Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/1999

Архив

Публикация статьи произведена при поддержке интернет магазина "Шатура". Интернет магазин "Шатура" предлагает по выгодной цене приобрести высококачественную офисную мебель для руководителя и персонала. Богатый каталог офисной мебели, с которым можно ознакомиться на сайте интернет магазина "Шатура" по адресу shatura-office.ru, включает в себя уже готовые планы для кабинетов руководителя и рабочего офиса. А так же Вы всегда можете пригласить в свой офис квалифицированного менеджера мебельной компании "Шатура", который произведет все замеры, проконсультирует по всем сериям офисной мебели, и создаст профессиональный план Вашего помещения.

Не окажется ли обещанное повышение зарплаты учителям первоапрельской шуткой?

Смогут ли регионы найти к началу апреля деньги, необходимые для увеличения зарплаты учителям и другим работникам бюджетной сферы? Не проще ли будет это сделать, если перевести школу из муниципального подчинения в областное? Такие вопросы задала наш парламентский корреспондент членам Совета Федерации.

Вот что ответил на эти и другие вопросы нашему парламентскому корреспонденту Анне КУЗНЕЦОВОЙ член Совета Федерации, член Комитета по вопросам экономической политики, губернатор Пермской области Геннадий ИГУМНОВ, которому, кстати, Международная академия лидеров бизнеса и администрации не так давно вручила Факел Бирмингема за выдающийся вклад в осуществление международного проекта «За успешное экономическое выживание и развитие в условиях социально-экономического кризиса»:

– Пермская область – мощный регион: по объему промышленного производства мы занимаем твердое 11-е место в России. Ресурсный потенциал – один из самых сильных: у нас есть уголь, нефть, газ, огромное количество леса, мы являемся монополистами по производству калийных удобрений.

Одним словом, мы – регион-донор, и этим многое сказано.

Вообще для социальной стабильности, в том числе и в области образования, самое главное – производство. В 1992 году мы стали проводить отличную от других регионов налоговую политику – мы первыми в России пришли к выводу, что если государство не снижает налоги, то нам это надо делать самим.

Мы приняли целую серию законов, которые есть не у всех других субъектов Федерации: закон о защите иностранных инвестиций, закон о поддержке малого и среднего предпринимательства, закон об упрощенной схеме налогообложения для малых и средних предприятий, закон о промышленной политике, по которому 30 процентов бюджета развития идет на поддержку товарного производства, закон об исключении из налогообложения той части прибыли, которая идет на реконструкцию и развитие. На выходе у нас закон о земле, который коренным образом отличается от известных в России аналогов. Думаю, он будет одним из самых привлекательных.

Сегодня мы на Урале занимаем первое место по многим показателям – у нас самый высокий уровень заработной платы, самая низкая стоимость потребительской корзинки, самый большой объем производства на душу населения. Мы занимаем 6-е место в России по уровню и качеству жизни, 8-е – по уровню инвестиционной привлекательности, 9-е место – по товарообороту, 10-е – по научным разработкам.

На ваш вопрос о деньгах для учителей при росте заработной платы отвечу честно: живых денег на это нет.

Я, кстати, против этого закона голосовал. Потому что знаю – денег нет и не будет. Что толку, что мы на бумаге приняли закон, если под него нет денег? Мы, как территория-донор, очень хорошо это понимаем. А дотационная территория, конечно, рассчитывает на то, что папа большой, он заплатит. И всегда голосует «за».

Средняя продолжительность задержки заработной платы в бюджетной сфере у нас в Пермской области составляет 21 день. Это не так много по сравнению с другими регионами. Но это факт. И, поскольку есть долг и его надо вернуть, средств на повышение зарплаты в региональной казне нет.

Но повышение заработной платы грядет. И отступить от него нельзя хотя бы потому, что бюджетники живут ужасно тяжело. Поэтому будем сокращать любые другие расходы. Сегодня порядка 70 процентов всех денег, которые мы собираем, налогов, я направляю на погашение долгов и на выплату заработной платы. Текущую заработную плату платим нормально, но с долгами закопались.

Зарплату учителям поднимем обязательно. Правда, здесь надо учитывать, что мы уже повысили зарплату своим бюджетникам на 30 процентов еще в прошлом году, с прошлого января. Так что нам ее придется не в полтора раза повышать, а несколько меньше. И если будут ресурсы, мы не станем дожидаться, пока правительство или наше Федеральное Собрание примут следующее решение о повышении заработной платы, – сами будем ее повышать по мере возможности.

Еще вопрос: нужно ли отдавать школу из муниципальной собственности в региональную. Я считаю, что надо идти с другого конца. Не столько школу надо отдавать в руки субъекта Федерации, сколько надо менять структуру государственного управления. Сейчас город и район отделены от государственного управления и являются муниципальными самоуправляющимися территориями. Мы государственные функции у них оставили, а из системы государственного управления вывели. Надо возвращать в систему государственного управления города и районы, а местное самоуправление оставить только на уровне таких поселений, как село, поселок. Там – местное самоуправление. Там хватит денег, чтобы оно работало. И не нужно будет вообще поднимать вопрос – отдавать из местного самоуправления в субъект Федерации управление школой или нет, проблема снимется сама собой. Я был 13 лет председателем горисполкома и даже помыслить не мог, чтобы школа в моем городе управлялась из областного центра.

В Пермской области существует программа развития общеобразовательной и высшей школы на пять лет. Мы стали экспериментальной площадкой Министерства образования по 23 проектам. Мы делаем много для того, чтобы у нас школа работала спокойно.

К идее двенадцатилетки тоже отношусь нормально. Поэтому и был инициатором страшнейшей дискуссии в Совете Федерации по поводу реформы высшего образования. Возьмите любую страну – Францию, Германию, Америку, – как только начинается кризис, так они расширяют систему высшего образования. Зачем? Чтобы вовлечь молодежь, не дать ей возможности болтаться на улице. А у нас начинается свертывание образования. Мы – единственная страна в мире, которая в третье тысячелетие входит с меньшим количеством студентов, чем было 10 лет назад. Это абсолютно ненормально.

Не все образовательные проблемы являются прерогативой верхнего уровня власти. Частично решать их можно и на уровне регионов. Но беда заключается в том, что это будут делать только те регионы, у которых для этого возможности есть. Отдельные территории просто не могут помочь своему образованию, ибо у них нет денег, у некоторых из них нет даже статей образования и науки в своих бюджетах.

Конечно, многое зависит и от конкретного человека. Например, от директора школы. Если это человек энергичный, творческий, понимающий, что образование – будущее не только тех детей, которые учатся в его школе, это будущее России, он найдет понимание, один не останется. И таких директоров у нас очень много.

Сергей ДУДНИК, председатель Думы Приморского края:

– Ситуация в Приморском крае тяжелая, задолженности по зарплате бюджетникам большие.

За последние месяцы задолженность по заработной плате несколько сократилась и составляет в среднем по области 3–4 месяца. Во Владивостоке долгов перед бюджетниками нет, но в ряде районов – есть, и немалые, в целом по области картина неровная. Долги по детским пособиям – 834 миллиона деноминированных рублей, это примерно за 19 месяцев. Это очень большие долги, самые большие в Дальневосточном регионе, и мы ищем пути их покрытия. Однако выплачивать повышенную заработную плату надо, это безусловно, потому что цены выросли на 184 процента, а реальная заработная плата, даже индексированная, не восполнит потерь.

Но денег на повышение заработной платы у нас сегодня нет. Вместе с администрацией мы создали рабочую группу по поиску доходов в доходную часть бюджета – алкоголь, лес, рыба и т.д. Задача поставлена – отдать заработную плату учителям. Это справедливо, и все органы государственной власти должны ее выполнять.

Будут ли деньги в муниципальных школах? Если денег нет в территории, то их нет и в районе. Наша главная задача – найти источники денег, а уж как их разделить – с мэрами городов, с главами муниципальных образований – мы всегда решим.

Первое, что надо сделать, – собрать деньги в территории, просто навести порядок. У нас есть ресурсы – лес, рыба, уголь. Ведь вы знаете статистику – сколько денег уходит за рубеж. Там сейчас находятся сотни миллиардов долларов, они ушли из России на волне нашей бесхозяйственности. Поддержим товаропроизводителя, наведем порядок в финансах – так и средства появятся.

Василий НАЗАРЕНКО, председатель Думы Чукотского автономного округа:

– У нас очень сложная ситуация. Денег на то, чтобы поднять зарплату учителям с апреля, у нас нет и не будет. Долги у нас есть – 3-4 месяца задолженности бюджетникам. Пока не улучшится ситуация хотя бы с выплатой задолженности – что говорить о повышении зарплаты? Налог с продаж у нас введен, вступит в действие с первого апреля. Посмотрим, будет ли он работать.

У нас регион особый, северный, и он должен быть на финансировании центра – силами региона социальных проблем не поднять.

Зима у нас затяжная, закончится только в июне месяце. И так же долго тянутся проблемы с оплатой труда учителей. Однако митингов, демонстраций, забастовок у нас нет, с учителями мы ладим миром.

Даниил ТАБАЕВ, председатель Государственного собрания – Эл Курултая Республики Алтай:

– Я сам принимал участие в голодовке здесь, на ступенях Совета Федерации, для того чтобы обратить внимание исполнительной власти на бедственное положение работников социальной сферы, в том числе – работников образования. Думаю, сегодня нависла реальная угроза в целом над системой образования, мы можем полностью потерять созданную за прошедшие годы систему, потому что у нас в регионе многие школы не работают, учителя находятся в таком бедственном положении, что не в силах проводить занятия.

Долги по зарплате сегодня – 7 месяцев. Это огромные долги. Наши школы, 80 процентов, не приступали к занятиям! Правда, сейчас некоторые все-таки начали работать, но есть реальная угроза, что ребята останутся без должного уровня знаний.

Думаю, тяжелое положение сохранится еще долго.

Алтайская оффшорная зона – единственный реальный источник, откуда мы берем деньги на социальные вопросы, выплаты бюджетникам, учителям. Иначе совсем было бы туго. В прошлом году за счет этого выплатили детские пособия – 47 млн. рублей.

Образовательный налог в крае мы отменили. Налог с продаж действует, только начал действовать и вмененный налог. Но налоговая база в республике еще очень слаба.

Сейчас начинается последняя учебная четверть. Учителя справедливо потребуют погашения за три месяца долга по заработной плате. Но мы этого не сможем сделать. Правительство, правда, обещает помочь, но это пока на уровне разговоров. И, значит, нас снова ждут забастовки, акции протеста. Одна надежда на известные договоренности с Московским правительством – Москва уже выделила под проекты экономического сотрудничества с краем около полутора миллиардов рублей.

Лев КУРАКОВ, председатель Государственного совета Чувашской Республики:

– Народное образование, к сожалению, все равно финансируется по остаточному принципу. Конечно, везде средств нет, но повышать зарплату учителям необходимо. Сама постановка вопроса о том, что денег в бюджете нет, – неправильна. Мы официально признали, что собираем лишь половину налогов. Значит, если собирать три четверти, – хватит средств и на повышение заработной платы учителям, и на развитие образования. Надо работать с налогами так, чтобы они были собираемы. На то и власть избрана, чтобы люди жили достойно.

Налог с продаж у нас введен. Непросто было его ввести, были жаркие споры. Мы на него пошли, чтобы выплачивать зарплату бюджетной сфере, учителям. Анализ показывает, что закон работает. Но мы хотим, чтобы налог с продаж поступал прежде всего малоимущим и на зарплату, хотя, конечно, в законе это прямо не прописано.

У нас была большая встреча правительства, администрации президента и Госсовета республики по совершенствованию межбюджетных отношений в современных условиях. Люди говорят: тех, кто хорошо работает, всегда обирают, уравнивают. А должно быть наоборот. Кто работает с полной отдачей, изыскивает ресурсы, тому и льгот и средств оставлять надо больше.

Дурная практика – давать нерадивым в долг, а потом списывать долги – губит нас до сих пор. Уравниловка – обратная сторона бесхозяйственности. И пока мы не станем крепкими хозяевами – денег у нас не будет.


На те же вопросы, которые наш парламентский корреспондент задавала членам Совета Федерации, – о возможностях повышения учительской зарплаты и погашения долгов, о том, какому уровню власти – муниципальному или региональному – целесообразно было бы подчинить школу, ответил и министр образования Владимир ФИЛИППОВ, побывавший в редакции объединения педагогических изданий «Первое сентября»:

Министр образования Владимир ФИЛИППОВ в редакции объединения «Первое сентября».

– Сейчас мы изучаем опыт Самары, Новгорода, Томска и Кабардино-Балкарии, где практически все финансирование выведено на уровень субъекта Федерации. В Законе «О местном самоуправлении» была заложена хорошая идея о самостоятельности местной власти, но она пока, как мы убедились, не работает. А вот в Тюмени губернатор ввел новое понятие муниципализации вертикали: образование муниципальное – только на уровне поселковых советов, а глав районных администраций он назначает приказом. Это дает ему большую управляемость вертикали, а с другой стороны – он оставил функцию собирания налогов в муниципалитете.

На совещании у Матвиенко я в письменном виде предложил: давайте выведем финансирование на субъект Федерации, чтобы он отвечал за школу. Иначе все так и будут кивать на муниципалитет, который не собрал денег. Но здесь есть серьезные опасения. Если снять с муниципалитетов финансирование школы, местные власти, приближенные к предприятиям, не так будут заинтересованы в собирании налогов. Им ведь виднее, где какой киоск, какой завод, какая палатка, кого теребить, чтобы содержать весь район. У нас и так-то собираемость налогов невысокая.

В финансировании школ давно остались только первая и вторая статьи. И на них-то не находится денег. А все остальное давно почти равно нулю. В техникумах и вузах последние три года просто полный нуль, мы ничего не даем. А школам любой местный администратор говорит: в лучшем случае я вам дам только зарплату. Или отремонтирую, если рухнет, перекрытие. На остальное ищите спонсоров среди родителей. Никто в 90 процентах территорий эти деньги давно не выделяет. А там, где централизовали финансирование, – могут. Даже строят новые школы! В Чувашии построили 11 школ, в Тюмени – 19, в Кабардино-Балкарии – 20.

Сегодня мы даем возможность всем главам администраций договориться с Минфином – вице-губернатор приезжает в Москву и в Министерстве финансов решает проблему: одна сторона обеспечивает определенную собираемость налогов живыми рублями (не только взаимозачетами) – из нее 40 процентов выплатить зарплатой. Остальное – куда хочешь. Если при этом тебе не хватит (сколько угодно не хватит!) – мы добавим. Федеральное правительство выделит 100 процентов всем. Но пусть они выполнят свои обязательства.

И сейчас Минфин провел такую работу практически со всеми регионами. Те, кто чувствует, что им осталось одно – отчет правительству или Примакову, – со всеми предложениями соглашаются. Схема на этом этапе вполне работает.

До сих пор одной из причин катастрофы с зарплатой было иждивенчество многих субъектов Федерации. Чем меньше они собирали налогов, тем больше могли получить из центра. И это отнюдь не стимулировало их собирать налоги. На Алтае собираемость налогов живыми деньгами – 6 процентов от общей массы!

На заседании правительства 17 декабря очень хорошо выступили губернатор Санкт-Петербурга Яковлев и губернатор Ярославской области Лисицын: «Надо кончать с иждивенчеством! Почему у нас собираемость налогов – 90–95, а у соседей – 20–30 процентов? Почему в Москве живыми деньгами – 99, а рядом – 6–7 процентов? Кто-то же в этом заинтересован?»

Ведь и Лужков, если бы захотел хитрить, мог бы раздавать нам мешками сахар, муку и не платить налоги. То, что губернаторы выступали, конечно, понятно: им-то дотации не идут, раз они налоги собирают, деньги шли тем, кто сидел сложа руки. И все-таки это о чем-то говорит.

Я предлагаю перевести все долги на субъект Федерации. Не на районный центр. Губернаторы – за. Но моя постановка вопроса пока не встречает понимания у Минфина.

Вопрос непростой. Но пока что-то решается только в целевой работе с субъектами Федерации. На каждый месяц они должны с Министерством финансов подписывать документ, в котором оговаривается сумма налогов в живых рублях, из них вычитается 40 процентов на зарплату, и если вам не будет хватать – вот вам трансферт. И вы должны из этого трансферта обеспечить стопроцентную текущую зарплату.

Сейчас стоит задача – обеспечить ежемесячную выплату. А остальное уже зависит от собираемости налогов в субъектах Федерации. Из своих денег мы возвращать долги не будем. Ситуация там настолько запутана... Например, есть парадокс. Долги учителям у нас таковы: 5,5 миллиарда – статья 1 (зарплата) и 9,5 миллиарда – статья 2 (отчисления на налоги, в соцстрах, пенсионный фонд и т.д., это 39 процентов). Разница – почти в два раза. Почему? Потому что ухитряются платить авансом без отчислений: сегодня аванс без налогов, без зарплаты, через месяц аванс без налогов, опять без зарплаты – и так без конца.

Или другой способ. Что, например, сделали в Кемерове? Мы перечислили им 100 миллионов на зарплату учителям, добивались у Задорнова этих денег, а в регионе почти всю сумму перечислили на статью 2. Для нас – неправильно, а для пенсионеров хорошо, потому что они получили пенсии.

Пока мы договорились так. Поскольку введение целевых субвенций требует поправок в законе, это уже непроходной вариант (губернаторы протестуют: дайте денег и не расписывайте, сколько тратить на милицию, сколько на медицину, сколько на ремонт дорог и подготовку к зиме, и они такой закон никогда не пропустят), мы не стали с ними воевать, нашли обходной путь. Когда деньги из центра идут трансфертом, Минфин будет направлять их на счет «7» и оттуда они могут идти только на зарплату. Так можно проконтролировать целевое использование средств.

Более того, все высокодотационные регионы будут переведены на казначейское исполнение бюджетов. То есть мы будем полностью контролировать не только суммы, поступающие на счет «7» из центра, но и бюджеты этих регионов, то, как они их расходуют.

...Вопрос, конечно, до конца не решен, и он, наверное, лежит в политической плоскости. Видимо, он должен решаться все-таки построением жесткой управленческой вертикали. Но эту меру многие критикуют, и решать проблему можно только вместе с парламентом.

Рейтинг@Mail.ru