Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2000

Архив

Как и принято на мероприятиях подобного уровня, министр образования В.М. Филиппов выступил на совещании в Кремле с развернутым докладом. Мы приводим те фрагменты доклада, в которых обозначены приоритеты и болевые точки школьного образования – так, как они видятся министерству.

 

В.М. Филиппов:

Проблемы и приоритеты

Сохраняется проблема несвоевременности выплаты заработной платы работникам общеобразовательных учреждений в ряде субъектов Федерации, а также низкий уровень оплаты труда по системе образования. Заработная плата работников образования стала не только ниже средней по отраслям экономики, но она впервые стала ниже прожиточного минимума.

Особого подхода требуют финансово-экономические проблемы общеобразовательных учреждений, которые в соответствии с действующим законодательством оказались в ведении муниципалитетов. Проект Закона «О государственных гарантиях права граждан на получение общего образования» направлен на расширение возможностей финансирования и содержания материально-технической базы общеобразовательных школ путем соучреждения их муниципалитетами совместно с субъектами РФ. Безусловно, положительную роль в улучшении положения общего образования должны сыграть разработка и принятие правовых актов по нормативному финансированию общеобразовательных учреждений. Указом Президента России от 31 августа 1999 года предусмотрено создание попечительских советов в учреждениях общего образования. К сожалению, во многих субъектах Федерации активная работа по созданию попечительских советов еще не начиналась.

Важно предусмотреть, в том числе в проекте Национальной доктрины образования, и практически обеспечить поддержку инновационных подходов, многообразия учебников и видов образовательных учреждений, новых педагогических технологий. Как правило, в образовании столько же мнений, сколько педагогов и родителей. А непродуманное внедрение даже теоретически верных идей, как это было недавно с известными аспектами полового воспитания, чревато опасными для детей последствиями. В связи с этим мы планируем развитие сети федеральных экспериментальных площадок.

Важным резервом повышения качества образования на всех уровнях является совершенствование процедур аттестации педагогических кадров, а также лицензирования, аттестации и аккредитации образовательных учреждений. Сейчас педагогической общественностью, в профсоюзе работников народного образования и науки обсуждается проект Положения о порядке аттестации учителей в общеобразовательных учреждениях и проект Положения о порядке присвоения ученых званий в высших учебных заведениях. Разрабатываемые к введению в 2000 году, эти положения должны носить прежде всего стимулирующий характер.

Региональные программы образования и развития есть в 79 субъектах РФ. Задача создания новых региональных программ становится особенно актуальной в свете изменений в сфере дошкольного, начального и среднего образования, которые грядут вследствие демографического спада. Уже в ближайшие три года детей в начальной школе будет на 30% меньше, чем это было пять лет назад. Через девять лет количество детей, учащихся в средней школе, вообще уменьшится на треть. В связи с этим особого внимания и решения потребуют обостряющиеся проблемы малокомплектных сельских школ. А таких у нас почти 40% от всех школ страны. Число выпускников школы в 2009 году станет почти на 300 тысяч меньше, чем число бюджетных бесплатных мест приема в учреждения профессионального образования. А в ряде регионов: в Северо-Западном, Центрально-Европейском – такие процессы наступят уже через пять-шесть лет, что требует проработки адекватных решений уже сегодня.

Предметом заботы должна стать задача восстановления образования Чеченской Республики, где в сельских районах дети в течение четырех последних лет вообще не посещали школу. Уже 1 февраля на расширенной коллегии Министерства образования будет утверждена программа мер по восстановлению системы образования в Чечне от дошкольного до высшего образования.

На сегодня в целом по стране лишь около 50% детей дошкольного возраста посещают детские сады – это требует анализа конкретной ситуации в регионах РФ. Отсутствие внимания и адекватных социально-экономических решений уже сейчас создает проблему неравного старта для детей в начальной школе. В связи с этим Правительством России предусмотрена разработка законопроекта о дошкольном образовании в РФ, где будут предусмотрены поддержка ведомственных и муниципальных учреждений дошкольного образования, создание условий по привлечению инвестиций для их материального обеспечения. Кроме того, предполагается расширение практики новых, экономически целесообразных форм дошкольного образования.

В области общего образования ключевыми стали проблемы экстенсивного расширения содержания образования и интенсификации нагрузки на ученика и учителя. Содержание общего образования принципиально не пересматривалось за последние тридцать лет. За последние тридцать лет число предметов в школе увеличилось почти на треть. Недельная нагрузка на ученика возросла в полтора-два раза в зависимости от вида образовательного учреждения. Осложняет ситуацию и то, что срок обучения при сравнимых объемах содержания в российской школе на два-три года ниже, чем в большинстве стран мира. Теперь на 12–13-летнее полное образование перешли уже все страны не только Западной, но и Центральной и Восточной Европы, включая страны Балтии, Белоруссию, Молдову и Украину.

Рейтинг@Mail.ru