Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2000

Архив

Потенциал российской школы:
пути решения актуальных проблем

Программы всех федеральных экспериментальных площадок могут быть объединены единым координационным планом, в котором можно было бы выделить ряд направлений: выявление и реализация педагогического потенциала образовательных учреждений инновационного типа; разработка и реализация программ личностно ориентированного образования; оптимизация условий обучения в современной школе; пути демократизации управления образовательными системами и учреждениями и т.д.

В рамках каждого направления могут быть представлены темы, отражающие различные, в ряде случаев альтернативные, подходы к решению одних и тех же проблем. Координационные планы опытно-экспериментальной работы по каждому направлению должны включать задачи проектов и сведения о форме представления результатов.

Ознакомление работников образования с координационными планами опытно-экспериментальной работы уже будет иметь существенное практическое значение, так как позволит им полнее представить «поле выбора» возможных путей решения актуальных проблем современной школы. Такие координационные планы могут составляться и на уровне региона.

По результатам каждого этапа экспериментальной работы возможна публикация наиболее существенных результатов.

Имеющиеся программы и отчеты федеральных экспериментальных площадок уже сейчас дают возможность выявить перспективные способы решения проблем развития российской школы. Конечно, нельзя рассчитывать на то, что все образовательные проекты, реализуемые федеральными экспериментальными площадками, будут носить новаторский характер. По результатам проведенного анализа примерно третья часть проектов представляет «новое для себя»; около пятой части заявок представляют собой лишь имитацию культурно-образовательной инициативы. Понятно, что такие проекты не могут претендовать на какой-либо статус, хотя проекты, повторяющие уже известный опыт, могут иметь существенное значение для развития конкретного образовательного учреждения.

Проекты, реализуемые федеральными экспериментальными площадками, можно разделить на две основные группы. Первая из них – проекты, представляющие собой адаптацию известных инновационных программ к условиям конкретного образовательного учреждения (например, разные варианты проектов создания адаптивной школы). Для федеральной системы образования в этом случае существенное значение может иметь технология адаптации, применимая в разной социокультурной среде (сельская местность, горная местность, небольшой город и т.д.).

Вторую группу составляют проекты, основанные на модернизации известных идей, программ, на их совершенствовании, развитии. Данные проекты для федеральной системы образования могут быть интересны новыми способами решения проблем, которые возможно использовать в достаточно широких масштабах.

С этой точки зрения интерес представляют прежде всего те проекты, которые ориентированы на использование имеющегося потенциала образовательной системы и реализация которых не требует дополнительных бюджетных ассигнований (по крайней мере значительных). Некоторые из таких проектов основываются на удачных организационных решениях. Например, в Сыктывкаре разработан и реализуется проект создания республиканского очно-заочного лицея-интерната для одаренных детей из сельской местности. Лицей создан при высшем учебном заведении. Он ведет не только работу с одаренными школьниками, но и занимается повышением квалификации учителей сельских школ, в которых учатся эти дети.

При одном из сибирских вузов создан лицей, который представляет собой объединение классов одинакового профиля из нескольких школ областного центра. Такого рода учебно-методическое объединение позволяет эффективно использовать высококвалифицированных специалистов для работ со школьниками.

Новые организационные решения в ряде случаев сочетаются и с новыми подходами к решению педагогических задач. В Барнауле на базе центра дополнительного образования создана Школа-лаборатория гуманитарного образования для старшеклассников, студентов и педагогов, содержанием деятельности которой является решение значимых для личности проблем, выходящих за рамки школьных предметов (профессиональное призвание, личностный выбор, самопознание). В школе созданы отделения пиар-технологий, психологической и философской антропологии, общественного сознания и средств массовой информации.

Имеются проекты, ориентированные на достижение новых педагогических результатов в системе школьного образования при сохранении сложившейся предметной системы обучения. Это программы формирования у учащихся функциональной грамотности, общекультурной компетентности, допрофессиональной компетентности, исследовательской культуры. В качестве основного средства реализации данных педагогических целей рассматриваются «надпредметные программы», разработанные на основе модульного подхода.

Существует значительное число и других проектов, предлагающих организационные, методические и педагогические решения актуальных проблем развития системы образования. Реализация таких проектов связана в основном с методическим обеспечением педагогических инноваций и подготовкой управленческих и педагогических кадров к работе по новым программам. На базе подобных проектов было бы возможно разработать федеральную программу повышения эффективности образования.

Есть группа проектов, на базе которых можно было бы разработать федеральную программу эффективного использования имеющихся ресурсов системы образования. Так, в Хабаровске создана система информационного обеспечения деятельности учителя по выбору учебных программ и учебных пособий, а также система информационного обеспечения деятельности руководителя школы по разработке административных документов. Имеются проекты, направленные на решение задачи рационального использования финансовых ресурсов школы. Ряд проектов в перспективе позволит получить рекомендации по эффективному использованию кадровых ресурсов системы (практических психологов, социальных педагогов, школьных библиотекарей).

Ежегодно Совет по управлению ФЭП будет рассматривать 150–200 отчетов о реализации экспериментальных программ. На основе этих отчетов можно было бы разрабатывать практические рекомендации для работников образования, прежде всего руководителей образовательных учреждений, сотрудников методических служб, центров повышения квалификации руководителей органов управления образованием.

Рейтинг@Mail.ru