Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №2/2001

Архив

ТЕМА НОМЕРА

ГОД ЭКЗАМЕНА

В 2001 году начнется реализация двух федеральных экспериментальных программ – единого экзамена и широкомасштабного эксперимента по новой структуре и содержанию среднего образования. От характера этих программ, их целей и задач во многом будет зависеть последующее развитие системы образования.
Какие же варианты возможны? В экспериментальной программе единого экзамена наиболее существенное значение имеют три вопроса: кто будет разрабатывать экзаменационные материалы – какой-то один центр или несколько центров, конкурирующих между собой; что будет проверяться на экзамене – знание определенного объема материала или способность выпускников школы оперировать изученным материалом для самостоятельного решения проблем; для поступления в вузы выпускникам школ, помимо единого экзамена, надо будет проходить еще какие-то испытания или сдача единого экзамена будет достаточным основанием для поступления в высшее учебное заведение? В зависимости от решения этих вопросов единый экзамен станет либо инструментом закрепления консервативных тенденций в образовании, либо средством модернизации системы образования.
Широкомасштабный эксперимент по новой структуре и содержанию образования охватит все регионы. Главный вопрос – будет ли он носить внутриотраслевой, методический характер или же станет средством развития общественной инициативы и социального сотрудничества в сфере образования.

О.Е. ЛЕБЕДЕВ,
руководитель Экспертно-аналитического центра
при Национальном фонде подготовки кадров

При Минобразования создан совет по организации и подготовке эксперимента по единым государственным экзаменам. Из 20 регионов, приславших заявки на участие в эксперименте, предварительно было отобрано 11. При отборе организаторы руководствовались двумя критериями. Первый: большинство выпускников школ в данной территории поступают в вузы своего края, области, республики. Второй: участники эксперимента обязуются взять на себя расходы по финансированию организационно-технической стороны мероприятий (например, подвоз экзаменационных комиссий в сельские школы). Со своей стороны, министерство намерено оказать материальную поддержку экспериментальным школам, выделив им средства из 250 млн. рублей, запланированных в бюджете 2001 года для развития сети федеральных экспериментальных площадок.
Кроме того, Минобразования готово организовать разработку контрольно-измерительных материалов (тестов), которые будут отбираться на конкурсной основе и станут едиными для всех пилотных регионов. Конкурс объявлен в декабре 2000 года.

Если бы была объявлена номинация «Самая дискуссионная тема года», не исключено, что эту нишу заняли бы единые экзамены. На этом поле было сломано, пожалуй, больше всего копий, а противостояние ректорского корпуса и Минобразования временами грозило перерасти в настоящую войну. Однако к концу года между двумя «воюющими» лагерями было заключено негласное перемирие.

Шаг навстречу

Обе стороны, устав от бесплодного конфликта, решили занять более конструктивную позицию и разработать такую модель, которая бы не вызывала аллергии ни у сторонников, ни у оппонентов.
В настоящее время разрабатывается нормативная база эксперимента, основой которой будет постановление правительства. В этом документе найдут отражение цели, содержание, этапы мероприятий, связанных с проведением единых государственных экзаменов (ЕГЭ).
По официальной версии, ЕГЭ призваны обеспечить всех российских граждан качественным и доступным образованием и покончить с социальными и территориальными проблемами, мешающими юным ломоносовым поступать в столичные вузы.
С одной стороны, ЕГЭ должны стать своеобразным индикатором уровня общего образования, с другой – ликвидировать пропасть между школьными и вузовскими требованиями.
Но вот примечательный факт: с маршрута, ведущего нас в светлое будущее, под названием «ЕГЭ» убрали указатель с условным названием «Борьба с коррупцией». Не менее знаменательно и то, что, открывая коллегию, посвященную обсуждению предстоящего эксперимента, Владимир Филиппов подчеркнул, что победа над коррупцией не является целью единых экзаменов, потому что нельзя победить коррупцию в одной отдельно взятой отрасли. Помнится, еще полгода назад министр был настроен более оптимистично на этот счет и был полон боевого задора.
На этом с неудобной темой было покончено (раз и навсегда?), и обсуждение перешло в другое русло.
Оказалось, что эксперимент по ЕГЭ таит в себе немало подводных камней, ставит перед организаторами множество текущих и стратегических вопросов.

Все ли должны участвовать в эксперименте?

Это самый главный вопрос. Поначалу предлагалось добровольное участие выпускников и вузов в предлагаемом эксперименте. Однако первые же минуты обсуждения этого вопроса показали, что эксперимент будет сразу провален, поскольку у абитуриентов не останется реального выбора: засчитать результаты ЕГЭ согласились лишь отдельные вузы по отдельным, откровенно непопулярным специальностям типа «канализация» и «вентиляция».
Поэтому члены коллегии были вынуждены сразу принять волевое решение о стопроцентном, обязательном участии в эксперименте всех выпускников и всех государственных вузов пилотного региона (включая филиалы вузов других городов, находящихся на территории данного региона). Что же касается всех остальных вузов, оказавшихся за рамками эксперимента, то им предоставлено право засчитывать или не засчитывать итоги ЕГЭ в республиках Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан, Марий Эл, Мордовия, Чувашия, Удмуртия, а также в Самарской, Омской, Магаданской и Ярославской областях. Если же эти территории, которые сами вызвались участвовать в эксперименте, «пойдут волюнтаристским путем», то есть нарушат принцип стопроцентного участия в ЕГЭ, их автоматически исключат из пилотного списка.

Секретно или открыто?

Главным условием успешного проведения эксперимента является обеспечение надежности, секретности и объективности на всех этапах его проведения.
Таково убеждение опытных организаторов испытаний – руководителя Центра тестирования при Минобразования Владимира Хлебникова и профессора МГУ Александра Шмелева, курирующего компьютерное тестирование абитуриентов по системе «Телетестинг». По мнению Александра Григорьевича, «эксперимент будет подвергнут катастрофической критике, если с самого начала не продумать его защиту от фальсификаций». Некоторые видят опасность в том, что, например, наиболее смекалистые и ретивые выпускники с Дальнего Востока или Магадана, первые, за счет разницы в часовых поясах, решившие задания, тут же вышлют правильные ответы своим товарищам в городах Центральной России по электронной почте.
Наиболее подозрительные чиновники предлагали даже позаимствовать опыт Центризбиркома ( присутствие независимых наблюдателей, как это делается на выборах). Другие говорили о необходимости подвергнуть часть работ так называемой «черной экспертизе» Минобразования, используя возможности электронной почты или командируя специальные комиссии в пилотные регионы.
В то же время, наряду с любителями «шпионских страстей», объявились и сторонники демократической вольницы, отстаивающие преимущества открыто обсуждаемых педагогами, учеными, родителями тестовых заданий. Такой опыт есть в США. Не понаслышке знаком с этим прогрессивным начинанием и сам министр образования, в недавнем прошлом ректор Университета Дружбы Народов, где на некоторых факультетах проводится тестирование абитуриентов по заранее известным вопросам. Вся хитрость в том, что список заданий может достигать 1000 и больше, а компьютер на экзамене выдаст лишь небольшую, случайную выборку из этого грандиозного перечня.
Однако, несмотря на рациональность идеи, ее поддержали единицы, остальные», решив, что, пока еще «мы не дозрели» до подобных экспериментов, на первом этапе лучше пойти проторенной тропинкой. Иными словами, готовить задания в обстановке повышенной секретности и рассылать их в плотных пакетах в первые отделы органов управления образованием на местах, руководители которых будут нести ответственность за обеспечение чистоты эксперимента.

Содержание тестов: трудно или легко?

С самого начала было решено, что выпускник в общей сложности должен сдать экзамены по пяти предметам: двум обязательным (русский язык и математика) и трем по выбору. Содержание заданий должно отражать уровень школьных и вузовских требований без уклонов как в сторону упрощения, так и в сторону чрезмерного усложнения. Ученым и педагогам, решившим принять участие в конкурсе на разработку контрольно-измерительных материалов, придется изрядно потрудиться в поисках золотой середины.
Хотя назвать это поле деятельности непаханой целиной было бы несправедливо: в базе данных Центра тестирования имеется более 100 сертифицированных тестовых заданий, специалистами этой организации подготовлена монография по методике шкалирования. Интересные разработки ведутся в МГУ и МИПКРО.
Содержанию заданий не случайно придается особое значение. Ведь ЕГЭ станут элементом независимой системы оценки качества образования, а также аттестации и аккредитации образовательных учреждений всех уровней.
Экзаменационные задания определят не только содержание образования, но и установят планку, ниже которой школа не вправе готовить своих питомцев.
Участники дискуссии пришли к выводу о том, что задания должны содержать вопросы трех уровней сложности: базового, необходимого и достаточного для выдачи аттестата – среднего, равнозначного проходному баллу в большинство вузов, и высоколобого, предназначенного для вузов с углубленной подготовкой по ряду дисциплин.
Молодые люди, желающие посвятить себя искусству, культуре и спорту, помимо пяти экзаменов, пройдут дополнительные испытания или собеседования непосредственно в самих вузах.
Критерии конкурсного отбора будут определяться самим вузом в зависимости от величины проходного балла. В январе планируется разработать систему соответствий 100-балльной шкалы оценок ЕГЭ – традиционной, пятибалльной.

Оценка: кнут или пряник?

Организаторы эксперимента готовы на все, чтобы смягчить жестокое испытание прежде всего на самой главной и ответственной стадии – выставления оценок.
Продумана такая система оценивания, которая защищает и страхует слабо подготовленных учащихся. Например, если ученик по результатам ЕГЭ получил «3», а по итогам текущей успеваемости у него «4», то в аттестат выставляется более высокая оценка из двух имеющихся. Если же разница между эказменационной и текущей оценками составляет два балла, то выводится среднее арифметическое.
Конечно, гуманность Минобразования продиктована не только любовью к детям и понятным стремлением подстелить соломку на трудной переправе. По признанию заместителя министра Виктора Болотова, у министерства есть вполне обоснованные опасения, что при жесткой системе выставления оценок 15–20% выпускников, особенно сельских школ, вообще окажутся неаттестованными, не говоря уже о преодолении вузовского барьера (сейчас таковых не более 1%). Ведь справка вместо аттестата – это настоящий «волчий билет», нелигитимный даже для приема в ПТУ. Можно ли ставить крест на всей дальнейшей карьере молодого человека?
При этом министерство вполне логично аргументирует свою позицию: мол, недопустимо наказывать детей «на выходе» за плохое качество обучения в течение 11 лет (дефицит учительских кадров, отсутствие учебников и достойного оборудования).
Вместе с тем чиновники не скрывают, что, страхуя детей, они одновременно отстаивают сам эксперимент от возможных нападок: ведь если по результатам ЕГЭ большая, чем обычно, часть школьников получит «неуд» и справки вместо аттестата, в обществе сложится негативное, даже враждебное отношение к предлагаемой инновации. «Мол, наши дети хорошо учились, а потом пришли какие-то дураки с тестами и все испортили».
Однако министр заявил, что на базовом уровне аттестации не должно быть никаких поблажек. Если ребенок получил «2» за «школьную часть» экзамена, он получает справку и считается неаттестованным, как обычно.
Начальник департамента общего среднего образования Маргарита Леонтьева озвучила идею самарских управленцев, суть которой проста как хлеб: выдавать аттестат без всяких экзаменов, по итогам текущей аттестации тем выпускникам, которые не планируют поступать в вузы. Это предложение после некоторых споров было отвергнуто как бесперспективное.
Подводя итоги «окологуманной» полемики, ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов сказал, что все эти разговоры знаменуют признание того факта, что экзамены в школе – это профанация и школа не несет ответственности за качество обучения. Все это и есть государственная ложь, когда за красивыми словами пытаются скрыть горькую действительность. И свою ответственность за нее.

Мы пойдем своим путем

Как известно, многие начинания министерства произрастают из западной почвы, из стремления «догнать и перегнать Америку» и быть не хуже других. При подготовке ЕГЭ специалистами был тщательно изучен огромный массив зарубежного опыта в этой сфере (его имеют 90% стран мира).
При этом министр с самого начала подчеркнул: «Ни под одну страну мира мы подстраиваться не хотим и не будем!»
В общем, необходимо найти свой, российский путь в организации и проведении ЕГЭ с учетом российских расстояний и традиций (к которым относится, вероятно, и уровень непобедимой коррупции).
Но при ближайшем знакомстве заморский опыт оказывается не столь уж привлекательным и образцовым.
Во Франции и Германии, Англии и Японии поступлению в вуз предшествует суровая довузовская подготовка, сопровождаемая системой жесточайшего отбора на разных ступенях школьного обучения, которую социологи называют «золотым ситом». Например, в Германии дифференциация (или селекция?) детей осуществляется сразу по окончании начальной школы. Дети делятся по способностям на три потока. Известная часть идет в 9-летнюю школу, дающую общую и начальную профессиональную подготовку. Середняки отправляются в 10-летнюю реальную школу. Наиболее способные продолжают обучение в гимназии. Для получения аттестата нужно сдать 4 выпускных экзамена, допуск к которым получают только те, кто завершил изучение 28 учебных курсов.
Свои «драконовские» требования предъявляют к выпускникам во Франции и Англии. Зато именно в этих странах абитуриенты имеют право выбрать на экзамене отдельные вопросы или вариант. При этом главной целью европейских экзаменов является не воспроизводство знаний, а их применение в новой ситуации, планирование и проведение научных экспериментов. На поставленные вопросы нужно дать краткие или развернутые письменные ответы. Иногда даже используются практические и экспериментальные задания.
И только в США нет ни единых национальных экзаменов, ни единых программ обучения. Для поступления почти в треть вузов страны вообще не требуется сдачи вступительных экзаменов. Единственным измерителем содержания образования является количество изученных курсов (или кредитов) по 120 учебных часов каждый. Для поступления в вузы выпускник должен набрать не менее 14–16 кредитов.

Постскриптум

Как уже отмечалось выше, в декабре будет объявлен конкурс на лучшие контрольно-измерительные материалы, а в январе разработана шкала соответствий (перевода 100-балльной системы оценки результатов ЕГЭ в 5-балльную). С педагогами и учащимися пилотных регионов будет проведена специальная работа для подготовки к единым экзаменам, которые состоятся летом 2001 года.
За категорией льготников оставлено право внеконкурсного приема. Все остальные поправки, связанные с экзаменационной реформой, будут внесены в “Правила приема для поступающих в вузы”.
Кстати, пока статья готовилась к печати, из 11-ти регионов, приславших заявки на участие в эксперименте, было отобрано 6 (среди них — Магаданская, Оренбургская области, республика Марий Эл, Новгород Великий). Причины отсева известны: где-то посчитали, что “не потянут” финансирование запланированных мероприятий, где-то (как, например, в Адыгее) организаторы не сумели договориться с вузами.
Эти и некоторые другие факты позволяют в какой-то мере прогнозировать ситуацию, связанную с реформированием экзаменационной системы. Очевидно, основными препятствиями для ее успешного осуществления в дотационных территориях будет нехватка средств, а в более или менее благополучных могут возникнуть конфликты с представителями высшей школы. Особенно острые разногласия грозят разгореться в Москве, Петербурге, других крупных городах, вузы которых всегда пользуются огромной популярностью. Это сейчас, пока еще эксперимент не перерос в крупномасштабный и обязательный для всех, ректорский корпус может расслабиться. Но когда будет дан сигнал к всеобщему старту...
Впрочем, очень многое будет зависеть от первых результатов эксперимента в пилотных регионах, от организации работы на местах, а главное, от того, насколько достоверной, объективной, надежной будет проверка результатов экзаменов.
От Минобразования в значительной мере зависит содержательная часть эксперимента, а именно разработка качественных разноуровневых заданий. Поскольку опыт в этой сфере у нас и особенно в мире накоплен немалый, надо постараться не повторить своих или чужих ошибок, найти золотую середину в сочетании европейской глубины и американской легкости. На данном этапе еще преждевременно делать какие-то выводы, однако есть опасения, что при отборе тестов для проверки базового уровня организаторы пойдут по пути наименьшего сопротивления, отдав предпочтение самым простым и даже примитивным вопросам. И тогда ожидаемого эффекта — выявления истинного уровня подготовки учащихся в российских школах — так и не будет достигнуто.
Но это всего лишь предположение. Возможно также, что многие вузы (помимо означенных — культуры, искусства, спорта) будут настаивать на проведении дополнительных туров вступительных испытаний в своих стенах.
Накануне нового года, знаменующего начало нового века, очень хочется верить в чудеса. Даже несмотря на то, что все мы знаем: чудес не бывает. Есть реальная повседневная, порой рутинная работа, и только она способна принести достойные плоды и оправдать надежды. Главное — не спешить, не суетиться, не бежать впереди паровоза, а заранее продумать все возможные препятствия.
Возможно, накануне следующего столетия вместо традиционных экзаменов с их неизбежными спутниками: стрессом, зубрежкой, лотереей — выпускники будут защищать творческие и исследовательские проекты, писать рефераты, проводить эксперименты и даже демонстрировать величайшие научные открытия. И тогда из дамоклова меча экзамены превратятся в презентацию учебных достижений каждого школьника.
Поживем — увидим.

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Рейтинг@Mail.ru