Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №6/1999

Архив

Всероссийская акция в двух измерениях

Это пикет у здания Совета Федерации в Москве.
А всего по стране во Всероссийской акции протеста в январе участвовали
(по данным профсоюза) более 230 тысяч педагогов.

 

I. Протестное измерение

На небольшом пятачке между Генеральной прокуратурой РФ и зданием Совета Федерации, требуя от властей прекратить отнимать из года в год зарплату у школьных учителей, собрались люди, которые призваны воспитывать у наших детей веру в справедливость избранного Россией демократического пути, желание честно служить ее интересам, уважение к лозунгам доброты и гуманизма. Как видно на фотографиях, сегодня у наших учителей совсем другие лозунги.

Коллективы более 10 тысяч образовательных учреждений из 72 территориальных организаций 27–29 января проводили акции протеста в различных формах (забастовки, приостановка работы, митинги, пикеты, собрания) по всей России.

Всероссийская акция такого размаха провозгласила две цели.

Первая цель уже традиционна – добиться от администраций субъектов РФ и органов местного самоуправления гарантий обеспечения выплаты текущей заработной платы и поэтапного погашения долгов работникам образовательных учреждений в субъектах РФ. Вторая цель – выразить поддержку конкретным действиям Правительства Российской Федерации, направленным на решение проблемы оплаты труда работников образования в субъектах РФ. Новый парадокс нашей жизни: профсоюзы собирают пикеты в поддержку правительства.

Пикет у здания Совета Федерации РФ требовал безусловного выполнения главами администраций субъектов РФ рекомендаций Правительства РФ по организации выплаты текущей заработной платы, поэтапного погашения долгов и гласного использования средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ и принятия Федеральным Собранием Российской Федерации законодательных мер, не допускающих нерационального использования бюджетных средств и средств, полученных от использования имущества в субъектах РФ.

Владимир Филиппов, министр общего и профессионального образования РФ, назвал астрономическую по меркам бюджетов средней российской школы сумму – около трех миллиардов рублей. Такова задолженность по зарплате учителям. В губернских центрах ее в среднем не выдавали один-два месяца, а на периферии – 10–12 месяцев! Такая картина почти во всех регионах-должниках. И добиться справедливости практически невозможно.

«При невыплате заработной платы были случаи обращения учителей в суд, – рассказывает Владимир Филиппов. – И суды присуждают выплачивать заработную плату, в безакцептном порядке деньги должны поступить в данную школу. Но деньги почти не поступают, а если частично и поступают, то их отдают тем, кто их отсудил. И даже добившиеся справедливости учителя оказываются причиной новой несправедливости: присуждая себе эти деньги, они оставляют без средств других учителей в коллективе».

Знаете, о чем в последнее время даже боюсь помечтать? О России, в которой люди станут чувствовать, что живут на родной земле. Что у них, у этих людей, – не чужая, фатально неудачливая, а своя, понимающая их интересы, власть, которую следует поддерживать. Кто-нибудь из читателей, быть может, искренне удивится – мол, что тут недостижимого? Воля твоя! Но речь идет не о моей, а о нашей общей воле, речь – о нашем обществе.

В последние годы наше общество изменилось во многих своих чертах неузнаваемо. Изменилось наше восприятие добра и зла, возможного и недопустимого, престижного и постыдного – тут каждый приведет десятки примеров из собственной жизни.

Учителя голодают, мрут без лекарств, а общество не потрясено. Да и с чего бы? Если нас не удивишь кровавыми преступлениями, заказными убийствами, авторитетом «воров в законе» и коррупцией чиновников, ворующих на основании приспособленных под воровство законов, стоит ли переживать из-за каких-то учителей? Не военные ведь, не шахтеры – постоят и разойдутся.

И так во всем – жестокость, равнодушие, двойная мораль, двойная бухгалтерия. Даже на селекторном совещании в Доме правительства с руководителями субъектов Федерации по вопросам текущих выплат по заработной плате «двойная бухгалтерия» не раз всплывала. У замминистра финансов Виктора Христенко цифры были свои, у руководителей регионов – иные...

 

II. Властное измерение

Недавно в Институте экономических проблем переходного периода (ИЭПП), больше известном как «институт Гайдара», состоялся семинар по проблемам выживания россиян в условиях кризиса. Российские и американские ученые обсуждали печальную статистику падения жизненного уровня российских семей.

Участников семинара озаботило и удивило, что, несмотря на тотальные задержки заработной платы и невыплаты пенсий, в России не наблюдается революционной ситуации – забастовочное движение пошло на убыль. Причем самый заметный спад забастовочной активности произошел среди учителей, где традиционно количество бастовавших было наибольшим. Предположили, что этому способствует боязнь людей потерять работу – по данным Госкомстата, отмечен и ожидается дальнейший рост безработицы.

Но теория – теоретикам, а практика – властным структурам. Заместитель председателя Правительства России Валентина Матвиенко провела важное селекторное совещание с руководством регионов по проблеме выплаты зарплаты работникам бюджетной сферы.

На селекторном совещании присутствовали представители всех ведомств, входящих в социальный блок правительства, а также председатель ЦК профсоюза работников народного образования и науки Владимир Яковлев. Разговор был не всегда лицеприятный, но подтвердил, что правительство не забыло свой тезис о «социально ориентированной экономике», и показал, что образовательные приоритеты у федеральной и региональной власти, как говорится, не обязательно совпадают.

Зарплатная эпопея длится в России уже третий год. В 1998 год, как считают в Минфине, страна вступила без долгов (правда, ценой колоссального недофинансирования бюджетом остальных статей). В 1999-м помогают печатный станок, взаимозачет, проведенный на десятки миллионов рублей, и выручка от продажи акций «Газпрома». Теперь по стране в среднем задержка выплат учителям – чуть больше двух месяцев. Но во многих регионах она зашкаливает за полгода.

Как это происходит, видно на конкретном примере.

В начале января Минфин РФ перечислил Вологодской области очередные 25 миллионов рублей. Но департамент финансов области сообщил бастующим, что из Москвы получено всего 18 миллионов. И, распределяя эту сумму между районами, «отрезал» от нее еще 8 миллионов рублей для областных контор.

Вице-премьер Валентина Матвиенко пригласила губернатора Вологодской области Вячеслава Позгалева на селекторную беседу.

Беседа оказалась настолько характерной и поучительной, что позволю себе привести выдержки из нее.

 

Валентина Матвиенко:

– Я недавно встречалась с группой учителей из ваших сельских районов, они обижаются на ситуацию с выплатой зарплат, на невнимание руководства области. Я крайне удивлена вашими приоритетами – деньги пошли на органы управления – управление внутренних дел, противопожарную службу и т.д. Им тоже нужно платить зарплату. Но почему в сельские районы из 25 миллионов рублей всего перечислено один миллион сто?

 

Вячеслав Позгалев:

– Вам дали данные, специально подтасованные.

 

Валентина Матвиенко:

– За подписью вашего заместителя Позднякова? На бланке области!

 

Вячеслав Позгалев:

– Я вам докладываю – работникам бюджетной сферы в декабре направлено 125,9 миллионов рублей. И 25 миллионов рублей находятся в этой сумме. Но как они распределены – это дело распределения. Мы направили 74,3 процента денежных доходов на погашение задолженности по зарплате и с января месяца платим текущую зарплату всем учителям.

 

Валентина Матвиенко:

– Прочитала в вашей местной газете ваше высказывание о том, что выплата зарплаты сельским учителям – проблема местных сельских органов власти. Но на селе нет реальных ресурсов. Может, вообще рассмотреть, учитывая сложную ситуацию, возможность взять школы на областной бюджет?

 

К этому принципиально важному для российской школы вопросу Валентина Матвиенко вернулась еще раз. Ее позиция на сей счет, похоже, сформировалась: «Мы – федеративное государство, – сказала она. – У нас за выплату зарплаты учителям, врачам по учреждениям регионального ведения по законодательству отвечает губернатор. А по учреждениям местного ведения – руководитель местных органов самоуправления в соответствии с законом о местном самоуправлении. Строго говоря, нужно внести поправки в закон о местном самоуправлении и учреждения социальной сферы перевести в сферу ответственности губернатора. Иначе продолжится постоянное перекладывание ответственности, сохранится огромный разрыв в социальном положении бюджетников в губернских центрах и на периферии».

Вице-премьер напомнила, что на 18 февраля запланировано заседание правительства специально по рассмотрению вопроса ежемесячной выплаты зарплат и пенсий с приглашением губернаторов: «Подведем итоги и года и января, рассмотрим протоколы и предложения, которые будут подписаны Министерством финансов с регионами».

Обращаясь к представителям регионов, Валентина Матвиенко предупредила: «Ситуация в первые три месяца будет крайне напряженной. Ускорьте введение налога с продаж, посмотрите другие резервы и источники доходов, подумайте, как пополнить бюджеты дополнительными средствами».

Сказала вице-премьер и о том, что правительство не может согласиться с практикой, «когда зарплата бюджетникам выплачивается в виде авансов и из этих средств не взимаются начисления в пенсионный и другие внебюджетные социальные государственные фонды».

И попросила руководителей регионов встретиться с учителями, с педагогическими коллективами. «Посоветуйте сделать это всем уровням исполнительной и законодательной власти, чтобы акции протеста не усугубили экономическую ситуацию в стране. Нужно объяснить людям: необходимо еще немного потерпеть. Дальше задача стоит так – ежемесячная выплата зарплаты обязательно с января месяца и частичное погашение долгов в соответствии с графиком, который будет утвержден по каждому региону».

Такая недвусмысленная позиция правительства во многом определила позицию профсоюза. Владимир Яковлев, председатель ЦК профсоюза работников образования и науки РФ, счел необходимым подчеркнуть:

«Мы поддерживаем действия правительства и меры, принимаемые им по выплате зарплаты. Другое дело, что законодательно (это еще не все понимают) правительство не может ни спросить, ни потребовать к ответу нерадивых региональных чиновников. Сколько бездушных руководителей регионов – в Вологде, например, люди в пикете на морозе мерзнут не один день и никто из администрации даже не находит возможности выйти и пообщаться с ними».

«Теперь нужно научить учителя прежде всего тому, что надо требовать от местного депутата. Привычка осталась такая у педагогов – о нас должно позаботиться государство. Но мы ведь школу-то сделали негосударственной – органы самоуправления у нас не входят в систему государственной власти», – сетует Яковлев.

Действительно, в Конституции РФ образование отнесено в совместному ведению двух субъектов – федеральной власти РФ и субъекта РФ. Так сказать, совместное управление. А на деле ответственность за судьбу незаметно сбросили на местное самоуправление.

«В среднем образовании по закону за выплату заработной платы учителям отвечает ДИРЕКТОР ШКОЛЫ. Он назван работодателем в Законе «Об образовании». Но у нас есть еще учредитель и понятие учредителя, его ответственность перед работником и перед законом нигде не прописана, – считает Владимир Яковлев. – В новом Трудовом кодексе, который должен заменить существующее трудовое законодательство, действующий КЗоТ, – даже в нем не нашлось места для упоминания о том, что существует в стране такая юридическая категория, как собственник и учредитель. И получается, что директор завода, который по закону является работодателем, выполняет лишь волю собственника, того, кому принадлежит завод, а собственник, или учредитель, ни за что формально не отвечает. И в Законе «Об образовании» функции учредителя формально записаны, но всем остальным законодательством не определены».

Не часто, но все же бывает, что суды рассматривают иски учителей – от имени профсоюза или индивидуальные – и даже пытаются найти управу на местную власть. Известны случаи ареста счетов местной администрации. Но счета оказывались пустыми. Многие научились и вовсе обходиться без них. Пока никто не хочет проверять происхождение средств внебюджетных фондов, которые нередко пополняются в том числе и из бюджета. В результате получается бюджет с двойным дном: нижняя часть обеспечивает условия безбедного существования администрации, верхняя – демонстрирует ее бедность и служит поводом говорить о трансфертах.

Обанкротить власть у нас невозможно. Законодательно привлечь к ответственности – тоже. Власть безнаказанна. Не без основания Владимир Яковлев убежден, что законодательство, по которому мы живем, создавалось очень умными людьми. «Оно такое дырявое, оно так пестрит белыми пятнами не потому, что готовилось неквалифицированными людьми, а потому, что авторы хорошо понимали, что упадет через дыры и будет закрыто белыми пятнами. Посмотрите, как прекрасно в законодательном поле уживаются олигарх, криминал, силовые структуры, и при этом никто ни за что не отвечает».

По мнению профсоюзного лидера, надо смотреть в корень и понять: кто и почему не хочет законности и правопорядка. «Ведь если даже губернатор и поставит вопрос о передаче забот школы на региональный уровень – упрется местная власть: они же получатели живых учительских бюджетных денег», – говорит он.

И последний вывод из разговора на селекторном совещании: инфляция тяжела для того, кто деньги платит. Тому, кто собирает налоги, она даже помощница – собственные доходы субъектов Федерации в декабре возросли лавинообразно и составили 60 млрд. руб. Хотя сборы «живыми деньгами» в среднем по России – только 34 процента от этой суммы.

По словам замминистра финансов Виктора Христенко, одновременно с ростом доходов возросли и так называемые взаимозачеты. В результате вместо положенных 20 млрд. рублей бюджетники получили только 11 млрд. рублей. «Если тенденция роста зачетов будет продолжаться, то мы не погасим задолженность по зарплате бюджетникам никогда», – заявил замминистра. По его словам, в отдельных территориях сборы «живыми» деньгами настолько малы, что «выплаты зарплаты в таких регионах превращаются в проблему федерального центра». Проблему, в обозримом будущем неразрешимую.

На заседании правительства Минфину было поручено в течение двух недель провести встречи с губернаторами, проанализировать по итогам года ситуацию в каждом регионе, определить объем помощи каждому субъекту Федерации и подписать с каждой территорией соглашения, в которых зафиксировать взаимные обязательства по выплате зарплаты, а также утвердить графики погашения задолженности. Запланированы проверки ряда территорий КРУ Минфина по целевому использованию на зарплату выделяемых трансфертов и расходованию бюджетных средств. Готовятся предложения по введению в ряде регионов казначейского исполнения бюджетов, что позволит установить четкий контроль за расходованием средств.

Но в целом региональная власть продемонстрировала верность олимпийским принципам: главное – участие в процессе, результат – дело второе. Отсюда и спокойствие олимпийское у руководителей регионов. Действительно, если федеральный центр все еще верит в спасительные западные кредиты, так почему бы не ждать губернаторам милостей от Минфина?

 

Что остается делать уставшим от безденежья и обалдевшим от нынешних цен законопослушным работникам школы? Надеяться на лучшее, готовясь к худшему? Снова идти на митинги и забастовки? Но голод плакатами не переспоришь.

Анна КУЗНЕЦОВА

Публикация произведена при поддержке ОП МРЭО – 3. ОП МРЭО - 3 предоставляет широкий спектр профессиональных услуг для автолюбителей. В число регистрационных действий, предлагаемых ОП МРЭО – 3, входят такие услуги, как перерегистрация, постановка на учет и снятие автомобиля с учета, оформление договора купли-продажи, восстановление номерных знаков, замена водительского удостоверения, получение международного водительского удостоверения и выдача дубликатов свидетельств о регистрации. Узнать больше о предложении ОП МРЭО – 3 можно на сайте http://mreo3.ru/

Рейтинг@Mail.ru