Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №44/1999

Архив

Программа-минимум – диалог.
Программа-максимум – сотрудничество

C приближением выборов педагогическая общественность все чаще начинает осознавать, что как раз сейчас у нее есть шанс вступить в переговоры с властью, рассказать о том, как они представляют будущее системы образования в России, попытаться убедить кандидатов в депутаты и действующих политиков сделать школу такой, какой она должна быть по мнению самих участников образовательного процесса – директоров школ, учителей, детей и, наконец, родителей. Многие понимают, что система образования может стать сегодня тем реальным инструментом, благодаря которому в обществе могут начаться перемены к лучшему. Но чтобы оживить этот мощный мотор, нужен еще и бензин – реальные инвестиции, и немедленно.

Об этом мечтают сегодня члены Ассоциации руководителей образовательных учреждений Новосибирска. Она была создана в сентябре нынешнего года и недавно провела заседание своей первой конференции на тему «Школа и власть». О задачах, целях, планах ассоциации и позиции управленцев в отношении сотрудничества школы и власти рассказывает ее президент, директор новосибирской школы № 122 Андрей Николаевич ГОЛОВНИН.

Эта часовня в Новосибирске возведена на месте географического центра России

– Андрей Николаевич, расскажите о причинах появления на свет Ассоциации руководителей ОУ и о ее целях.

– Идея создания ассоциации связана с тем, что, на наш взгляд, прежняя система вертикального управления школой изживает себя и школы должны сегодня сотрудничать по горизонтали. У каждого директора школы есть свой опыт, который должен быть востребован. Отсюда – две цели нашей ассоциации: взаимная поддержка и формирование общественного мнения директоров школ Новосибирска. Ведь в городе сегодня 250 школ, не считая учреждений дошкольных и дополнительного образования. Собравшись вместе, нам будет легче проводить в жизнь свое видение школьных проблем, убеждать население и власть в необходимости эффективной, современной, качественной системы образования.

Цели же наши следующие:

1) содействие развитию системы образования г. Новосибирска посредством выявления общих для школ города проблем, подготовки предложений по их решению, составления бизнес-планов проектов, поиска средств и ресурсов для их реализации;

2) обеспечение юридической поддержки директоров школ посредством привлечения юристов для консультаций и разработки локальных правовых актов;

3) привлечение депутатов различного уровня к решению проблем школы;

4) участие в экспертной работе по подготовке проектов и программ в области образования на региональном и федеральном уровнях;

5) организация неформального общения руководителей ОУ (директорский клуб);

6) вхождение в информационные сети города, России, в Интернет.

 

– Каковы планы ассоциации на ближайший год?

– Прежде всего мы запланировали цикл конференций. Первая из них – «Школа и власть». В ходе следующей – «Школа и бизнес» – мы хотим обсудить проблемы существования школы в нынешних экономических условиях. Планируем пригласить на эту встречу экономистов, налоговиков, отработать весь механизм поступления внебюджетных средств на уровне документации, договоров, отчетности. По итогам конференции рассчитываем внести предложения на местном и региональном уровне по системе налогообложения, с тем чтобы стимулировать инвесторов вкладывать деньги в школы, в систему образования. Третья тема предполагаемой конференции – «Школа и компьютеризация». Этот вопрос мы решили предложить к обсуждению потому, что компьютер сегодня принципиально меняет роль учителя в школе. Четвертая конференция пока намечена с условным названием «Школа и национальная идея».

Кроме этого, у всех директоров – членов ассоциации есть свои конкретные проекты, которые касаются либо школ, либо системы образования в целом. Для реализации проектов, разумеется, нужна поддержка, в том числе и материальная. И мы надеемся, что именно статус общественной организации, каковой является наша ассоциация, позволит привлечь внебюджетные средства коммерческих структур.

 

– То есть речь идет об инвестициях в образование. Как вы планируете решать эту проблему в рамках темы «Школа и власть»?

– Цель нынешней конференции «Школа и власть» несколько конъюнктурна. Сейчас такое время, когда политики нуждаются в электорате. А электорат, в свою очередь, имеет право говорить о своих взглядах и позициях по тому или иному вопросу, выдвигать свои требования. Поэтому на данной конференции мы ставим два вопроса. Во-первых, мы ведем речь о взаимной ответственности и говорим, что готовы отдать голоса за тех, кто разделяет нашу политику в области образования. Во-вторых, мы предлагаем сегодня вариант создания некого консультативного совета из представителей педагогической общественности города для постоянного контакта с теми депутатами, которые будут избраны после 19 декабря и станут заниматься проблемами образования как на областном, так и на федеральном уровне. Известно, что школа всегда рассматривалась как один из ключевых пунктов избирательных технологий. Но она была лишь местом для проведения предвыборной агитации жителей микрорайона. Мы же ставим вопрос по-другому, возрождая забытую практику наказов избирателей. У нас присутствует человек от регионального представительства «Отечества», обещали подойти представители от «Яблока» и КПРФ. Мы хотим согласовать позиции директоров школ с теми положениями в области образования в программных документах, с которыми выступают сегодня политические партии и движения. И таким образом положить начало диалога с властью.

Что касается инвестиций в образование и вообще решения финансовых вопросов в отношении школы, то у нас такая позиция. У региональной и городской власти есть свои каналы поступления бюджетных денег. А еще есть возможность разработать ряд документов, поддерживающих школы. И мы убеждены в том, что сегодня можно и нужно принимать локальные акты на местном уровне, позволяющие предпринимателям помогать школам. Это может быть и система льготного налогообложения, и система поддержки тех производителей, которые дружат с учреждениями образования. Мы готовы самым активным образом участвовать в разработке таких документов, потому что кроме нас, директоров, никто сегодня не знает о том, что реально нужно нашей школе и нашим детям. И мы считаем, что директор школы на уровне своего учреждения – это верховная власть, заслуживающая того, чтобы быть сейчас услышанной.

 

Итак, директора новосибирских школ убеждены в том, что сейчас нужно выработать общую школьную линию, которая заставила бы властные структуры обратить внимание на школу. А что думает по этому поводу сама власть? Присутствовавший на конференции депутат Новосибирского областного совета, глава бюджетного комитета Виктор КОСОУРОВ поддержал инициативу педагогов, заявив, что он готов участвовать в разработке технологий взаимодействия между облсоветом, обладминистрацией и директорами школ для постоянного обсуждения проблем образования. «Любое сформулированное вашей ассоциацией предложение, касающееся перспективы развития системы образования, будет нами рассмотрено и проанализировано», – пообещал он.

Правда, это были, пожалуй, единственные конкретные слова, услышанные педагогами от представителя этой ветви власти. Но ведь это только начало. Будет ли продолжение?

А участники конференции продолжали обсуждать вопросы о том, какой должна быть школа, какова сегодня роль директора и что может попытаться изменить в системе образования Ассоциация директоров школ Новосибирска.

Вот некоторые мнения.

Директор школы № 21 Виктор Михайлович СТАНКЕВИЧ:

– Сегодня средняя школа не живет в полноценно организованном пространстве. С одной стороны, Закон РФ «Об образовании» закрепил юридический статус школы как ответственного самостоятельного субъекта образовательной деятельности. С другой стороны, на муниципальном уровне до сих пор не существует системы реализации основных положений закона в области правового обеспечения образовательного процесса, поскольку действует старая система управления образования. В этих условиях школа, которая ищет свое лицо, вынуждена осуществлять столько согласований с различными муниципальными контролирующими органами, что возникает вопрос: если нет денег на развитие образования (школ), то откуда столько средств на содержание такого количества контролеров?

Понятно, что механизм реализации Закона «Об образовании» сегодня до конца не разработан, реформа образования продолжается. Но неясно, в интересах кого из участников образовательного процесса складывается система параллельного административного, методического и других форм контроля? Не пора ли спросить у директоров школ, какая система управления образования в городе нужна сегодня?

 

Директор школы № 203 Юрий Петрович ШАГАКА:

– Авторитет директора школы, к сожалению, находится сегодня на очень низком уровне у властных структур. Отношение любой власти к ректору вуза одно, а к директору школы – абсолютно другое. Есть время – с нами говорят, нет времени – не будут общаться. А между тем главным ресурсом системы образования на сегодняшний день является интеллектуальный потенциал педагогов и управленцев. И, на мой взгляд, одна из основных задач, которую надо решить в рамках ассоциации, – все-таки заставить власть обратить внимание на нас, директоров, на финансовые, экономические, образовательные проблемы школы.

 

Директор школы № 184 Владимир Петрович ГУСЕВ:

– С появлением нашей ассоциации директора и педагоги должны почувствовать себя более защищенными, чем раньше. Они могут рассчитывать на то, что наша организация будет лоббировать интересы системы образования во властных структурах и сами участвовать в этом процессе. Нам также необходимо разработать должностные обязанности директоров образовательных учреждений по отношению к власти. Это поможет нам работать над поэтапной реструктуризацией системы управления образованием и более активно воздействовать на население города.

 

Начальник отдела содержания образования Управления образования Новосибирской области Галина Васильевна РЫЦАРЕВА:

– Что может ассоциация как общественная организация? При активном участии в ней директоров и их желании изменить систему образования к лучшему – очень многое. Я назову лишь несколько путей сотрудничества, в направлении которых могут работать ассоциация и наше управление:

– совместная работа по подготовке региональных документов, проектов, касающихся системы образования;

– совместное обсуждение и анализ федеральных документов, составление к ним комментариев на основе знаний реальных потребностей школы;

– рассмотрение вопросов содержания образования.

Мы открыты для сотрудничества с директорским корпусом Новосибирска и ждем предложений.

 

Декан факультета повышения квалификации НГПУ Тамара Ивановна БЕРЕЗИНА:

– Проблема создания Ассоциации директоров школ есть проблема создания еще одной власти. Помимо федеральной, региональной, муниципальной.

Это проблема появления власти, которая управляет образованием. Я убеждена, что сегодня системе образования нужны конкретные, современные, содержательные подходы. И муниципальные властные структуры вскоре изживут себя, если не будут питаться той энергией и теми идеями, которые аккумулируются в среде педагогов и управленцев.

Так уж получилось, что несмотря на все социально-экономические потрясения последних лет система образования в России выстояла и продолжает полноценно функционировать и по сей день. А государство пока не в состоянии обеспечить полноценное финансирование образовательных учреждений, достойное материальное положение педагогов и создать условия для процветания школы. Так, может быть, действительно пора прислушаться к голосу педагогов – они уже сейчас расскажут о том образе школы, который существует не только в их умах, но и в их проектах, который понравится и детям и родителям и который можно воплотить в жизнь при условии, что все мы будем не только СЛУШАТЬ, но СЛЫШАТЬ педагогов. И помогать им.

Как вы думаете?

Рейтинг@Mail.ru