Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №36/2000

Архив

А.Н.Тубельскому - 60 лет

"НЕ ТАКОЙ" ТУБЕЛЬСКИЙ

Суд чести

Однажды Саша был Дедом Морозом на школьном вечере. Вернее, он должен был быть Дедом Морозом, но перед самым началом приятели потащили его на школьный двор (или он потащил приятелей – кто теперь разберет), и они выпили водки.
И Дед Мороз сильно захмелел.
В общем, вышел большой скандал: приехала милиция и Деда Мороза директор школы выручал из кутузки, подключая своих знакомых, а потом он же издал приказ об исключении Саши из школы.
И был суд чести.
Я не был на этом суде чести, но мои мои друзья – режиссер и оператор – сняли на пленку весь процесс обсуждения. Дело шло напряженно и даже драматически. Оказалось, что Саша совершил свой проступок не на территории школы, а за ней, а там законы школы не действуют. И вообще, директор превысил свою власть и должен отменить свой приказ.
Саша, конечно, понимал, что история получилась пакостная. А что он мог сделать? Сказать: «Ребята, извините, я Дед Мороз и не могу с вами выпить» – так, что ли? Ну что за детский сад! Саша-то уже взрослый!
Но директор тоже не сдавался, он не то чтобы обиделся на Сашу, но спрашивал у членов суда чести:
– Вы в какой школе хотите учиться? В такой, чтобы милиционер стоял в дверях и всех проверял? Чтобы решетки на окнах были и Дед Мороз пьяным на школьном вечере был? Или в нормальной школе, где никто никого не боится? Ну, скажите мне, в какой школе вы хотите учиться?
Было полное ощущение, что если бы ему сказали: «Мы хотим учиться в школе с милиционером», – он бы стал делать такую школу.
Чудак все-таки.
Одним словом, суд чести постановил приказ директора отменить, и Сашу в школе оставили.
Таковы законы школы. Потому что школа называется «Школа самоопределения». Директор – Александр Тубельский.
Ему 2 октября исполняется 60 лет.
А Саше пока только 17 лет, и он, слава Богу, учится в «Школе самоопределения».

Радикальный новатор

Тубельский очень консервативный человек. И очень новаторский педагог.
С ним и трудно и легко одновременно.
С гениями так... обычно.
У Симона Львовича Соловейчика есть рассказ про учителя Павлышской школы, директором которой был Сухомлинский. Ему говорят: «Сухомлинский был гений и великий педагог».
А он отвечает: «Ну какой же он гений – я с ним вместе в очереди за сосисками стоял в школьной столовой».
Считается, что гений – это в бронзе или гипсе стоящий на городской площади памятник. Или по крайней мере живущий за тридевять земель таинственный великан духа. А так, чтобы вот рядом и каждый день видеть и запросто позвонить и в гости прийти, – ну какой же это гений!
Александр Наумович понимает ребенка так, как его не понимают ни один психолог или даже родители. У него особое, детское зрение. Не педагогическое или учительское, а именно детское.
Если бы он был актером (хотел когда-то и учился даже), я думаю, его лучшая роль была бы – мальчик в сказке о голом короле.
Или король в «Короле-олене».
Или – олень в «Снежной королеве».
Или – Гамлет.
Он не верит тому, что говорят все, он мужчина и мальчик одновременно, он готов спасти каждого ребенка и всех вместе, но у него не хватает сил на всех. И, наконец, он до сих пор ищет свою линию жизни, до сих пор каждое утро и каждый вечер сомневается в правильности своего дела.
Он любит своих друзей и без конца с ними спорит, он ненавидит чинуш и вынужден их воспитывать из последних сил.
Одна из книг, которые он написал вместе со своими коллегами, называется «Учитель, который работает не так». Все вокруг работают – так, а бедный учитель Тубельский работает – не так.
Все считают, что ребенку нужны твердые знания, а учитель Тубельский считает, что ребенку прежде всего нужен внутренний стержень, а уж потом – знания. Все считают, что ребенок должен отличаться усердием и послушанием, а учитель Тубельский считает, что на самом деле ребенок, каждый ребенок уже отличается от всех изначально и нельзя их сравнивать друг с другом, а нужно растить у каждого его собственную самость.
И в этих своих убеждениях Тубельский консервативен.
А все считают его радикальным новатором.
С гениями так... обычно.

Авторская школа

Возможно, Тубельский – единственный ученый-педагог современной России.
Я действительно, а не юбилейно так считаю.
Я думаю, что Александр Наумович видит проблематику развития ребенка в ее постоянном изменении. Он видит, как мир меняется в его учениках и как в соответствии с этими изменениями надо строить педагогику. Не программу учебных курсов, а педагогику.
И он, один из немногих, блестяще владеет мастерством создания способа действия, способа взаимодействия, способа сотрудничества с ребенком – здесь и сейчас. Он создает этот способ мгновенно и точно, потому что опоздай он на секунду, не попади в унисон с тем, какой мир сию минуту, – и никакой педагогики уже нет, а так... одна методика.
Тубельский чувствует ребенка и может понять свое чувство – это уникальный талант.
Недаром с Тубельского началась особая и уникальная линия в отечественном образовании – авторская школа. Он фактически первый автор школы в послевоенной истории отечественной педагогики.

А возможно ли самоопределение? – спрашивают ученые

Школа Тубельского отвечает на главный вопрос современного образования: возможно ли самоопределяться в учении?
На первый взгляд это кажется совершенно неожиданным вопросом. Как это? Человечество выработало богатейший запас культуры, и учиться – значит овладеть этим запасом, а потом уже, на основе полученных знаний, самоопределяться. А как человек необразованный может самоопределиться? Не может.
Все – не так. Потому что человек в состоянии двигаться в учении – произвольно. Он в состоянии определить свое собственное отношение к знанию и через это строить свой образ, образ своего отношения к людям, к миру, к природе, к истории, к самому себе.
Только делается это не в школе учебных предметов, а в школе, в которой содержание устроено как цепь личностных выборов ученика.
Рассказывать подробно о школе не буду – там проводится масса семинаров и книжки есть: кому интересно, тот найдет.
Мне сейчас важно сказать другое. Это первая у нас в стране школа, в которой исследуется сама проблематика содержания образования.
Экспериментальная площадка Тубельского – это школа, в которой ученики и учителя создают свою образовательную деятельность как исследование содержания своего образования.
Это гигантский шаг вперед по сравнению со школой, в которой учебным материалом являются незыблемые программы по учебным предметам.
Я могу сказать, что долголетний эксперимент Александра Тубельского – это самое значительное научно-педагогическое достижение нашего времени. Потому что в нем совершается переход от образования по программе к личной программе образования, от школы, в которой ребенка учат, к школе, в которой он учится.
... Консерваторы не любят Александра Наумовича и где могут его ругают. Глупенькие, они не понимают, что он – их единственная надежда. Если Тубельский окажется прав и школа действительно может быть организована на принципах самоопределения учеников, то это означает, что у нее еще есть потенциал и она еще может конкурировать и с Интернетом, и со СМИ, и с улицей, и с другими неформальными и не всегда позитивными образовательными институтами. Им бы его холить и лелеять, а они – не понимают.
Но мы-то – понимаем. И вовсе не потому, что так хотим продлить жизнь школе, а потому, что жить с гением – это и есть школа. Вот только самоопределиться относительно гения нельзя. Он есть и есть — независимо от нашего самоопределения.
И не жаль!

Александр АДАМСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru