд затем отчитывается о результатах атаки перед всем коллективом (группой, отрядом, классным коллективом и т. п.) или перед руководящим органом (советом, комитетом).

Очень важно, чтобы трудовая атака держалась в секрете от тех, о ком заботятся участники операции, или, по крайней мере, о ней знали только ответственные лица, с которыми нужно договориться, чтобы не получилось недоразумения.

 

Как это было

(Из дневника Галины Рогачевой и Галины Ворониной)

«Вернувшись в свой лагерь после выступления в клубе и игр-молний с ребятишками, мы, как водится, с пристрастием обсудили на вечернем «огоньке» свои действия. И решили не откладывая в долгий ящик этой же ночью выполнить данное в устном альманахе обещание: практическими делами позаботиться о своих новых друзьях. Почему ночью? Да ведь еще гайдаровский Тимур доказал, что ночь – это лучшее время для секретной работы на пользу людям. К тому же мы решили завтра в полдень отправиться дальше, так что увидят сельчане плоды наших трудов уже без нас. И это тоже хорошо: если похвалят, так за глаза (а может быть, поругают?).

Наметили четыре трудовые атаки: из них две на школу («Крыльцо» и «Дрова»), на автобусную остановку («Будка») и на переправу («Мост»).

И вот – полночь. Самое темное время. Вокруг костра – столпотворение: составляются сводные отряды.

Юра Афанасьев, командир операции «Мост»,– в плотном кольце мальчишек. Здесь все наши детдомовцы и еще несколько ребят, удравших, подобно Тому Сойеру, из теплых постелей.

Собирается снаряжение: топоры, пила, гвозди, банки с краской, кисти, электрические фонарики. Еще минута – и в лагере не остается никого. Юрин отряд растворяется в чаще леса.

Другие идут в деревню. Стараемся идти как можно тише: надо, чтобы операция прошла втайне.

У нашего отряда – самый длинный путь. Километра три топаем вдоль берега реки, потом – по пустынной улице села. Но вот и старинное одноэтажное здание начальной школы!

Подходим к крыльцу. Школа, конечно, на замке: лето! Вдруг – оглушительный лай собаки откуда-то из-за школы. Мы в панике: «Как бы она не разбудила всю деревню!» Но наши девочки (воспитанницы детдома) Галя, Римма и Ира, уверив нас в том, что этот пес их хорошо знает, отправились к нему использовать знакомство в наших общих интересах. И верно – пес быстро умолк, как будто поняв всю важность таинственной тишины... Правда, нам все-таки пришлось потревожить «хозяйку школы», чтобы попросить кисти и пилы (нашу единственную пилу взяла Юрина бригада), так что она невольно стала нашей сообщницей...

Разделились на две команды. Одна принялась за оформление крыльца, а другая, вооружившись пилами и теплыми напутствиями «хозяйки школы», отправилась к сараю.

Да, это совсем не простое дело: пилить дрова! Подойдя к поленнице, мы столкнулись с первой трудностью: не было козел. Пришлось соорудить довольно сложные установки из бревен и поленьев. Они не были, конечно, образцом передовой техники, но все же кое-как держали бревно, а это было самое главное.

Мы разделились по трое: двое пилят, а третий сидит верхом на бревне и держит его всеми возможными способами. Вот первые бревна положены на импровизированные козлы, и... тут-то и началось! Пилу ставишь на бревно прямо, а пилишь почему-то вкось. Да еще и пилу не сразу вытянешь, а если вытянешь, так она вдруг сама начинает тебя тянуть вперед и назад. Приходится за ней бегать туда и обратно, от бревна и опять к бревну...

Но вот последнее бревно одолели. Подошли к крыльцу школы, которое украшали рисунками наши художники. Работа была в самом разгаре. Стали ожидать конца и подбадривать живописцев. Но вот и конец. Полюбовались веселым солнышком на фронтоне, звездами, ракетными кораблями и пошли домой.

Стали подходить к автобусной будке: никого нет, а будка стоит и сияет свежей краской. Это постарались наши подруги из КИМа (коммуна имени Макаренко) во главе с Инной Аванесян.

Через речку шли по новому мостику. Это сделали Юра Афанасьев и мальчики. Пришли в палатки, а спать не хотелось. Но все же, как только легли, сразу уснули...»

 

ДЕСАНТ – операция, проводимая силами ребят и их старших друзей: выход или выезд добровольцев для помощи другим коллективам и организациям в каком-либо жизненно важном деле. Помощь может и должна быть оказана в сравнительно короткое время, обычно в течение одного или нескольких дней напряженной, ударной работы.

Трудовой десант организуется по призыву тех, кому необходимо оказать помощь, по заданию руководящих органов, по инициативе самого коллектива.

Примеры жизненно важных задач для трудовых десантов:

Решение о посылке десанта принимает экстренный общий сбор или совет коллектива. Участвуют в десанте на добровольных началах целые коллективы или сводный отряд, командир которого выбирается общим сбором (советом) и несет перед ним полную ответственность. Взрослые участвуют в десанте в качестве членов штаба, рядовых бойцов.

В зависимости от цели десанта подготовка к нему длится несколько дней или часов. В отдельных случаях десант проводится по тревоге, а подготовка к выполнению задачи идет на ходу.

Трудовой десант может включать в себя секретные трудовые атаки и праздничные сюрпризы.

Трудовые десанты воспитывают потребность и умение приходить на помощь людям в любое время и в любых условиях, заботиться о них бескорыстно и самоотверженно; развивают находчивость, настойчивость, чувство ответственности перед обществом и коллективом – основу сознательной дисциплины.

TopList