Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2000

Архив

Любовь ГЛЕБОВА:

«Cамая большая опасность —
перевести реформу образования
в политическую плоскость»

Заместителя председателя Комитета по науке и образованию Государственной Думы РФ Любовь ГЛЕБОВУ на «Эврике» ждали: представлялась возможность получить ответы на самые насущные вопросы, что называется, из первых рук.

Теперь у нас есть и стратегия модернизации, и Национальная доктрина

– Дорогие коллеги! Мне всегда интересно беседовать с людьми, с которыми говоришь на одном языке.
В комитете я представляю свой избирательный блок, фракцию «Союз правых сил», веду вопросы образования. Самая главная тема, которая тревожит всех, и депутатов тоже, – продвижение всего того, что связано с понятием стратегии образования.
Мы все помним, что после январского совещания работников образования появилась Национальная доктрина образования, которая в феврале была рассмотрена на заседании правительства и не была принята, а отправилась на доработку. Параллельно с этим шел процесс разработки стратегии развития страны в центре под руководством Германа Грефа. Там работала группа под руководством Ярослава Кузьминова и Владимира Филиппова, которые писали раздел «Модернизация образования». Фракция «Союз правых сил» была первой среди тех, кто обсуждал уже тогда готовый документ (в том виде, в котором он появился в мае).
Следующий шаг был таким: доработанную и обсужденную с разными заинтересованными группами эту стратегию вынесли на заседание правительства 28 июня, и в тот же день было решено принять план первоочередных мер по реализации концепции этой стратегии на один год и дорабатывать дальше по основным позициям этот документ. Есть план первоочередных действий правительства с разделом «Модернизация образования» с семнадцатью пунктами, каждый из которых обязывает различные министерства и ведомства производить какие-то действия, чтобы начиналось продвижение всего того, что есть в этом документе.
Все это время тот документ, который вносился как проект от имени совещания работников образования, проходил доработку. Слава Богу, что эти документы в своем развитии шли параллельно и две недели назад председатель правительства Михаил Касьянов подписал тот документ, который называется «Национальная доктрина развития образования». Документ, который определяет наши с вами ориентиры на ближайшие 25 лет.

«Деятельность, которой вы занимаетесь, у многих встречает понимание уже сегодня».

Для модернизации нужны деньги

Теперь – шаги комитета и разных политических партий.
Первое. Комитет по образованию, безусловно, считает важным обеспечить законодательное сопровождение всех тех этапов, которые намечаются в обществе в связи с реализацией стратегии. Сегодня Министерство образования и группа депутатов участвуют в таком процессе, который называется разработкой и внесением изменений, дополнений и всяческих поправок в те законодательные акты, которые на данный момент препятствуют модернизации. Пока еще не внесено ничего, а только разрабатывается.

«В Думе рассматривается сейчас другой вопрос: о том, что образование – это часть экономики».

Второе. Продолжается обсуждение позиций по основным пунктам стратегии образования. Уже в июне состоялись парламентские слушания по двенадцатилетнему образованию. Был достигнут следующий результат – развеялся миф о том, что двенадцатилетка — некая данность, в связи с которой вспять повернуть уже ничего нельзя.
Сейчас мы собираемся на следующие парламентские слушания. На них планируем выслушать точки зрения по поводу основных положений стратегии образования. Чтения эти пройдут 14 ноября в здании Государственной Думы. Мы ожидаем очень яростной дискуссии по целому ряду вопросов.
Третье – бюджет. Осень всегда является для всех думцев тем временем, когда определяется финансовая позиция на будущий год. В этом году произошло следующее. Мы все были обрадованы тем, что в принятом 28 июня документе вопрос о модернизации образования рассмотрели в первом разделе и немного успокоились. Решили, что правительство все поняло и нам нужно ждать внятного диалога, но, к сожалению, этого не произошло. И в конце августа, когда бюджет был внесен в первое чтение, в нем не было строки, которая называлась «Развитие образования». Был создан Российский образовательный совет развития образования, который действует от имени большого количества людей разных политических направлений. Мы внесли свои предложения, сказали, что строка, которая называется «Развитие образования», должна быть обязательно, иначе мы дальше продвигаться не можем. Мы убедили в этом практически все фракции. И результат превзошел наши ожидания. Во втором чтении были перераспределены статьи расходов – самое главное, что правительство не увеличило доходную часть. И выделялось три миллиарда на развитие образования. В этих статьях есть 250 миллионов на развитие Федеральных экспериментальных площадок. Так что деятельность, которой вы занимаетесь, у многих встречает понимание уже сегодня.
До 1 декабря пройдет третье чтение бюджета, где более подробно пойдет разговор о распределении дополнительных доходов, о направлении постатейно внутри обозначенных расходных частей. Мы зафиксировали в процентном соотношении следующую вещь: 10 процентов от всех дополнительных доходов, которые поступят в бюджет сверх запланированных, будут отданы на образование. Мы предложили схему распределения этих 10 процентов, и наши переговоры с финансовым блоком правительства не встречают сопротивления.

Вопрос из зала:
– Мы во многом равняемся на Запад, но опыт показывает, что многое в образовании там не прижилось. Нужно ли нам перенимать все подряд?

– Я была в США и смотрела начало предвыборной президентской кампании. У Гора и у Буша есть две позиции, по которым различаются их кампании, – это здравоохранение и образование. Буш предлагает ввести ваучеризацию, а также финансовые обязательства для тех, кто оканчивает школу. Поэтому ответ: конечно, нельзя копировать, нельзя слепо следовать всему, даже если и не было каких-то отрицательных результатов. Каждый должен пройти через свои ошибки.

Вопрос из зала:
— Какова, с вашей точки зрения, самая большая угроза реформе образования?

– Я недавно знакомилась с тем, как наши социологи просчитывают возможные негативные социальные последствия. Угроз действительно достаточно, но самая большая опасность – это перевести реформу образования в политическую плоскость. Если только мы это сделаем, то на реформе можно ставить крест. Вопрос, который вы мне задали, не предполагает вариативного ответа. Если мы выкинем из стратегии хотя бы одно звено, то порушим целую систему. Эта реформа, эта модернизация может быть реализована только при условии, что она реализуется как комплекс. Если брать отдельные звенья этого комплекса, то невозможно достичь результата.

Вопрос из зала:
– Рассматривается ли в Думе вопрос об экономике школы?

– В Думе рассматривается сейчас другой вопрос: о том, что образование – это часть экономики. Образование должно стать такой же полноправной частью в нашей экономической системе. Пока будем просить, у нас ничего не будет происходить, мы не будем чувствовать себя хозяевами.
Я искренне благодарю аудиторию, потому что нашла здесь понимание. И для меня это даже полезнее, чем для некоторых сидящих в этом зале. Спасибо вам большое.

Рейтинг@Mail.ru