Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №5/2001

Архив

ДИСКУССИЯ

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО:
БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?..

По материалам дискуссии о месте и роли попечительских советов в жизнедеятельности современной школы, возникшей в обществе в связи с Постановлением Правительства РФ от 10 декабря 1999 года № 1379 «Об утверждении Примерного положения о Попечительском совете общеобразовательного учреждения».

1. Попечители в школе: базис или надстройка?

Ответ. Базисные функции попечителей: 1) привлечение в школу дополнительных внебюджетных средств; 2) определение содержания учебной, внеучебной и инфраструктурной деятельности школы в части внебюджетного финансирования; 3) кадровая политика во внебюджетной сфере; 4) защита и совершенствование внебюджетной сферы деятельности школы в социальной среде. Таким образом, главная забота попечительского совета, его базисная функция – сохранение и восстановление, совершенствование и защита внебюджетной сферы деятельности школы, обеспечивающей реализацию интересов гражданского общества, в отличие от бюджетной сферы, реализующей интересы государства.

2. Попечительский совет – помощник или заказчик образования?

Ответ. Попечительский совет – прежде всего заказчик образования со стороны гражданского общества в отличие от государственного заказчика. В заказе на образование со стороны государства и гражданского общества есть сходство и различие. Государственно-общественное управление образованием подразумевает наличие двух субъектов – государства и гражданского общества. Заказчик выдвигает требования к качеству образования, помощник помогает школе достичь этого качества. Помогать можно не только деньгами, но и авторитетом попечителя во властных структурах, чтобы школе не мешали реализовать новое содержание образования.

3. Насколько целесообразно введение в состав попечительских советов государственных (в т.ч. муниципальных) чиновников сферы образования?

Ответ. Государственный чиновник в силу профессиональной деятельности – проводник интересов государства в сферу образовательной деятельности. Эти интересы часто существенно искажаются ведомственным подходом. Так, например, Федеральный закон «Об образовании» и нормативные документы Министерства образования часто находятся в противоречии. Участие чиновника в попечительском совете – событие рисковое. Он может повести себя как чиновник, отстаивающий ведомственные интересы и игнорирующий интересы гражданского общества. Хотя, с другой стороны, в нем может «проснуться» гражданин. На период становления института попечительства рисковать не стоит, иначе есть опасность превращения попечительских советов в «приводные ремни» чиновничьей машины.

4. На какой основе члены попечительских советов будут осуществлять свои функции – возмездной или безвозмездной?

Ответ. На безвозмездной. Хотя со временем у попечительского совета может появиться исполнительный аппарат (не члены попечительского совета), который будет работать на возмездной основе за счет средств попечительского совета.

5. Насколько необходимо вмешательство попечительского совета в сферу бюджетного финансирования (контроль за целевым использованием бюджетных средств администрацией школы, предложения учредителю о проведении проверки финансово-хозяйственной деятельности школы и т.д.)?

Ответ. Вмешательство попечительского совета в бюджетную деятельность школы нецелесообразно. Достаточно дел во внебюджетной сфере. И не надо «забирать хлеб» у чиновников. Вмешательство возможно в том случае, когда деятельность администрации в бюджетной сфере ставит под угрозу реализацию программ внебюджетной сферы, в которую вложены средства попечителей. Вмешательство в бюджетную сферу регулируется, таким образом, по принципу «постольку поскольку». Попечительский совет вмешивается в бюджетную сферу деятельности школы постольку, поскольку политика администрации в этой сфере ставит под угрозу эффективность деятельности во внебюджетной сфере. Данный принцип распространяется и на другие сферы взаимоотношения школы и учредителя (представителя государства). Вмешательство в эти взаимоотношения возможно только в экстремальных ситуациях, когда интересам гражданского общества наносится фундаментальный урон.

6. Как избежать воспроизводства в попечительских советах недееспособных родительских комитетов в стратегии развития школы?

Ответ. Привлечением в попечительский совет людей, наделенных авторитетом, властью и финансами, конкурентоспособными по сравнению с органами управления образования.

7. Какими приоритетными полномочиями должен быть наделен попечительский совет?

Ответ. Образовательные программы, деньги, кадры во внебюджетной сфере деятельности школы.

8. Нужно ли проводить учебу попечителей с выдачей им соответствующих сертификатов?

Ответ. Нет, не нужно. Попечители руководствуются здравым смыслом и жизненным опытом. Всего этого достаточно для людей, обладающих в обществе авторитетом, властью и деньгами. «Дообучение» возможно при знакомстве с предлагаемыми школой инновационными проектами.

9. Может ли попечительский совет назначить директора школы с последующим утверждением этого назначения учредителем?

Ответ. В этой схеме игнорируется педагогический коллектив школы. Заказчики (государство и гражданское общество в лице учредителя и попечительского совета) договариваются, кто будет руководить исполнением заказа. Качество исполнения зависит от педагогического коллектива школы. Современный уровень качества образования может быть обеспечен командой педагогов во главе с директором-лидером. Лидер не назначается, а выбирается членами педагогической команды. В противном случае надо подбирать команду под назначенного руководителя.

10. Может ли попечительский совет стать посредником в сложных отношениях школы и власти?

Ответ. Может, когда представители государственной власти мешают школе реализовать интересы гражданского общества.

11. Могут ли родители, как налогоплательщики, через попечительский совет влиять на чиновников сферы образования по вопросам выделения и использования бюджетных денег для нужд школы?

Ответ. Да, могут, в рамках действующего законодательства. Такое вмешательство в деятельность муниципальных органов образования имеет смысл, когда существенно «ущемляются» права школы, предоставленные законодательством в части бюджетного финансирования: задержки в зарплате, не выделяются средства на хозяйственные нужды школы и т.д., а также в случаях, когда известно, что бюджетные деньги школы расходуются властями не по назначению (к сожалению, и такое встречается).

12. Как влияет попечительский совет школы на формирование гражданского общества в России?

Ответ. Попечительский совет содействует укреплению и развитию в школе общественного самоуправления, в отличие от административного управления чиновников. Самоуправление – модель гражданского общества, где управляют граждане, а не чиновники. Дух и уклад гражданского общества из школы будет перенесен учениками во взрослую жизнь. И тогда сама жизнь изменится.

13. Как попечительскому совету избежать роли марионеток в руках муниципальных органов управления образованием?

Ответ. Сегодня общественного управления образованием нет. Ни одна из попыток привлечь родителей к управлению школой по большому счету не удалась. Попечительские советы могут и должны осознать свою миссию в обществе – формирование гражданского общества в сфере школьного образования, без которого у России нет будущего. Только в этом случае возможна полноценная деятельность попечительских советов.

14. Насколько важно осознание попечительским советом своей миссии?

Ответ. Очень важно. Осознание организацией своей миссии – ключевое направление развития стратегического менеджмента. На данном этапе развития попечительский совет школы – «катализатор» становления гражданского общества в России, с одной стороны, и обновления содержания образования – с другой. Формальный подход чиновника к делам школы убивает ее душу, делает театром марионеток, готовых, не задумываясь, проводить любой указ «сверху» и как флюгер менять свое мнение в соответствии с очередной «инструкцией» (вспомним отношение к 12-летнему образованию).

15. Почему государство делится властью с попечительскими советами в сфере школьного образования?

Ответ. Прежде всего от бессилия управлять ситуацией в сфере финансово-хозяйственной деятельности школ. Призывы к созданию гражданского общества – дань моде (с оглядкой на Запад). Готовы ли чиновники всех уровней управления образованием делиться властью в вопросах организации школьного образования? Опыт взаимодействия инновационных школ России с чиновниками на протяжении последних трех лет дает отрицательный ответ. Чиновники агрессивно отстаивают свое право «командовать» школой. Государство перекладывает финансовый груз на плечи попечителей, но вряд ли допустит «вмешательство» в содержание образования. Рычагов для этого достаточно (аттестация школы, итоговые экзамены на составление госминимума образования и т.д.). Секрет нежелания чиновников делиться властью в определении содержания образования – боязнь «потерять кресло», поскольку в диалоге чиновника с попечительским советом обнаружится его (чиновника) несостоятельность. Чиновник (по определению) работает с формой, а не с содержанием образования. Он не компетентен в вопросах содержания. Его профессиональная задача – контролировать соблюдение нормативных документов. Содержание образования – компетенция специалистов, развивающих это содержание (ученых, экспериментаторов, инноваторов). Экспертиза содержания образования – дело ученых, а не чиновников (независимо от их так называемых ученых степеней и званий).

16. Попечительский совет назначается или выбирается?

Ответ. Попечительский совет должен быть признан в идеале всеми участниками образовательного процесса в школе: учителями и учениками, администрацией и персоналом, родителями и деловыми партнерами. Процедура такого признания может осуществляться через Совет школы. Важно единодушное признание. Большинство голосов здесь неуместно. Авторитет попечителей для всех участников образовательного процесса должен быть бесспорным. Именно таких попечителей и надо искать. «Авторитет + власть + деньги» – формула попечительского совета. Попечительский совет формируется из субъектов, в той или иной мере наделенных названными качествами. Эти качества могут быть распределены между членами команды попечителей: один – авторитетный ученый, другой – наделенный властью администратор (значимый в городе и области), третий – крупный бизнесмен. Важно, чтобы попечители были объединены в команду по принципу комплементарности.

17. Можно ли рассматривать попечительские советы как институт меценатства в образовании?

Ответ. Не только можно, но и нужно. Внебюджетные деньги, оставляемые земствами в России начала ХХ века, подняли российское школьное образование на уровень, не уступающий западноевропейским образцам. Если меценатство носит временный, эпизодический характер, то и эффект будет временный. Внебюджетное финансирование должно носить постоянный характер. И не только потому, что государство бедное (не хватает бюджетных средств), но и потому, что у гражданского общества будет финансовый рычаг влияния на содержание школьного образования.

18. Что необходимо сделать, чтобы попечительский совет стал меценатом школы?

Ответ. «Благотворительность – это не показуха, не средство для наведения лоска, извлечения личной выгоды дающего и берущего, а дело чести». Здесь необходимо осознание попечительской миссии мецената. Налоговые льготы – материальное поощрение мецената. «Миссия + налоговые льготы» реализуют духовную и материальную составляющую мотивации мецената. Меценат должен знать, как используют его деньги. Выстраивание «обратной связи» возможно при реальном участии мецената в управлении деятельности школы. Меценат как заказчик принимает от исполнителя школы выполнение своего заказа (качество образования учеников по финансируемым меценатом проектам и др.).

19. Каким набором человеческих качеств должен обладать попечитель?

Ответ. «Это прежде всего очень авторитетный, успешный, известный и очень влиятельный человек. Его знают не только взрослые города, но знают и дети. Это человек с незапятнанной репутацией и моральным авторитетом. Это человек, которого слушается власть и к которому прислушиваются простые граждане». Таков идеальный портрет попечителя, которым следует руководствоваться при подборе кандидатур в попечительский совет.

20. Какими главными правами должен быть наделен попечительский совет школы?

Ответ. Правом решать три главных вопроса школы: финансовый, кадровый и содержательный. Причем не как новый «начальник», а как равноценный партнер за столом переговоров совместно с директором школы и учредителем. Директор школы при этом проводник и выразитель интересов Совета школы, что возможно при демократическом укладе школы.

21. Какими качествами должен обладать директор школы, чтобы попечительский совет заработал?

Ответ. Если директор школы не хочет делиться своей властью, если он уверен, что ему не ужиться с влиятельным и имеющим серьезные полномочия попечительским советом, – не следует затевать его организацию. Если директор авторитарный и не терпящий никаких над собой контролеров и начальников, то такому директору будет трудно ужиться с попечительским советом. Готовность директора к диалогу, партнерскому сотрудничеству с влиятельным и властным попечительским советом в общем деле устойчивого развития школы – необходимое условие для создания попечительского совета в школе.

22. Каков алгоритм деятельности попечительского совета по решению вопросов финансирования школы?

Ответ. I вариант (полный).
Шаг 1. Авторский совет школы определяет полную программу деятельности школы на новый учебный год в сфере учебной, внеучебной и инфраструктурной деятельности, в части традиционной и инновационной.
Шаг 2. Администрация школы обсчитывает полный бюджет школы – стоимость полной программы деятельности школы на год, все затраты школы на реализацию этой программы, включая условия этой реализации.
Шаг 3. Попечительский совет принимает предложенную администрацией школы программу ее деятельности и ее бюджет (Б1).
Шаг 4. Попечительский совет ведет переговоры с учредителем школы (мэром города) относительно финансирования. В результате переговоров оформляется протокол, согласно которому учредитель признает свою частичную неплатежеспособность, – школе предлагается сумма меньше, чем согласованный с попечительским советом бюджет (Б2).
(Разница между Б1 и Б2 – впервые легитимно обоснованная сумма так называемых дополнительных образовательных услуг, они оказываются дополнительными относительно возможностей учредителя.)
Шаг 5. Попечительский совет вместе с Авторским советом и администрацией школы решает вопрос: либо сократить ранее утвержденную программу деятельности школы, либо изыскать недостающую сумму: собрать, найти спонсоров, заработать.
(Попечительский совет может уговорить мэра установить льготное налогообложение поступающих в школу внебюджетных средств.)

II вариант (инновационный)
Шаг 1. Авторский совет разрабатывает и принимает программу инновационной деятельности школы.
Шаг 2. Администрация школы обсчитывает бюджет инновационной деятельности школы.
Шаг 3. Попечительский совет решает, какие программы, предложенные администрацией, следует финансово поддержать.
Шаг 4. Попечительский совет решает вопрос о финансировании одобренных инновационных программ: собрать, найти спонсоров, заработать.
Попечительский совет может начать работу с любого варианта.

23. Как и где могут найти деньги на финансирование деятельности школы?

Ответ. «Вести переговоры с богатыми людьми и склонять их к помощи школе. Это означает, что для того, чтобы богатые люди дали деньги, переговоры с ними должны вести люди, отказать которым трудно», с одной стороны, и способные вдохновить их на миссию попечительства с другой стороны. Только сочетание этих двух условий способно обеспечить попечительство на длительный срок.

24. Каковы приоритетные факторы становления института попечительства в школе?

Ответ. Для успешного становления института попечительства в школе необходимо создание условий и ресурсов для сочетания общественных и государственных форм управления системой образования на федеральном, региональном, муниципальном и локальном уровнях образовательного учреждения.
В общественном сознании должна укрепиться идея о равноценности и комплементарности государственного управления и общественного самоуправления на всех уровнях бытия социума от федерального до локального. Только диалог равных, партнерские отношения между представителями государственной власти (от министра до директора школы) и представителями общественного самоуправления (от общественных движений и объединений до ученического самоуправления) может сделать институт попечительства реальным, значимым субъектом школьной жизни. Что первично? Это параллельные процессы – становление гражданского общества и попечительства в России. Через попечительство будет прирастать гражданское общество, через гражданское общество будет прирастать попечительство.

25. Может ли попечительский совет выполнять функцию посредника между государством и образовательным учреждением?

Ответ. Да, может, если директор школы и учредитель не могут договориться и эта недоговоренность ущемляет права гражданского общества и семьи как заказчиков. Основная функция попечителей – регулировать отношения школы и гражданского общества.

26. Есть ли необходимость создания в школе банка данных по документам правового регулирования попечительства и опыту попечительства в России и за рубежом?

Ответ. Необходимо в библиотечном центре создать специальную библиотечку «Попечительский совет в школе» на бумажных и электронных носителях.

27. Как довести проект попечительства до практического внедрения в школе?

Ответ. Нужна команда, охватывающая все звенья проекта от идей до практического воплощения.

28. Какие организационно-правовые формы попечительства возможны в практике российской школы?

Ответ:
1. Некоммерческий фонд с образованием юридического лица.
2. Некоммерческое партнерство.
3. Автономная некоммерческая организация.
4. Орган общественной самодеятельности.

1. Некоммерческий фонд является не объединением граждан и юридических лиц, а объединением имущества граждан и юридических лиц для достижения общественно полезных целей. Учредителями общественного фонда вправе стать либо физические лица, либо физические лица и общественные объединения.
Органы государственной власти и местного самоуправления, а также государственные учреждения не вправе быть учредителями такого вида фондов. Ибо они не являются собственниками имущества и не имеют законного права передавать его фонду и тем самым влиять на его деятельность.
Состав учредителей фонда после регистрации его устава изменять нельзя. Статья 10 ФЗ “Об общественных объединениях” предусматривает создание иных видов фондов, отличных от общественного фонда, таких, как частный, корпоративный, государственный, общественно-государственный. В отношении последних действует Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 16.09.1991 г. “О регистрации общественно-государственных фондов”. Они создаются на базе государственной или муниципальной собственности с обязательным привлечением имущественных и финансовых средств общественного объединения. Государственные фонды создаются только за счет государственной или муниципальной собственности.
II. Некоммерческое партнерство – это основанная на членстве НКО, учрежденная как физическими, так и юридическими лицами. Права, обязанности и ответственность ПС фиксируются в его уставе и учредительных документах. При выходе из партнерства его члены вправе получить часть его имущества, за исключением членских взносов.
III. Автономная некоммерческая организация (АНКО) является новой формой НКО. Она может создаваться как физическими, так и юридическими лицами. Закон не устанавливает ограничений по составу учредителей. Отличительная особенность АНКО – оказание профильных образовательных и смежных услуг как на безвозмездной, так и на платной основе. Обязательным документом является только устав.
IV. ПС в форме органа общественной самодеятельности может функционировать в ОУ на основе Положения, принимаемого в форме локального акта. Его права, обязанности, ответственность ограничены нормами Устава ОУ. У всех советов равный статус – это органы самоуправления. Они не могут принимать решений, обязательных для исполнения другими органами, другими словами – педсовет не может дать поручение ПС, а в свою очередь ПС не может заслушать отчет методсовета. ПС может иметь лицевой счет в бухгалтерии ОУ, так как его ведущая функция – привлечение внебюджетного финансирования. Только те финансовые средства, которые привлек ПС, он и может контролировать, но не все средства, и тем более не бюджетные.
Наиболее подходящей организационно-правовой формой попечительства для НААШ является попечительский совет в форме органа общественной самодеятельности. Субсчет в бухгалтерии НААШ – наиболее простой и эффективный способ финансовой деятельности попечительского совета на этапе становления. По мере расширения масштабов деятельности попечительского совета организационно-правовая форма попечительства может быть пересмотрена.

Материалы предоставлены Авторской академической
школой № 186, г. Н.Новгород

Рейтинг@Mail.ru