Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2000

Архив

На границе войны и мира

Пограничное состояние – не война и не мир – чувствует каждый, кто прилетает в шумный прежде аэропорт «Минеральные воды». Гулкая тишина. То ли шесть, то ли восемь окошек для регистрации – теперь пустых и никому не нужных. Десяток-другой пассажиров выходят из почти пустого самолета. У них четыре раза проверяют документы. Ощущение не столько тревоги, сколько фатальной печали.

Местные шоферы, возможно приняв меня за солдатскую мать, шепотом обещают быстро и в сохранности доставить в Моздок. Слава Богу, мне не туда.

Меня встречает молодой человек кавказской внешности, и мы едем в Невинномысск, в самую знаменитую гимназию города. Молодой человек представляется «личным водителем» директора гимназии. Позднее выясняется, что это просто один из первых ее выпускников, готовый хоть днем, хоть ночью выполнять на личных «Жигулях» поручения своей alma mater.

Чечня. Им еще повезло – они будут учиться. 

У меня было как минимум два повода приехать в Невинномысскую гимназию № 10: во-первых, она недавно стала Федеральной экспериментальной площадкой, а во-вторых, там должна была пройти Панорама педагогических идей – своего рода мозговой штурм творческих учителей и управленцев города и окрестностей. Организаторы панорамы взяли на вооружение тот же принцип, по которому проводились последние Соловейчиковские чтения (кстати, подобная идея была реализована и в других городах, например в Пскове).

На перемене в Невинномысской гимназии № 10 (директор А. А. Калкаев.)

Учителя собрались, чтобы говорить о педагогике сотрудничества, о праве человека на выбор собственного пути – и в жизни, и в образовании. И о том, как сделать это право реальностью.

Кроме идей, мы вынесли из стен этой гимназии ощущение мира.

На самом деле это только кажется, что война где-то там, далеко. Культура войны и культура мира соседствуют в нашей жизни. Когда страх движет твоими поступками, когда на каждом углу проверяют документы – это культура войны. И когда учитель одергивает ребенка, боясь, что ребенок задаст вопрос, ответ на который страшно произнести вслух, и когда для руководителя «непонятное» – синоним слова «опасное», – это культура войны.

А когда учитель готов помочь и тому ребенку, устремления которого ему не вполне понятны; когда развитие, ученичество – единственно возможное состояние и для того, кто сидит за партой, и для того, кто стоит у доски, и для того, кто работает в своем начальственном кабинете, – это и есть культура мира. И когда мы помним о правах другого человека – это тоже культура мира...

Впрочем, пора заканчивать: в дверь стучит милиция, говорят, в отделение позвонили и сообщили юным голосом, что нас заминировали и все должны выйти на улицу...

Нина ШИРОКОВА

Рейтинг@Mail.ru