Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №34/1999

Архив

Экономика в школе:
необходимость или утопия?

Взгляд экономистов

Евгений ЯСИН, научный руководитель Высшей школы экономики, профессор:

«Уход с поста министра на пост профессора мне кажется повышением по службе»

– Не часто приходится выступать перед учительской аудиторией. Я всегда отношусь к учителю с благоговением. Мне повезло: я учился в прекрасной школе, которая оставила очень глубокий след в моей жизни и привила мне правильное отношение к действительности.

Что можно сказать о состоянии нашей экономики? Основные последствия кризиса, полагаю, мы пережили. Могло быть гораздо хуже – надо отдать должное правительству Евгения Примакова. Есть такая организация при Институте международной экономики и мировых отношений – «Российский экономический барометр». Этот «барометр» отметил сокращение объема бартера, аккуратнее стали выплачивать пенсии, зарплату бюджетникам. Однако надо понимать, что эти и другие положительные подвижки оплачены дорогой ценой – в итоге кризиса средний жизненный уровень российского населения, по официальным данным, упал на 25 процентов и восстанавливаться не намерен.

В программах правительства вновь звучит лозунг советских времен: надо повышать доходы, доходы увеличат спрос, спрос ускорит подъем производства. В этом есть определенная логика. Но если нет роста производства, производительности труда, а заработная плата пусть медленно, но растет – в этом залог еще одного, очередного, кризиса.

Но главное, что не хватает сегодня россиянам, – так это все-таки предпринимательского духа. Экономика – это машины, сырье, налоги, законы. Но за всем этим стоит энергия человека, его желание и готовность пуститься в плавание по непредсказуемому океану нашей нынешней экономики.

Я вспоминаю послевоенный период, тогда была такая разруха, что и вообразить трудно. Ничего не было, кроме развалин. Но был дух, мы хотели жить лучше. И стали жить лучше.

Нам надо многому научиться. Укреплению прав собственности и укреплению корпоративного управления. Соблюдению обязательств по контрактам. У нас сегодня отток капиталов из страны впятеро выше притока! Сберегать и вкладывать деньги в России выгодно – вот в какой мысли государство делом должно убедить граждан. Понимаю, как это трудно!

На землю обетованную взойдут наши ученики.

Наша миссия – миссия тех, кто учит и воспитывает, – сегодня самая важная. Могу сказать, что та работа, которой я сегодня занимаюсь, уйдя из правительства, с поста министра на пост профессора Высшей школы экономики, мне кажется повышением по службе. Мы с вами служим в одном отряде, самом важном отряде, который готовит для нашей страны ГРАЖДАН.

Лев ЛЮБИМОВ, первый проректор Высшей школы экономики:

 «Если мы такие умные, почему мы такие бедные?»

– С точки зрения той науки, которой мы служим, богатство общества есть следствие доступного нам сравнительного преимущества. Оно есть у индивида, у группы, у фирм, у наций. Частично такое преимущество – дело Создателя.

Но в значительной мере оно все-таки формируется нами, педагогическим корпусом России.

Советской школе нужны были люди с одинаковым мышлением. Мы выпускали ученика, который имел представление о том, как устроен физический мир, но не имел никакого представления о том, как устроен мир людей, мир общества. Мотивы сохранения такой ситуации по сей день самые разные – от идеологических до откровенно шкурных. В итоге мы стоим на месте.

В полюбившейся российским интеллектуалам вопрошающей фразе: «Если ты такой умный, то почему ты такой бедный?» – содержится, может быть, одна из наиболее ярких историко-философских сентенций: мало быть знающим, чтобы суметь достойно обеспечить потребности своей семьи и своего общества. К знанию, не закрепленному в навыках, к знанию, не дающему потенцию к самообучению, богатство не пристанет.

А эту мысль не так давно удалось найти у М.А. Булгакова: «Я полагаю, что ни в каком учебном заведении образованным человеком стать нельзя. Но во всяком хорошо поставленном учебном заведении можно приобрести навык, который пригодится в будущем, когда человек вне стен учебного заведения станет образовывать себя сам».

От реального понимания этой, казалось бы, простой мысли в действительности зависит очень многое, и, прежде всего, зависит сама парадигма образовательного процесса. Есть два ее крайних варианта: 1) трансляция ученику большого объема информации (знания) при «непередаче», «нетрансляции» навыков закрепления получаемой информации и самообучения и 2) синтез трансляции несколько меньшего объема информации с трансляцией навыков самообучения. Результаты этих двух крайностей могут давать (и давали) разные исторические траектории развития целых народов.

Правильно считается, что блестящим и наилучшим достижением дореволюционной средней школы была классическая гимназия. Она транслировала ученику огромный объем информации, в том числе информации, важной для коммуникативного развития личности (4–6 языков). Гимназия выпускала подчас хорошо информированного человека, но сама эта информация не была применима к какой-либо конкретной сфере человеческой деятельности. Последний был способен сочинить стихи, статью в газету, порассуждать о политике, но не был готов к производству национального материального богатства. В итоге мы получили тех, кого стали называть интеллигенцией и кто ментально подготовил разрушительную эпоху насилия и классового «строительства» в XX веке.

Второй крайний вариант образовательной парадигмы был построен таким образом, чтобы, совмещая трансляцию немалого объема знания с его конкретными аппликациями, готовить «обывателя», озабоченного не « общественной деятельностью», а именно производством национального материального богатства.

Нынешняя российская школа может считаться наследницей классической гимназии только в плане того же отсутствия навыкообразования к самостоятельной работе, в то время как объем знания, предоставлявшийся классической гимназией, давно был редуцирован до тощих учебников, содержащих скорее расхожие идеологические штампы в «недоразвитом» гуманитарном блоке, и довольно консервативный корпус «усушенных» знаний в естественнонаучном блоке. Единственное, что, слава Богу, все еще осталось на относительно достойном уровне, так это математическая подготовка.

Наше обществознание – это смесь бреда с бредом. Какое же сравнительное преимущество мы даем ребенку, если он, оканчивая школу, не знает то общество, в котором ему предстоит жить? Я не думаю, что то, что мы сегодня преподаем по экономике, это хорошо. Между тем без знания этой науки нельзя говорить о политологии, деловой социологии – основной задел в них, как известно, тоже сделали экономисты.

Часто говорят: вы что же, хотите вводить экономику в ущерб литературе? Литература – это то, что стоит на полках и что надо читать самому! Вы мне покажите, где изучают такой предмет, как английская литература или американская литература, в средней школе? Изучают родной язык, чтобы ребенок был грамотным, а читать на уроках – учебные часы тратить на это, может быть, и необязательно.

Экономическая наука – это наука о выборе, это наука о том, как жить в мире людей.

Интернационализация экономики, универсальное признание ценностных ориентаций, называемых общечеловеческими ценностями, вызвали к жизни и новые явления в образовании на глобальном уровне. Особое впечатление вызывают научающие технологии, включающие значительное число форм контрольных, компилятивных, творческо-компилятивных и чисто творческих работ, выполняемых учениками. Эти формы – золотой ключик к мотивации ученика на самостоятельную работу, на самообучение, на самостоятельную организацию значительного потока информации. Когда-то при организации в СССР самостоятельных физических вузов (МФТИ, МИФИ) великий П.А. Капица принес туда кембриджские научающие технологии (он сам закончил Кембридж), среди которых хочется отметить эссе.

Эссе – творческая работа на 6–8 страниц, отвечающая на заданную или смоделированную тему. Эссе выполняются еженедельно и создают навык не только самостоятельной творческой работы, но и навык практического применения полученных знаний, а следовательно, навык регулярного закрепления этих знаний. Написание в течение трех лет примерно 120 эссе равнозначно написанию 700–800 страниц самостоятельных творческих мини-исследований. Это гремучая смесь знания и практики и одновременно сильный начальный навык аналитической работы.

Международная образовательная система не допускает недельной контактной нагрузки на ученика больше 22–20 часов (как в школе, так и в университете). Эта «малость» – физическая основа самостоятельной работы ученика и студента. Но эта «малость» требует отказа от воспроизведения учителем полного материала учебника на уроках. Он ориентирует ученика в потоке информации, проходя вместе с ним лишь через «узкости» – твердые орешки, требующие прямого контакта между учителем и учеником. В итоге ученик самостоятельно прочитывает за день до 100 стр. учебного текста, что на порядок превышает объем регулярного информационного потока, получаемого учеником в средней российской школе.

Конечно, освоение указанного потока информации требует тщательно продуманных технологий контроля качества образования. Применение таких технологий дает учителю, школьным менеджерам, родителям, самим ученикам важнейшую информацию о динамике индивидуальных успехов, а также результатов образовательного процесса по отдельным предметам, по классам, школам, округам и т.д. Этот подход является формой постоянного контроля знаний учащегося в сравнении с весьма дискретным форматом, существующим в средней российской школе.

Ученик должен учиться сам под мудрым руководством педагога.

Первично не бытие, как нам вдалбливают, а осознание правил игры. Каковы правила игры, так и будет во всем остальном.

 

Взгляд из Москвы

Воспитать гражданина

Группа известных педагогов – B.C. Автономов, Т.Л. Клячко, И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов, А.А. Мицкевич, Б.И. Мишин, Л.В. Наумова предложили свою концепцию развития экономического образования в средних образовательных учреждениях г. Москвы в 1999–2003 годах. В ней, в частности, говорится:

«Нужно ли новому поколению, входящему в самостоятельную жизнь, знать основы поведения тех, кто будет его окружать и с кем он будет взаимодействовать? Этот вопрос представляется риторическим.

Экономические знания образуют сердцевину информации об обществе: о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о трудном выборе между равенством и эффективностью, об избирательном процессе, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте (ведь каждому придется работать), о рынке труда (на котором приходится побывать каждому), о рынках капитала и денег (где многие россияне уже были обмануты), о семейной экономике и поведении потребителей, о национальной и мировой экономике и так далее.

Кроме общего, стандартного объема знаний для учащихся всех школ России, определенная часть необходимых молодому поколению экономических сведений может и должна иметь региональные источники. Регионы отличаются друг от друга по значительному числу параметров, связанных с производством, наличием сырья, а также экологическими и социальными проблемами.

Очевидно, что экономически безграмотный человек ныне изначально обречен на более сложный жизненный путь и его решения во многих сферах общественной жизни зачастую будут оказываться ошибочными. Однако, как показывает опыт последних лет, винить в этих ошибках люди будут органы власти всех уровней.

Возможности совершенствования системы экономического образования могут и должны быть рассмотрены в контексте новой для всей российской системы среднего образования задачи – перехода к 12-летнему обучению. Эта задача, очевидно, не может быть решена лишь путем увеличения времени изучения прежних предметов школьной программы, но потребует существенного изменения самой модели школьного образования с целью интеграции с системой средней профессиональной подготовки, с одной стороны, а с другой – с системой высшего образования.

Одной из первых в России Москва начала развивать экономическое образование в школе, именно здесь сложился определенный подход к преподаванию экономики в школе – предмет считается важной частью среднего образования, входит в региональный базисный учебный план; в подавляющем большинстве школ экономика преподается либо как часть интегрированных курсов, либо как самостоятельная дисциплина. Проведено восемь московских городских олимпиад по экономике. Подготовлены кадры окружных методистов, проделана большая работа по повышению квалификации учителей экономики, идет подготовка магистров и аспирантов по этому направлению.

Решено создать в общеобразовательных школах Московскую ассоциацию учителей экономики, региональную систему мониторинга экономических знаний школьников, а также использовать каникулярное время для создания профильных экономических смен для обучения основам экономики и предпринимательской деятельности.

Экономическое образование в школе может осуществляться на протяжении всех лет обучения и в различных формах. С целью его рационального эшелонирования во времени целесообразно выделить три общие и одну специальную ступени:

I) Начальное экономическое образование (1–6-е классы) – должно реализоваться в рамках других предметов и/или факультативно;

II) Общее экономическое образование (7–9-е классы) – включается в базисный учебный план всех школ и экономического и финансового профиля), либо в варианте обучения основам предпринимательства (в объеме, позволяющем выпускникам школы грамотно создавать свой бизнес или претендовать на получение в коммерческих организациях г. Москвы должностей, предполагающих определенный уровень грамотности в области бизнеса).

Таким образом, три общие ступени должны быть реализованы общеобразовательной школой в обязательном порядке. Четвертая ступень является факультативной для средних общеобразовательных учреждений, то есть может быть внедрена в 11–12-х классах общеобразовательных школ, выбравших себе такую специализацию, но должна быть обязательной в средних специальных образовательных учреждениях (лицеях, колледжах и т.д.).

Повышение качества преподавания в рамках третьей и четвертой ступеней экономического образования – в основном за счет более качественного преподавания базовых концепций экономической теории и прикладной профилизации – создаст столь необходимые сейчас предпосылки для повышения качества преподавания экономической теории во всех вузах».

 

ВЗГЛЯД ИЗ РЕГИОНОВ

Лев КУРАКОВ, председатель Госсовета Чувашской Республики, ректор Чувашского Госуниверситета, председатель комитета по образованию Экономической ассоциации «Большая Волга»:

«Реформы нелепы, если нет реформаторов»

– В региональной ассоциации «Большая Волга» понимают: то, что кажется простым в теории, – чертовски сложно осуществить на практике. Поволжье – крупнейший индустриальный и зерновой центр страны – столкнулся с той же проблемой, которую пока не смогла решить вся Россия – найти адекватный, социально и экономически привлекательный, не заумный, а, как теперь говорят, «прозрачный» путь для реформ,


«Экономика» должна быть... реалистичной

Министерство образования РФ утвердило программу реализации проекта ТАСИС «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах: применимость в регионах и жизнеспособность» на 1999 год и основные направления реализации этого проекта до 2000 года.

Комиссия Европейского Союза выделила на реализацию проекта в 1997–2000 годах 2 млн. экю. Эти средства будут израсходованы на оплату труда европейских экспертов и преподавателей, их командировки в Российскую Федерацию, стажировки российских преподавателей в странах ЕЭС, комплектование библиотек, покрытие части затрат на оплату труда российских экспертов, на приобретение оборудования. Высшей школе экономики (Я.И. Кузьминову) поручено организовать подготовку к изданию и публикацию пилотных тиражей учебных пособий, подготовленных в рамках проекта, на базе типографских мощностей, поставляемых Комиссией Европейского Союза в 1999 году.

Решено финансировать пилотные центры проекта в следующем порядке:

  • Пермский пилотный центр – через Пермский государственный технический университет;

  • Новосибирский пилотный центр – через Новосибирский государственный технический университет;

  • Красноярский пилотный центр – через Красноярский государственный университет;

  • Нижегородский пилотный центр – через Нижегородский филиал Государственного университета – Высшей школы экономики;

  • Тамбовский пилотный центр – через Тамбовский государственный университет.

В рамках проекта ТАСИС «Преподавание экономических и бизнес-дисциплин в средних школах, технических и классических университетах: применимость в регионах и жизнеспособность» на базе ВШЭ будут организованы: интенсивная переподготовка в Москве для 150 преподавателей и учителей экономики, в основном из пилотных центров проекта (в 1999 году), а также отбор лучших преподавателей (12 из средних и 12 из высших учебных заведений) для стажировки в Европе (В Оксфорде, Париже, Роттердаме и Лидсе).

Проект призван также содействовать созданию региональных ассоциаций преподавателей экономики в пилотных и приоритетных центрах проекта, а также национальной ассоциации преподавателей экономики.

Рейтинг@Mail.ru