Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/1999

Архив

От перемен в системе образования – к переменам в мировоззрении

Преодоление затяжного социально-экономического кризиса в стране, построение правового гражданского демократического общества и рыночной экономики выдвигают перед Россией в качестве одной из первоочередных задач формирование адекватного ситуации МИРОВОЗЗРЕНИЯ человека, модернизацию образования в этом направлении.

 

На Земном шаре идут процессы интеграции. Мы сегодня живем в едином мире, в той ноосфере, о которой говорил и мечтал Вернадский.

Подспудно, медленно, непоследовательно, с большими издержками для жителей страны меняется ситуация в России. При этом происходящие в мире и в нашей стране изменения существенно опережают эволюцию взглядов граждан России на окружающий мир и место человека в нем, убеждений людей, их идеалов, принципов познания и деятельности.

При проведении преобразований в стране реформаторы допустили существенные ошибки и просчеты в выборе стратегии и тактики перестройки отечественной экономики. Усугубляет ситуацию их стремление доказать свою правоту, отказаться от анализа полученных результатов и разумной корректировки курса реформ. При этом уровень жизни большинства граждан страны резко снизился. В стране возник дикий капитализм. Он очень напоминает классический капитализм, описанный Марксом. Многие люди воспринимают нынешнюю ситуацию как рыночную экономику. Все это формирует в сознании большинства россиян негативное отношение не только к нашим реформаторам и проводимым по их рецептам реформам, но и к рыночной экономике.

Поэтому первейшей задачей образования является разъяснение самых элементарных понятий и представлений о рыночной экономике.

По словам одного из преподавателей Высшей школы экономики, не все члены правительства знают, что такое рыночная экономика.

Отсюда первая задача образования – рассказать всем, сверху донизу, и в первую очередь детям, в чем преимущества хозяйства с преобладанием частной собственности, как в этой экономике мелкие и средние предприятия обеспечивают удовлетворение духовных и материальных потребностей человека, какую роль в экономике играет государственный сектор и, в частности, какими косвенными методами государство регулирует работу частных предприятий и воздействует на их деятельность.

Вторая задача образования – объективно, честно, без прикрас и стенаний обрисовать реальную экономическую ситуацию в России сегодня.

Третья задача – попытаться хотя бы в общих чертах изложить возможные пути выхода нашей страны из кризиса. При этом можно воспользоваться богатейшим материалом по проблемам экономики России, публикуемым отечественной периодической печатью. Речь идет, безусловно, лишь о конструктивных предложениях авторов этих статей.

Таким образом, в сознании детей появятся основные представления о рыночной экономике. Тем самым будет создана основа для формирования у школьников мировоззрения гражданина государства с рыночной экономикой.

Какие проблемы возникнут при формировании у детей рыночного мировоззрения человека демократического общества? С чем они связаны?

 

Попытаемся в этом разобраться. Одна из проблем обозначена выше – слабое представление значительного числа работников образования и родителей учащихся о реальной рыночной экономике.

Вторая проблема. Большинство чиновников и педагогов окончили государственные школы, техникумы, вузы. Они чувствуют себя комфортно, когда цели образования формирует государство. Многие педагоги в большей мере склонны работать по стандартным программам Министерства образования, нежели создавать авторские программы. Новое содержание, современные формы и методы обучения, как правило, являются заимствованными. Появился расхожий термин: «педагогические технологии». Но даже в материальном производстве годами отработанные технологии зачастую дают сбои! Одни и те же педагогические технологии, используемые разными учителями, могут обеспечить отличные друг от друга, зачастую диаметрально противоположные результаты!

Третья проблема. Педагоги естественным образом передают собственный опыт детям. У учащихся формируют знания, умения, навыки исполнителя. Для этого большая часть изучаемого школьниками учебного материала содержит интересующие его авторов вопросы. Затем на каждый вопрос дается единственно правильный ответ.

Вся система обучения построена на сопоставлении полученного учащимися образования с заданным стандартом. Стандарт может быть представлен в виде отдельного документа, в виде ЗУНов. Изучаемые тексты пронизаны этим стандартом. Таким образом, система обучения построена как «прокрустово ложе». Любое отклонение от жестко поставленных перед ребенком рамок на всех этапах обучения карается плохими отметками.

Заказчиком в этой системе является государство (см. схему). Все информационные потоки направлены сверху вниз. Обратная связь служит мощным механизмом контроля и отслеживания протекания процесса формирования унифицированного, «единственно правильного» мировоззрения.

Государство и все его структуры кровно заинтересованы в постоянном пополнении своих рядов безликими, безынициативными людьми. Эти люди живут по принципу «не высовываться». Они стремятся в любой ситуации угадать желание начальника, польстить его самолюбию, подчеркнуть прозорливость, верное и справедливое решение руководителем абсолютно всех возникающих проблем. Такое поведение, как правило, способствует карьере этих людей, продвижению вверх по служебной лестнице. Они успешно разрушают созданное прежде, предыдущими поколениями, их обуревают воспоминания о светлом прошлом, негативное отношение ко всему новому. На таком фоне идет сегодня формирование мировоззрения детей.

Четвертая проблема. Многие авторские программы обучения и воспитания формируют у детей мировоззрение выживания. Вольно или невольно, они нынешнюю социально-экономическую ситуацию в России ретранслируют в будущее наших детей.

С точки зрения некоторых авторов педагогических систем, наличие в мировоззрении высокоразвитого самосознания человека гарантирует ему защиту от попыток других людей подчинить его своей воле, превратить в объект манипулирования. Нравственное и физическое здоровье рассматривается как средство сохранить жизнь в условиях творящегося сегодня беспредела. Одной из задач человека по окончании школы считается процесс поглощения накопленных человечеством знаний. Последняя фраза воскрешает в памяти фрагмент речи Ленина на съезде РКСМ.

Большая часть авторских программ обучения в значительной мере направлена на развитие логического мышления учащихся.

Некоторые программы построены на вере, развивают духовный мир и образное мышление ребенка, пытаются заселить воображение школьника светлыми, гармоничными образами.

Зачастую авторы развивающих программ стремятся доказать приоритетное значение в мировоззрении ребенка одни – образного, другие – логического мышления.

Все перечисленные выше задачи, безусловно, значимы для формирования мировоззрения человека. Несомненно, он должен быть стойкой личностью, способной успешно преодолевать возникающие в жизни человека проблемы и трудности. Вместе с тем в современных условиях развитие только логического мышления или только духовности человека явно недостаточно.

Цели развивающих программ, как правило, определяются их авторами. Иными словами, они навязываются ребенку. Это противоречит принципам демократии.

Таким образом, при формировании мировоззрения личности, целью деятельности которой будет решение социально-экономических проблем, существующие подходы, за редким исключением, малоэффективны.

 

Если мы всерьез стремимся к созданию в России демократического гражданского общества и рыночной экономики, система образования должна способствовать формированию мировоззрения детей, качественно отличного и от мировоззрения строителя коммунизма, и от мировоззрения выживания.

Новое мировоззрение должно синтезировать отечественные и европейские ценности. Это означает, с одной стороны, наличие национальной идеи, с другой стороны – направленность на раскрытие потенциала личности.

Таким образом, мировоззрение ребенка, формируемое образованием, будет базироваться на возрождении России людьми, обладающими созидательными способностями и творческим потенциалом. При этом образование является инфраструктурой, средой, обеспечивающей условия для развития склонностей, способностей, возможностей личности.

 

Тоталитарная система, система выживания и обслуживающее их образование обеспечивают интересы государства. Поэтому они строятся сверху вниз.

Демократическое гражданское общество и рыночная экономика и соответствующая система образования во главу угла ставят потребности человека. Поэтому общество и экономика строятся снизу.

Фундаментом этой системы, заказчиком и основным действующим лицом в ней является человек. Образование при этом стремится создать благоприятные условия для удовлетворения духовных потребностей созидательной, творческой личности.

Создание такой системы возможно в том случае, когда цели образования и воспитания определяет для себя сам ребенок. Созидательная творческая деятельность педагога обеспечивает возможность каждому школьнику испытать свои силы и способности в реальных жизненных ситуациях или, в крайнем случае, в максимально к ним приближенных. При этом любые ситуации, связанные с нанесением ребенку морального и физического ущерба, заведомо исключаются.

Внутренний мир ребенка богат яркими красками, оттенками, полутонами. Каждый маленький человек по-своему воспринимает происходящее вокруг него. Взрослый, учитель обладают определенным жизненным опытом. Этот опыт является связующим звеном между двумя мирами – внутренним и внешним. Взаимодействие между учителем и учеником строится на основе уважения, доверия, любви. Камертоном в этих отношениях является стремление лучше понять друг друга, выработать язык общения, в наибольшей степени понятный обоим. Эти отношения полезны и ученику, и учителю.

Образное мышление ребенка развивается. Расширяется диапазон его представлений о внешнем мире. Школьник получает доступ к опыту учителя. Учащийся может воспользоваться опытом взрослого, выбрать из него кирпичики для построения мостика между своим внутренним миром и окружающей действительностью, определить свое место во внешнем мире.

Ребенок лишен многих штампов, стереотипов поведения взрослого. Общение с детьми поможет учителю снять со своей души полученную с жизненным опытом накипь и коросту. При этом у педагога появляется возможность по-новому, со стороны, глазами ребенка взглянуть на многие жизненные проблемы.

Полученные на занятиях познания школьник применяет в ходе участия в разработке и реализации различных проектов. Эти проекты, например, могут быть направлены на поиск ответов на следующие вопросы. Какова роль школы в жизни ребенка? Как обеспечить органическое единство занятий в первой и второй половине дня, решив при этом проблему перегрузки? Как существенно сократить отставание образования от динамично меняющегося мира?

 

Вселенная, природа, окружающий нас мир построены по законам высшего порядка. Человеческая природа такова, что наше логическое мышление, восприятие мира далеки от совершенства. И поэтому многие явления мы воспринимаем и строим представление о них приблизительно, а некоторые нам понять достаточно сложно.

Следовательно, наша задача – постоянное самосовершенствование, стремление изучать и постигать законы Вселенной, осознать себя частью этой единой системы.

При таком подходе мировоззрение ученика и учителя строится на ценностях добра, любви и уважения к живой и неживой природе, на идеологии созидания, стремлении сохранить и преумножить существующие материальные богатства, живя повседневными заботами, решая сиюминутные проблемы, представлять себе отдаленные результаты наших решений и действий.

Принимая те или иные решения, необходимо видеть разные варианты их принятия, анализировать преимущества и недостатки каждого, находить и реализовать оптимальные, те, последствия которых принесут человеку, людям, природе как можно больше пользы и при этом минимум вреда.

 

Моя практическая деятельность по созданию и реализации описываемой системы обучения началась в январе 1992 г. В содружестве с руководителями и педагогическими коллективами ряда школ Москвы и одной школы Щелковского района Московской области накапливался опыт, возникали и решались текущие проблемы, появлялись новые.

Мои взаимоотношения с учащимися складывались и складываются по-разному. Наибольшего положительного эффекта, с моей точки зрения, удалось добиться, когда один из профильных классов для изучения основ управления и предпринимательства был сформирован на конкурсной основе. При этом высока была моя ответственность перед детьми: я их отбирал, – и ответственность учеников передо мной: они победили своих сверстников в конкурентной борьбе. На занятиях в этом классе царила именно та атмосфера, о которой говорится в статье. Практически на каждом уроке работали все, без исключения, дети. Во время перемен ребята кружком стояли вокруг моего стола.

Сегодня вырисовываются контуры переходного мостика к предлагаемой системе формирования мировоззрения созидателя и творца.

Опыт сотрудничества с разными школами позволяет утверждать: в любой школе с учащимися младших классов работает, как минимум, один учитель – созидатель и творец. Дальше, в основной и старшей школе, задача заключается в том, чтобы ребята обучались у таких же учителей.

 

Схема формирования мировоззрения

Основной заказчик Государство Человек
Тип образования Традиционное Инновационное
Исходные данные для определения содержания образования Стандарты

Централизованно разработанные учебные планыи программы

Потребности личности
Методы обучения Педагогическиетехнологии Личностно-центрированные
Направление информационных потоков
Результат обучения ЗУНы Развитие творческих способностей личности
Образ мышления Исполнительский Созидающий, творческий

 

На первом этапе учителя основной и старшей школы разрабатывают по своему предмету творческие задания. При этом у учащихся интерес к учебе повышается.

Второй этап – формирование из числа педагогов – родственных душ –творческих коллективов и создание ими комплексных заданий-проектов. На этом этапе постепенно, за счет унификации требований к учащимся по ряду предметов и сокращения количества заданий, снижается реальная нагрузка на учащихся.

На третьем этапе возможен переход от существующей многопредметности к созданию интегрированных курсов. При этом учащиеся выполняют реальные или максимально приближенные к ним проекты.

Четвертый этап предполагает создание единой вариативной системы обучения на основе органического соединения и сочетания занятий первой половины дня с внеучебными мероприятиями второй половины дня. В результате весь учебно-воспитательный процесс становится созидательным и творческим.

Создание коллективов единомышленников, учеников и учителей – созидателей, творцов, обеспечит возможность постепенного обновления снизу доверху управленческих кадров в стране.

Такой системой управления, характерной для демократического общества, будет наконец востребована главная фигура рыночной экономики – предприниматель. А такие люди обладают творческим потенциалом. Их практическая созидательная деятельность направлена на создание оригинальных, качественно новых, зачастую уникальных товаров и услуг для удовлетворения потребностей человека. При этом возрождение и процветание России станет реальностью.

Александр ШИБЕР,
учитель экономики, основ управления и предпринимательства,
г. Москва

Рейтинг@Mail.ru