Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №14/1999

Архив

Публикация статьи произведена при поддержке сайта посвященного отечественному комедийному сериалу «Интерны» - www.InternyTV.Ru. Посетив сайт www.InternyTV.Ru, Вы сможете бесплатно и без регистрации смотреть онлайн популярный ситком «Интерны». Удобный рубрикатор поможет быстро найти нужный сезон и эпизод, будь то 60 серия четвертого сезона или новые серии последнего сезона, а возможность скачать сериал на высокой скорости позволит смотреть его в дороге или в других местах с ограниченным доступом к интернету.

Этажи воспитания,

или За что дают премию Президента

Директор В.М. Степанов

Знакомьтесь: Школа

1 сентября 1991 года в микрорайоне «Солнечный» г. Иркутска открылась школа.

Школа в полном смысле новая – здесь сложилась и совершенствуется широкая адаптивная структура «детский сад–школа–вуз». Авторская экспериментальная средняя школа полного дня № 47 с гуманитарно-эстетической направленностью дает учащимся возможность выбрать профильное обучение в соответствии со своими склонностями, способностями и интересами. Одновременно они пользуются возможностью получать допрофессиональную подготовку, изучать несколько языков, пробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности.

Увидеть, развить в личности ребенка незримое сплетение дарований – вот высший критерий педагогического мастерства, на которое здесь рассчитывают.

 

Директор

Директор экспериментальной школы – Валерий СТЕПАНОВ, Заслуженный учитель школ России, Отличник народного просвещения России, выстроил не только программу, по которой школа учит и живет, но и само здание – его коридоры, лестницы, классы и холлы, утопающие в зелени зимой и летом. Вместе с другими учителями Валерий Матвеевич приходил на рабочую площадку будущей школы. А недавно Валерий Степанов получил в Кремле премию Президента Российской Федерации в области образования.

 

Идеи:

  • новые механизмы управления школой, представляющие интерес для инновационных общеобразовательных школ, создание ученого совета, института научных консультантов, кафедр, отделений эстетического центра, института педагогов-психологов-координаторов;

  • обновление содержания образования, построенного на новом педагогическом мировоззрении, предполагающем развитие целостной картины мира учащихся на основе междисциплинарной интеграционной системы, которая рассматривает учебные дисциплины не как отдельные предметы, а как элементы единой целостной науки;

  • валеологическая деятельность, обеспечивающая функцию охраны здоровья (здоровье через образование), создание кафедры валеологии, отвечающей актуальным проблемам, возникающим в образовательной системе школы;

  • развитие способностей и талантов в системе дополнительного образования через создание детских творческих объединений эстетического, экологического, детского культурного центров в структуре школы;

  • модульное образование как ступень в системе непрерывного образования;

  • вхождение в мировое образовательное пространство через международное сотрудничество, обмен группами учащихся для получения образования с выдачей аттестатов двух стран, обмен творческими коллективами учащихся и учителей, сотрудничество в области международного детского туризма;

  • школьное телевидение как интеграционный компонент, выполняющий информационно-оповещательные, дидактические и профориентирующие функции;

  • создание системы непрерывного образования в сибирской субкультуре.

 

Но чтобы полнее понять школу, увидеть ее «изнутри», можно и просто пройти по ее этажам.


Первый этаж

Первый этаж школы – самый шумный.

Здесь поют и играют на разных инструментах, здесь работают в столярной и слесарной мастерских.

Здесь в одном крыле стрекочут машинки швейного класса, а в другом – выбивают дробь будущие звезды танца.

Здесь замечательный медицинский кабинет, куда с удовольствием ходят на кислородные коктейли и оздоровительные массажи, но без удовольствия – в слезах и с уговорами – к стоматологам.

Здесь можно перекинуться новостями, устроившись в креслах или на диванах, расставленных вдоль стен просторного холла; можно неслышно войти в изостудию, чтобы понаблюдать за полетом фантазии лицейских художников; можно занять место в музыкальном или литературном салоне, где на сцене исполняют свои сочинения лицеисты...

Здесь, на первом этаже школы, можно привести себя в полный порядок и внешне, и внутренне: в первом случае – посетив парикмахерскую, а во втором – заглянув на кафедру восточных языков, где самый воздух пропитан неспешной мудростью Конфуция.

Если же ты настроен реализовать накопившуюся энергию, можно, миновав кафедру биологии и музыкальные классы, заглянуть в тренажерный зал, а после этого окунуться в чистейшие воды лицейского бассейна...

 

Второй этаж

С первого этажа на второй путь по широкой беломраморной лестнице.

Этот этаж потише первого – здесь кабинет директора, кафедра педагогики и психологии и научно-методический кабинет.

Малыши, которым второй этаж отдан практически полностью, вовсю стараются быть серьезными, неспешными, и лишь трижды за день, когда их выведут «подкрепляться» в столовую, этаж напоминает не строгий лицей, а старшую группу детского сада.

Здесь же – картины живописцев и работы лицейских фотомастеров, которые, периодически меняясь, экспонируются на стенах огромной лестничной площадки, утопающей в зелени даже зимой.

 

Третий этаж

Третий этаж лицея – серьезный, можно сказать – научный.

Во-первых, здесь библиотека. Во-вторых, средоточие всех наук – кабинеты географии и истории, кафедры русской словесности и иностранных языков, лаборатории физиков и химиков, класс информатики. И учительская.

Лицеисты, увлеченные информатикой, свободное время проводят в экономической академии и университете, химики колдуют в медицинском институте, физики – в политехническом.

Нередко ребята выступают со своими рефератами в серьезных научных аудиториях.

 

Четвертый этаж

На четвертом этаже нашей школы самые серьезные люди – математики.

Все остальное на этаже – полная им противоположность.

Это попугаи, готовые беседовать с каждым, кто выкроил минутку, чтобы полюбоваться аквариумными рыбками или повозиться с хомячками, живущими в зооуголке.

На четвертом – аппаратура радиоузла, где монтируется выпуск лицейских новостей, монтажные столы телестудий, где готовят новый видеоряд лицейского киножурнала.

Ко всему прочему, на четвертом этаже – огромный актовый зал, где занимаются танцоры ансамбля «Фантазия», артисты, занятые в драматическом мюзикле, вокалисты, чтецы, этнографический ансамбль «Сирин». И так без конца – день за днем.

Молчаливые обитатели четвертого этажа – это жители зеленого уголка: всевозможные кактусы и кактусята, лилии и примулы, диковинные травы и прикидывающиеся змеями лианы.

Украшение этажа – водопад: стекающая по стене прозрачная как слеза вода и изумрудная зелень…

 

Пятый этаж

По плану должен был стать просто чердаком.

Однако не поленитесь, и вы обнаружите здесь островки, обжитые баянистами, балалаечниками и домристами. Когда музыканты уходят, их места занимают шахматисты.

Все логично: думать легче, если ты ближе к звездам.

 

Нигде кроме как в школьном доме

Координаторы

Каждый из классов лицея имеет координатора – по сути, это освобожденный классный руководитель, педагог-психолог, который знает каждого из своих подопечных.

Но координатор знает не только своих учеников и посвящен в их проблемы, он знает родителей, посвящен в дела семейно-бытовые.

На перемене координатор – собеседник, после уроков – советчик, в дни каникул – товарищ в походах, а в трудный час – духовник.

 

Попадание в «десятку»

Все классы нашего лицея имеют свое лицо.

Но есть у нас три десятых класса, которые, согласно лицейской программе, живут наособицу.

В 10-м «У» занимаются ребята, способные работать в ускоренном режиме: они проходят курсы, рассчитанные на два года, всего-навсего за один год.

В 10-м «Е» собраны наши «высоколобые», самые способные и трудолюбивые, будущие ученые, теоретики, изобретатели, надежда отечественной науки.

В 10-м «С» учатся те, кто решил наилучшим образом освоить профессию стюардессы. Здесь изучают несколько языков и более других следуют правилам хорошего тона.

 

Предметные недели

Всякая из лицейских недель проходит под определенным знаком.

Бывает – под знаком Химии.

Бывает – Математики.

Или – Литературы.

Если идет предметная «неделя математики», она завершится нешуточным математическим состязанием – и будут победители, будут болельщики. Кроме того, всякая предметная неделя заканчивается профильной конференцией педагогов.

 

Модули

Для ребят, чьи интересы простираются много далее той программы, что может дать обыкновенный школьный урок, в лицее работают тематические «модули» – всего их около пятидесяти.

Чем заняты «на модулях» физики, химики, историки или математики, объяснять не надо. Чем увлечены ребята, посещающие модули «экономика» или «медицина», тоже понятно.

Но есть модули, которые можно и объяснить для читателя.

Шекспирленд. Этот модуль объединяет учеников старших классов и преподавателей английского языка, здесь изучается и переводится подлинный Шекспир.
Каждая из его строк рассматривается на английском и в тех вариантах, что предложены такими мастерами перевода, как Маршак, Пастернак, Щепкина-Куперник. Обсуждаются также собственные переводы классических сонетов.

Поэтика. Этот модуль объединяет лицейских поэтов, сказочников, прозаиков и критиков.
Здесь ведутся сугубо профессиональные беседы о тайнах литературного мастерства, обсуждаются новые собственные сочинения, книжные новинки и театральные премьеры.
Многие из лицейских критиков участвуют в специальных литературных сборниках наравне со взрослыми, некоторые из них постоянно публикуются в областных газетах.

Евроклуб. Ребята, занятые изучением языков и добившиеся в своих занятиях серьезных успехов, выезжают на форумы Евроклуба, которые проходят в разных странах. «Немцы» побывали в Германии, «англоманы» – в Англии, «китаисты» – в Китае.
Особо отличились последние: по просьбе китайского телевидения они придумали, разыграли и записали цикл передач, с помощью которых любой гражданин Китая может пополнить свои знания в русском языке.

Ансамбль «Сирин». Участники ансамбля проводят свои каникулы, как правило, в фольклорно-этнографических экспедициях. Уже обследованы десятки деревень и сел Восточной Сибири, собран богатейший материал по истории родного края.
Возвращаясь из экспедиций, ребята реконструируют собранные старинные народные песни, танцы, обряды, игры, а затем представляют лучшие образцы традиционной народной культуры в своих концертах и спектаклях.
Всех новаций школы № 47 Иркутска не перечесть. Но у всех новаций есть стержень, смысл, который выражен фразой, обращенной и к учителю и к ученику, подчеркивающей неразрывное диалектическое единство. Звучит она так:

«Учитель, воспитай ученика, чтобы было у кого учиться».

Материалы для полосы предоставлены директором школы № 47 г. Иркутска
Валерием СТЕПАНОВЫМ.

Публикация подготовлена Анной КУЗНЕЦОВОЙ.

Рейтинг@Mail.ru