Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №25/1999

Архив

СНГ – Снова Нужен «Гранит»?

У гранита науки, как известно, есть особое свойство – чем он монолитней, тем, оказывается, полезней и продуктивней его «грызть».

Монолит образования советских времен разбит ныне на много разномасштабных кусков, каждый из которых в чем-то сохранил былые свойства и характеристики, в чем-то их утратил и заменил новыми. Хорошо это или плохо? На этот вопрос есть много противоречивых ответов, хотя никто на евразийском, постсоветском пространстве не стал бы отрицать давнюю мысль о том, что из сотни зайцев не сделаешь одного слона.

Весной в Москве состоялась конференция министров образования стран СНГ, на которой были подписаны три важных документа, в которых прослеживается тенденция к интеграции в области образования. Обсуждались и другие проблемы, связанные с выработкой единой стратегии в области образования и более эффективного использования образовательных ресурсов.

Рассказ об этом – в материалах, подготовленных нашим корреспондентом А. КУЗНЕЦОВОЙ.

 

В.И. СТРАЖЕВ, председатель Совета по сотрудничеству в области образования СНГ, министр образования Республики Беларусь:

«Как обустроить систему образования»

– Как нам обустроить систему образования?

Ясно, что любую систему образования невозможно отделить от народных традиций, привычек, истории, менталитета и культуры.

Надо признать, что все мы стоим на фундаменте советской школы, советской образовательной системы. Когда я употребляю слово «советская», я подчеркиваю не идеологическое содержание, а структуру системы образования, содержание системы образования, технологию обучения. С этих позиций я и хотел бы поговорить об общих проблемах образования в Республике Беларусь.

С прошлого года в республике началась реформа общеобразовательной школы, происходит постепенный переход к 12-летней системе образования. В 1997 году в школы пришли порядка 40 тысяч шестилеток, для нас это было неожиданностью, так как в Беларуси нет официального закона об обучении с шести лет. Полагаю, причина в том, что в республике сохранена общая система социальной поддержки. Сегодня родители платят за содержание ребенка в детском саду пять процентов от средней заработной платы, что в точности соответствует цифрам, которые были в 1990 году.

Мы пришли к выводу, что следует установить специальное название для первого школьного года: стереотип общественного сознания в деле образования весьма важен. У нас сложилась такая структура: начальная школа (подготовительный, первый, второй, третий классы). Базовая, или основная, школа – с 4 по 9 класс. Два последних класса мы называем лицейскими.

С прошлого года началась экспериментальная проверка новых школьных программ для пятого класса. (Программу начальных классов мы изменили за последние четыре года.) У нас начинается также реформа системы профессионального образования, которая полностью состыкована с реформой общеобразовательной школы. Средние специальные заведения мы рассматриваем как часть высшего образования.

Применительно к образовательным реформам я бы жестко поставил общественное согласие на первое место. Вот почему, укрепляя положительное, что было в советской системе образования, мы открыты для лучшего, что создано в мировой общеобразовательной системе. Согласитесь, вряд ли разумно сносить добротный дом, если можно его реконструировать и благоустроить.

Нам необходимо встречаться, больше знать друг о друге. В 1999 году мы готовим конференцию министров образования стран СНГ, Центральной и Восточной Европы под названием «Реформирование средней школы, анализ образовательной политики в странах с переходной экономикой». Планируем провести в 2000 году в Минске конгресс «Наука и образование на рубеже третьего тысячелетия».

 

Л.О. МКРТЧЯН, министр образования и науки Республики Армения:

«Должны быть гарантии качества образования»

– Приобретение независимости и создание основ открытого гражданского общества в государствах–участниках СНГ существенно изменили сферу образования. Повсеместно отмечается расширение экономических свобод на различных уровнях образования, создаются национальные системы образования, в которых в той или иной степени реализуются принципы совмещения общечеловеческих и национальных ценностей. Происходит взаимное использование инноваций в области организации и проведения учебного процесса. Внедряются новые учебные технологии и методы организации многоуровневого образования.

Интеграционные процессы международной образовательной системы требуют регуляции взаимного признания документов об образовании, которые ускорили разработку и внедрение новой законодательно-нормативной базы.

Первый этап создания этой базы в системе образования государств–участников СНГ завершен. Помимо основополагающего закона об образовании появляется необходимость принятия закона о среднеспециальном и высшем образовании, а также ряда нормативных актов, составляющих весь свод образовательного кодекса данной страны. Этот законотворческий процесс нуждается в разумном регулировании и координации с целью сближения концепций и норм для создания нормативной базы единого образовательного пространства для государств–участников СНГ.

Следующим важным этапом станет разработка единых требований и направлений к перечню специальностей профессионального образования, которые позволят ратифицировать государственные образовательные стандарты, учебные планы на программных курсах.

Наличие двух подсистем в сфере образования – государственной и негосударственной – это новый элемент общественной и социальной значимости процесса обучения и подготовки специалистов. Проникновение рыночных отношений в сферу образования иногда и негативно сказывается на развитии системы. Правовое регулирование и обеспечение надлежащего уровня обучения студентов, учащихся и подготовки специалистов должны быть обеспечены новыми для нашей практики структурами лицензирования и аккредитации.

Важным является создание многоуровневой системы вузовского образования. Как в Армении, так и в государствах СНГ, вузовское сообщество разделилось на два лагеря: традиционалистов и реформаторов в сфере образования. До сих пор не прекращаются споры о путях развития вузовского образования, традиционного, апробированного или до сей поры неизвестного. Видно, оптимальное решение находится между двумя оптимальными взглядами. Приумножая добрые традиции старой школы, известные фундаментальностью представлений и знаний студентов, что обеспечило опережающее развитие в науке и технике, необходимо принять новые учебные технологии, такие, как современные методы воспитания гражданина в школе, информатизация и компьютеризация учебного процесса.

Настало время для восстановления прежних связей и обеспечения принципа международного разделения труда по подготовке и переквалификации специалистов ведущих вузов государств СНГ. Расширение процесса обмена студентами, аспирантами и научными работниками, реализация совместных технических проектов в рамках европейских исследовательских норм, создание совместных учебных заведений всех уровней, открытие филиалов ведущих вузов и университетов других стран. Последнее обстоятельство не только способствует расширению интеграционных процессов в сфере образования, но и решает важные политические и социальные задачи государств путем поощрения и удовлетворения потребностей в образовании национальных меньшинств.

Поскольку мы затронули эту тему, необходимо отметить, что Министерством образования и науки Республики Армении подготовлен проект постановления о разработке концепций школ с русскоязычным направлением. Мы предприняли конкретные меры по обеспечению десятилетнего образования на русском языке во всех школах Армении. Все это предполагает согласование и нормативно-правовое регулирование в сфере обучения в странах СНГ, а также создание координационного центра по проблемам организации единого образовательного пространства СНГ с надежным информационным обеспечением.

Согласно межправительственному соглашению между Россией и Арменией, с 1999 учебного года стали функционировать гуманитарный факультет и подготовительное отделение российско-армянского славянского университета. Учредителями университета являются Министерство образования РФ и Министерство образования и науки Армении. Вот уже 8 лет в Ереване функционирует американский университет Армении, выпускники которого успешно конкурируют на международном рынке труда. Намечается открытие армяно-французского университета. В нескольких вузах Армении практикуются методы дистанционного обучения и создания совместных учебных центров. Очевидно, что интенсивное развитие международных связей позволит нашим университетам быстрее преодолеть процесс реформирования и влиться в международное информационное пространство.

Основная цель нашей школьной реформы – совершенствование структуры и управления в сфере среднего образования. Задача – создание условий для рационализации финансовых ресурсов и качественной мобильности школы. Разработаны конкретные проекты для введения основных нормативов бюджетного финансирования в системе общего образования. Важнейшие компоненты финансирования – по одной строке и на одного ученика, оптимизация и децентрализация системы, сохранение принципа самоуправления, организация подготовки и переподготовки кадров.

 

А.Ш. АБДИНОВ, заместитель министра образования Азербайджанской Республики:

«Ненужные филиалы»

– У нас идет коренная реформа системы образования, обсуждается новый проект закона об образовании Азербайджанской Республики, расширяются международные связи, создаются новые типы учебных заведений. Одним из основных принципов, которых мы придерживаемся, является интеграция в мировую систему образования, в том числе систему образования СНГ.

Мы ознакомились с проектами совещания о деятельности филиалов и других структурных подразделений вузов государств–участников СНГ о совместной подготовке и обеспечении методическими материалами, о взаимном признании и эквивалентности дипломов, документов об образовании, ученых степеней, званий, академической мобильности. В целом этот проект нас устраивает, но есть замечания, которые мы можем представить секретарю.

Хочу сказать о деятельности филиалов российских вузов. На сегодняшний день этот вопрос является одним из главных беспокоящих нас вопросов. В Азербайджанской Республике проживают 7,5 млн. человек. Территория республики тоже не очень большая – всего 86 тысяч кв. км. Здесь не более 10 процентов населения составляют русские и другие русскоязычные национальности. На территории функционирует около 40 филиалов вузов только лишь РФ. С огромным сожалением надо отметить, что их деятельность носит и незаконный, и ненужный характер. В Азербайджанской Республике во всех общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждениях, даже в дошкольных учреждениях, имеется русский сектор. Русскоязычное население может получить любое образование без каких-либо проблем.

Надо признаться, что не во всех государствах существует такое положение. Сейчас в Азербайджане 46 высших, 70 среднеспециальных и 120 профессиональных учебных заведений. Ежегодно 30–35 тысяч юношей и девушек становятся студентами. Почти по 300 специализациям мы даем степень бакалавра и по 400 – степень магистра. Тысячи азербайджанцев обучаются свыше чем в 30 странах мира, в том числе в России и других странах СНГ.

Но если вопрос стоит о профессиональном или общеобразовательном обучении национальных меньшинств или граждан других государств, можно создавать в школах национальные отделения при наличии соответствующего количества желающих учиться. Есть еще один серьезный момент. Согласно указу президента Азербайджанской Республики, для иностранных образовательных учреждений существуют два варианта: или наличие лицензии у образовательного учреждения, полученной в иностранном государстве, должно быть отражено в соглашении, принятом этим государством и Азербайджанской Республикой, или, согласно действующим правилам республики, надо получить лицензию на территории республики. Третьего варианта просто не существует. Безлицензионная деятельность категорически запрещается. Физические и юридические лица, нарушившие это, привлекаются к ответственности. Возникает такой вопрос: как можно оценить поступки вузов других государств–участников СНГ, открывающих свои филиалы на территории Азербайджана приказом своих ректоров или других ученых вузов?

Сокращается число русскоязычных школ в государствах–участниках СНГ? Это порой объясняется и недостатком учебников. В Грузии, России, Украине есть азербайджанские школы. Мы их бесплатно обеспечиваем учебными пособиями. Но мы не можем купить учебники для русских школ в Азербайджане.

 

Г. ШАРВАШИДЗЕ, первый заместитель министра образования Грузии:

«Вначале – экономика, потом – образование»

– За последние годы в системе образования Грузии произошли заметные изменения. В нашей стране идет масштабная программа реформирования системы образования. Вместо единой унифицированной модели школы ввели гимназическое, лицейское образование, перешли на систему «6+3+3» (базовая школа, вторая и третья ступени образовательной системы), т.е. на двенадцатилетний цикл обучения. В высшей школе мы перешли на двухступенчатую систему: бакалавриат и магистратура. Мы начали разработку новых стандартов для общего образования. Прежде всего перемены коснулись содержания образования: были внесены изменения в содержательную часть более 100 учебников и учебных программ. Разрабатываем также и новые учебники, например сейчас работаем над учебником «История Кавказа».

В течение 1996–1997 года мы провели сертификацию и аттестацию всех учителей, всего преподавательского состава. Мы выделили четыре категории учителей. И система категорий влияет на заработную плату. Разница в размере заработной платы составляет 100 процентов. (Раньше было шесть категорий преподавателей, и разница в оплате труда составляла всего 20 процентов.) Нам кажется новая система более гибкой и эффективной.

Несколько слов скажу о деятельности филиалов и структурных подразделений вузов государств–участников СНГ. В Грузии решение о представительстве филиала вуза иностранных государств принимает парламент.

Думаю, что к интеграции ведет, прежде всего, экономическое сотрудничество. А уже потом наступает сотрудничество в области образования, культуры и других сферах. Грузия пока не присоединилась к концепции создания единого образовательного пространства. Но, думаю, ряд документов мы подпишем, в частности это касается открытия филиалов на территории других стран.

 

С.Ж. ТОКТОМЫШЕВ, министр образования, науки и культуры Кыргызской Республики:

«Время испытаний»

– Наша встреча проходит в сложное время – время испытаний на прочность и жизненность политических, экономических и общественных реформ в суверенных государствах СНГ. Интеграция взаимопонимания между народами – это единственный возможный путь выживания и прогрессивного развития человеческой цивилизации на пороге XXI века.

Сегодня в системе общего среднего образования республики функционирует около 2000 школ, в которых обучается более 1 млн. учащихся. Обязательным образованием охвачено 99,5% всех детей и подростков Кыргызстана школьного возраста. Количество вузов за 7 лет выросло в 4 раза. Сейчас их 39. Четко обозначился региональный принцип их размещения, начался процесс создания учебно-научных комплексов, а общий контингент студентов составил более 100 тысяч студентов. Развивается конкуренция на рынке образовательных услуг, уверенно набирает темпы негосударственный сектор высшего образования. Сегодня в республике 13 таких заведений. И в них обучается около 12 процентов от общего контингента студентов.

Можно считать, что пройден первый этап в реформах. Лозунг «От выживания – к развитию!» у нас осуществлен. На первый план выходит качество образования, его доступность в условиях рыночной экономики. Проработан закон об образовании в республике, особое место занимает там вопрос применения гибких механизмов в финансировании, создания местных фондов образования, попечительских советов учебных заведений, использования разумной системы налоговых льгот, собственных производств и подсобных хозяйств.

Проблема интеграции решается нами на принципах взаимопомощи, сотрудничества и дружбы со всеми странами, которые готовы с нами работать.

Своеобразным мостиком, связующим образовательные системы разных стран, стал пакет межгосударственных и межведомственных договоров высших учебных заведений совместного подчинения. В течение 5 лет у нас открылись Кыргызско-турецкий университет, Кыргызско-узбекский университет, Кыргызско-российско-славянский университет, Международный университет Кыргызстана, Американский университет в Кыргызстане, кыргызско-европейский факультет, Японский центр и другие.

Хотелось бы рассказать о Кыргызско-российско-славянском университете. В сентябре 1998 года он отмечал 5-летний юбилей. Деятельность заведения имеет огромную социально-политическую и образовательно-культурную значимость для наших стран. Она является идеальным примером воплощения идеи интеграции образовательного пространства. На 7 факультетах университета по 21 специальностям обучаются около 3000 студентов, представляющих все нации и народности Кыргызстана. Университет успел стать не только учебно-научным, но и культурным центром. Его студенты получают знания по 19 творческим направлениям. Сейчас в Кыргызстане работают шесть филиалов вузов РФ. Мы сотрудничаем с МГУ, МГТУ (бывш. им. Баумана), МГИМО, ежегодно в эти вузы поступают до 50 абитуриентов из Кыргызстана.

Многие боятся утратить свою самостоятельность в единой образовательной системе. А мы рассматриваем интеграцию как социально-экономическую ценность Содружества Независимых Государств. Мы признаем необходимость интеграции ради экономики и ради качества подготовки специалистов. Тем более что с 2001 года мы переходим на 12-летнюю систему обучения.

 

В.С. ШКОЛЬНИК, министр науки и высшего образования Республики Казахстан:

«Приобретения и потери»

– Сегодня в мире производится наукоемкой продукции на 2,3 трлн. долларов. Совокупная доля наших стран составляет чуть более 0,3 % в этом объеме. Получается, что мы на одного жителя производим во много раз меньше наукоемкой продукции, чем в среднем в мире. Не секрет, что наша наука стареет необратимо и быстро. Поэтому нам остро необходима интеграция науки и образования. Подчеркну три момента из числа первоочередных.

Качество образования. Известны такие случаи, когда частные вузы не могут собрать выпускников 10-х классов, приходят в 9-е классы и говорят: «Уважаемые родители! Дети гениальные, зачем вам нужен аттестат. Поступайте к нам, оплатите – и все проблемы будут решены».

Мониторинг и тестирование. Лицензия должна выдаваться вузам или забираться – по результатам работы.

Гармонизация научных программ в области образования, создание базы данных по нашим нормативным документам.

Какие приобретения и потери были у нашей системы образования за эти годы? Мы многое потеряли, когда была разрушена единая система образования Советского Союза. Речь идет не о потере идеологии, просто у нас была система образования – одна из сильнейших в мире. Весь мир объединяется, а мы разъединились. А если говорить о том, что мы приобрели, – мы приобрели опыт, понимание реальных задач, стоящих перед нашей системой образования, сделали ее более гибкой, мобильной.

Не может быть экономической интеграции без единых подходов к системе образования. А принципиальный вопрос в следующем: мы должны понимать, какими мы хотим видеть наши страны в будущем. Если это страны, которые производят наукоемкую продукцию, – это один подход. Если это страны с сырьевой направленностью, – это совсем другая картина. Тогда планка уровня образования должна быть поднята очень высоко. Хотелось бы видеть фундаментальную, классическую часть образования в наших странах на самом современном уровне.

Я, к сожалению, не являюсь специалистом в области поиска управленческих решений, но пожелал бы всем (и себе в том числе) большего упорства в достижении целей, в реализации тех договоренностей, которые у нас есть. Многое сделано, и нам зачастую просто не хватает последовательности, настойчивости для получения конечного результата. Не надо ставить много целей. Давайте поставим одну конкретную цель. Тогда будут результаты.

 

С. МУСТЕАЦЭ, первый заместитель министра образования Республики Молдова:

«Содержание реформ»

– Обмен опытом является важным моментом для наших стран. Но если бы мы начали с образования, то роль образования в консолидации СНГ была бы намного существенней, чем сегодня. Мы имеем договора и соглашения на уровне правительств, министерств только с шестью странами бывшего Советского Союза. Это Россия, Белоруссия, Украина, Азербайджан, Узбекистан, Кыргызстан.

Я представляю Министерство воспитания и науки республики Молдовы. Это министерство объединяет семь бывших министерств и ведомств. Это и просвещение, и высшее образование, профессиональная школа, наука, спорт и молодежные проблемы. У нас в республике идет, идет пока непросто, территориальная реформа – переходим на уездные формы правления. Местная администрация пока парализована, и вы можете представить, в каком сложном положении находится сейчас наше образование. С другой стороны, у нас разработана концепция развития образования, есть закон об образовании и национальная программа развития. Главная цель – формирование гармонически развитой личности, человека мыслящего, активного, который умел бы ориентироваться в изменяющемся мире. Реформа у нас глобальная, она касается структуры, содержания, формирования педагогических кадров. Мы уже внедряем формулу «4+5+3»: начальная школа, гимназическое и лицейское образование. Первые две ступени обязательны. Ввели обязательность подготовки к школе для всех детей 5–7-летнего возраста. Дебют в нашей школе с 6 лет, но обязательное образование наступает только с 7 лет. Лицейское образование завершается экзаменами на бакалавра, и принимают эти экзамены внешние комиссии. Бакалавры имеют льготы при поступлении в вузы, они поступают без вступительных экзаменов или им предлагают тестирование по профилю. Одновременно мы сохранили и привычную среднюю школу, но она постепенно отмирает, а лицеи крепнут.

Структурные изменения произошли и в высшей школе. Техникум вырос в колледж. Продолжительность обучения – 5 лет после 9-ти классов, а после 11-летки и после лицеев – это два или три года. Во всех колледжах есть так называемые лицейские отделения, где мы используем благоприятные материальные условия и педагогические кадры этих учебных заведений для лицейской подготовки.

Колледж – первая ступень высшего образования. Здесь есть преемственность с университетским образованием. Для бакалавров – это 4 года обучения в университете. После этого еще год обучения – это мастерат и докторантура.

Реформируется и профессиональная школа. Здесь мы определили часть школ, которые готовят только профессиональных рабочих. Это ремесленные училища и поливалентная профессиональная школа различных профстепеней.

Обучение ведется на семи языках: молдавско-румынский, русский, украинский, польский, еврейский, болгарский, гагаузский.

Много мы говорим об уменьшении числа обучающихся на русском языке. Я бы призвал нас, просвещенцев, посмотреть на эти процессы более объективно. Родители и дети готовятся к будущей интеграции в социуме. Они сами отдают предпочтение соответствующему языку и отдают своих детей в школы с выбранным языком. Мы не можем навязывать обучение на русском или на другом языке. Молдаване почти не попадают в российские вузы, если речь идет о бесплатном образовании, – это тоже реальная проблема.

 

М.А. ИНОЯТОВА, министр образования Республики Таджикистан:

«Вперед – при помощи знаний»

– Английский историк Бокль Генри Томас утверждал, что «человечество продвигается вперед при помощи знаний и открытий». Главное в этом движении – безусловная приоритетность образования, и, по мнению нынешних видных ученых планеты, человечество может выжить как образовательная цивилизация, а конкретные общества конкретных стран – как образовательные общества.

Сегодня в мире и в государствах Центральной Азии происходит смена образовательно-педагогических формаций. Образование становится ведущим механизмом, обеспечивающим опережающее развитие человека, тех его качеств, а человеческий капитал является той главной силой, от которой зависит разрешение экономических, политических и социальных проблем.

Находясь в фокусе геополитических интересов соседних восточно-азиатских государств и супердержав, мы остро ощущаем их влияние на сферу образования и культуры. Формировать и проводить политику в области образования нам приходится в условиях конвергенции официальной светской и радикальной, ортодоксальной идеологий. Различные международные организации, предлагая помощь, практически насаждают на почве нашей системы западные модели, приспособленные к развитым рыночным отношениям, но не учитывающие менталитет наших граждан. Поэтому считаем важным и своевременным двустороннее и многостороннее сотрудничество государств СНГ в области образования.

Мы сотрудничаем с Министерством образования РФ в обеспечении русскоязычных учащихся наших школ учебниками, художественной литературой. Государственные стандарты образования Республики Таджикистан опираются на образовательные стандарты Российской Федерации, но при этом включают в себя национальный компонент. Есть уже некоторый опыт подготовки педагогических кадров, особенно по тем специальностям, которых нет в вузах Таджикистана.

Наш научный потенциал соответствующих кафедр, вузов и научно-исследовательских институтов оказался недостаточно подготовленным для создания учебно-методических пособий. Здесь необходимо объединение усилий, совместная работа.

Мы встречаемся с огромными трудностями в обеспечении учебниками учащихся таджиков, проживающих, к примеру, в соседнем Узбекистане. Там внедряется новый латинский алфавит. Мы в Таджикистане издаем учебники на кириллице. Их учебники не подходят для учащихся узбекоязычных граждан нашей республики и учащихся таджиков Узбекистана. А Узбекистан и Таджикистан тесно связаны историческими, культурными, экономическими, человеческими, семейными узами. И разрыв их практически невозможен.

В условиях постконфликтной ситуации, в которой мы находимся, материально-техническая база нашего телевидения, финансовые ограничения затрудняют организацию собственных национальных образовательных радио- и телевизионных программ. Нам представляется важной возможность создания дистанционного образования для государств Содружества по русскому и иностранным языкам, а также по экономическому всеобучу.

Мы поддерживаем идею корректировки исторических фактов, характеристик территориальных особенностей соседних государств. Это тем более актуально сегодня, когда возрождаются гегемонизм, национализм и сепаратизм не только со стороны определенных соседних государств, но и внутри отдельных государств СНГ.

Для нас остро стоит вопрос о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. В государствах Содружества сформировались различные национальные системы образования и документы об образовании не могут быть эквивалентными. Вот почему нашим министерством подготовлен проект межправительственного соглашения с Россией о взаимном признании эквивалентности образовательных документов.

Рейтинг@Mail.ru