Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №20/1999

Архив

В продолжение дискуссии о том, какой уровень управления – региональный, муниципальный или, может быть, федеральный должен нести ответственность за содержание школы, выплату учителям зарплаты, начатой в предыдущем номере «УШ», наш корреспондент Анна КУЗНЕЦОВА задала мэрам четырех российских городов один и тот же вопрос:

Кто должен быть хозяином школы?

И, возможно, даже вопреки нашим ожиданиям мнения мэров на сей счет оказались далеки от единодушия и категоричности.

«С колокольни большого города»

Аркадий ЧЕРНЕЦКИЙ, мэр г. Екатеринбурга:

– Что касается муниципализации или демуниципализации образования – это политика. И ничего общего с реальной заботой об образовании она не имеет – это забота о перераспределении средств, ресурсов, естественно. Я смотрю, конечно, с колокольни большого города. Здесь нам не нужны никакие «няньки», мы все вопросы образования в состоянии решать самостоятельно. Просто нужно, чтобы та функция, которая записана за каждым муниципальным образованием, была соответствующим образом обеспечена финансированием, так, как это положено по закону, по Конституции. Если государство хочет осуществлять некое функциональное воздействие, повышение уровня качества образования, оно может это делать, у него есть для этого все рычаги.

О том, что образование должно иметь определенные приоритеты, говорят все подряд. Но, к сожалению, от слов до дела иногда оказывается дистанция огромного размера. И в этом отношении ситуация в Екатеринбурге, на мой взгляд, пример того, как можно и как нужно решать ситуацию с образованием. Если мы говорим, что для нас вопросы образования – это вопросы приоритетные, если мы говорим, что мы готовы остановить любые дела, побочные программы, но обеспечить нормальное функционирование системы образования – мы это делаем. И наши учителя получают зарплату, наши учителя не унижены тем, что вынуждены через забастовки добывать себе средства к существованию. И новые методики, которые сегодня рождаются, новые формы образования в Екатеринбурге чрезвычайно эффективны. Я каждый год провожу прием медалистов. Семь лет работаю, и у меня большого зала в администрации не хватает, чтобы посадить всех. И это не липовые медалисты, это люди, которые получили блестящее среднее образование. И они готовы к тому, чтобы вступить в большую жизнь.

 

«Образование – это государственная функция»

Александр БЕЛОУСОВ, глава администрации г. Твери, член правления Союза российских городов:

– В своем городе мы школой занимались постоянно – это была наша главная забота все эти сложные годы. Что значит: отвечать – не отвечать за школу? Мы за нее отвечаем, другой вопрос – как мы ее содержим, сколько давать средств на образование. Но если говорить строго по всем нашим законодательным актам, образование – это государственная функция, а не муниципальная.

Мы должны готовить материальную базу образования, должны содержать эту базу. А зарплату платить, методику давать – это должно государство. На нас сейчас свалили все. И за методические подходы, и за базу, и за зарплату мы отвечаем, причем зарплату регулируют фактически сверху.

Мы должны были почувствовать, что наше будущее во многом зависит от наших первоклассников. Не объявив образование приоритетным, мы задолжали ему и в зарплате учителей, и в методических пособиях, и в других образовательных проблемах.

 

 «Не вижу проблемы»

Михаил КУЗЬМИН, мэр г. Ставрополя:

– Я не вижу проблемы для обсуждения, когда спорят о том, кому должна подчиняться школа. Муниципальный ли уровень, федеральный – это просто регулировка бюджетных источников. Будет ли демуниципализация образовательной системы или, наоборот, муниципализация – лишь бы деньги появились в системе образования. А вот где найти эти средства – задача действительно всех ветвей и уровней власти.

Я думаю, школа должна быть не на уровне муниципальном или федеральном – школа должна быть на уровне обеспечения ее потребностей, потребностей образовательной системы. Еще раз говорю, что это не очень важно. При этом программа, которая доходит до среднего образовательного звена, должна быть непременно государственной.

 

 «Школа – это общая боль, общая забота и общее будущее»

Юрий ЧЕХОВ, мэр г. Волгограда:

– Демуниципализация? Я не понимаю, что это такое: мы всегда помогали школе. Сейчас есть стремление сделать школы юридическим лицом, но это еще в теории. А пока ответственность лежит на муниципалитете. Как занимались мы прежде школой, так и будем заниматься своим народным образованием.

Наши дети – это действительно наше будущее. Это будущее – в руках наших учителей, поэтому мы, муниципалы, работу с народным образованием ведем охотно и четко.

В Волгограде учителям зарплату выплачивают своевременно. Мы, кроме того, платили 25 процентов надбавки учителям в городе, сейчас я на месяц отменил доплаты, но мы обязательно возобновим эту практику.

Мы с вами, конечно, можем начать фантазировать о том, каким будет образование в XXI веке. Но я прекрасно понимаю, что мои фантазии в ближайшем будущем просто неосуществимы. Я хочу одного – чтобы людям устойчиво платили заработную плату, достойную человека, чтобы была возможность учить наших детей в нормальных, цивилизованных условиях.

Мы вовсе не возражаем, чтобы за городскую школу несла ответственность и региональная, и муниципальная власть. Мы считаем, что школа – это общая боль, общая забота и общее будущее.

Фото А. Кузнецовой

Публикация статьи произведена при поддержке компании «Интач страхование», являющейся частью крупнейшего международного страхового холдинга RSA Group с штаб-квартирой в Лондоне. Высокий профессионализм и уровень обслуживания, инновационный подход и европейский опыт доступен сейчас и вам, в том числе по программам ОСАГО и КАСКО. С помощью онлайн калькулятора КАСКО вы можете рассчитать стоимость страхового полиса для вашего автомобиля и оформить заявку на сайте компании.

Рейтинг@Mail.ru