Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №23/2000

Архив

Игорь Реморенко, Красноярск

 

От диалога лидеров к диалогу с обществом

Действительно, новый этап изменений в образовании связан не столько с изменениями содержания образования, сколько с изменениями образовательного уклада, всего обустройства системы образования. Идея образовательного уклада как нового содержания образования вышла из школы и добралась до регионального уровня. Теперь уклад региональной системы образования – актуальная тема педагогических инноваций.

Подтверждением тому стало открытие в Красноярском Доме работников просвещения Клуба лидеров образования. 24 мая сюда съехались руководители нескольких десятков Федеральных экспериментальных площадок, действующих на базе ряда школ края, представители площадок краевых инновационных комплексов, а также научные руководители и представители органов управления образованием. Решили – создать общественную организацию «Клуб лидеров образования».

Дом работников просвещения – здание, являющееся одной из культурных достопримечательностей Красноярска. 85 лет тому назад здесь располагался первый попечительный совет. Так тогда назывался орган, определяющий основные ориентиры развития образования в бывшей Енисейской губернии. Сегодня в этом красивейшем, блестяще отреставрированном здании собираются педагоги и управленцы, обсуждая насущные проблемы образования. Ежегодно здесь проходит краевая августовская конференция, на которой встречаются управленцы образования со всех 57 территорий края.

В этом же здании собрались лидеры системы образования. Два месяца назад они собирались по поводу вручения дипломов на статус «Федеральная экспериментальная площадка». После чего стало ясным, что общий потенциал педагогов, занимающихся инновационной деятельностью, значительно больше, чем возможность просто вести экспериментальную поисковую работу в своих образовательных учреждениях. Точнее, сегодня для качественного осуществления такой работы не обойтись без грамотной образовательной политики. И кому, как не педагогам, работающим нестандартно, объединиться для заявления своих интересов в области только зарождающейся образовательной политики.

Вообще-то интересы у участников клуба весьма разные. Одни просто соскучились по нормальному профессиональному общению. И это понятно: в то время когда тематика всего того, что должны обсуждать управленцы от образования, меняется достаточно часто (то доктрина, то двенадцатилетка, то стандарты), необходимой становится возможность быстро встречаться с коллегами и обсуждать то или иное новшество. Ведь практически никакие курсы повышения квалификации не позволяют это осуществить из-за слабой мобильности и регламентированности заранее утвержденных планов. Как считает президент Ассоциации директоров инновационных школ г. Красноярска Вячеслав Башев, клуб следует рассматривать как особое индивидуально-личностное пространство для педагогов, позволяющее реализовать прежде всего личные интересы директоров школ. Действительно, если современное содержание образования тесно связано с идеями индивидуализации, творческого развития личности, то и содержание деятельности управленцев образования должно меняться. Оно должно перестать быть похожим на социалистическое соревнование, результаты которого видны на заседаниях в отделе образования: какое учреждение образования большее количество раз упомянули в положительном тоне, то учреждение и лучше всех работает. В нынешней ситуации качество управленческой деятельности может подтверждаться и оцениваться прежде всего коллегами и необразовательной общественностью. Всеми, ради кого работает система образования. Но тогда, как справедливо полагает Александр Аронов, профессор Красноярского университета, Клуб лидеров образования – место проявления гражданской позиции деятелей системы образования. Представление о том, как должно быть устроено нынешнее общество, должно исходить и от представителей системы образования. Активное обсуждение вопросов социальной жизни Красноярья может стать одним из главных моментов работы клуба. Развивая эту мысль, профессор Виктор Васильев предложил участникам клуба разрабатывать и предъявлять обществу свои представления о новых профессиональных позициях, возникающих в образовании. Например, представления о деятельности научных консультантов, без которых не может обойтись практически любая современная школа.

Существенным вопросом на заседании Клуба лидеров образования стало обсуждение взаимодействия клуба со всеми, кто сегодня способен оказывать влияние на образовательную политику. Можно ли влиять на законодательные органы при утверждении ими целевых программ, направленных на развитие социальной сферы? Нужно ли взаимодействовать с только появляющимися попечительскими советами? Возможны ли совместные дела с созданной в крае детской организацией – «Детский парламент»? Любопытно, что, вступая в клуб лидеров образования, деятели образования тем самым выходят за пределы системы образования, появляется необходимость ставить вопросы социального развития региона. Без этого – не начать работу клуба. Ирина Литвинская, сотрудник Центра развития образования, предложила разделить интересы системы образования и интересы сферы образования, причем клуб должен, по ее мнению, ориентироваться на вторую группу интересов, обусловленную развитием образовательной деятельности вне системы образования. Образование сегодня есть везде – и в деятельности СМИ, и во внутрифирменной подготовке кадров, и в бурно развивающейся в краевом центре досуговой деятельности.

По поводу организационных вопросов деятельности клуба выступил директор 143-й школы Красноярска Евгений Зимин. Поскольку достаточно большое число участников клуба лидеров образования приехали из территорий края и часто собираться всем вместе вряд ли представляется возможным, было предложено в территориях края создавать филиалы клуба. В целом для организации работы Клуба решили избрать совет, в который по возможности должны войти представители основных позиций, заявленных в клубе: руководитель образовательного учреждения, учитель, научный руководитель, представитель органа управления. Возможно, будет избран президент клуба. Выборы назначены на август, как раз перед началом учебного года. К тому времени инициативная группа клуба успеет доработать и зарегистрировать устав и заявить клуб в статусе новой полноценной общественной организации.

Самым сложным, по-видимому, в работе Клуба лидеров образования будет то, что впервые в Красноярске делается попытка объединения педагогов, работающих по-разному. Если раньше был опыт объединения педагогов, работающих по определенным педагогическим технологиям, то опыта объединения педагогов, работающих по-разному, на разных концептуальных основаниях, фактически не было. А как тогда найти точки соприкосновения, то общее, что объединит лидеров образования? На этот вопрос предстоит отвечать участникам клуба.

Спустя 10 минут после окончания заседания Клуба лидеров образования в том же здании состоялась встреча начальников органов управления образованием края, профсоюзных лидеров с губернатором края Александром Лебедем. Туда же были приглашены и участники клуба. Генерал-губернатор пообещал вовремя выплатить предстоящие отпускные и полностью погасить задолженность по методической литературе. На встрече рассматривались такие значимые для системы образования вопросы, как разработка и введение в действие минимального социального норматива финансирования образования. Уж вот здесь-то не обойтись без широкого общественного обсуждения! Неужели действительно складывается общий предмет взаимодействия власти и педагогической общественности? А затем, быть может, образования и общества? Хорошо бы.

Тьфу-тьфу, чтоб не сглазить…

Рейтинг@Mail.ru