Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2001

Архив

ВЗГЛЯД

НАЧНИ С СЕБЯ

Александр АДАМСКИЙ

Объявленная как акция солидарности, забастовка 27 февраля превратилась в демонстрацию протеста против реформы. То ли это такое свойство СМИ – вытаскивать на передний план не самое главное, а самое интересное, то ли действительно протестовать против задолженности по зарплате уже надоело, а реформа привлекает большее внимание, но с самого утра 27 февраля и телевидение, и радио, а потом уже все газеты выделили как главную тему протеста учителей именно реформу. А когда миллион работников образования протестует против своего нынешнего и будущего состояния, невольно задаешь себе вопрос: “Почему их никто не слышит? Почему нет диалога, понимания, наконец, сотрудничества между руководством ведомства и его работниками?” Ведь, следуя нормальной логике, если экономика системы образования не работает, если общей суммы (консолидированного бюджета) достаточно для покрытия всех расходов, а учителя голодают, школы в состоянии разрухи и учительская зарплата никак не зависит от того, сколько денег попадает в систему, то это означает только одно: руководство ведомства не эффективно, система управления образованием в России нуждается в срочной модернизации. И дело здесь не в конкретных личностях, – я очень не хочу, чтобы читатели, особенно чиновники, восприняли эту заметку как часть моей полемики с
В. Филипповым. Ничего личного, – но когда федеральный орган управления системы образованием не является субъектом экономики образования, никак не влияет на сумму и порядок прохождения финансовых потоков, когда у него нет экономических механизмов управления школой, а система финансового обеспечения при этом фактически централизована, то это означает, что школа экономически не прикрыта, не защищена сверху, а само министерство вольно и невольно наращивает только бюрократически-административные способы не управления, а давления на школу. Именно поэтому можно было ожидать, что лозунги на транспарантах пикетчиков и митингующих учителей могли быть такими: “Требуем немедленной модернизации экономики образования!”, “Нужна срочная реформа образования!”, “Ввести и узаконить финансовый норматив в образовании!”, “Изменить систему начисления зарплаты!”, “Требуем перемен!”. Но вместо этого профсоюзы направляют народный гнев в другое русло, противоположное, – учителя требуют остановки реформ, потому что знаковые действия ведомства, упрямое стремление к 12-летке, путаница с единым экзаменом и абсолютное неучастие в решении экономических вопросов показывают учителям, что ведомственная бюрократия объективно ведет систему не к модернизации, а к еще большему развалу и это вызывает естественный процесс, которым ловко пользуются противники реформы вообще.
Не проходит и дня, чтобы в редакцию газеты или в офис “Эврики” не позвонили директор школы или начальник управления с просьбой о поддержке.
– Защищаем бюджет! Дайте нам письмо, что наша работа ценна и требует дополнительных ресурсов!
– Попросите министра высказаться в пользу инновационного движения, просто сказать добрые слова, что это нужно. А то его здесь на местах так понимают, что он противник, и нам перекрывают кислород.
Школе нужна поддержка сегодня как никогда. Школе сегодня как никогда необходимо то, что еще десять лет назад
С.Л. Соловейчик назвал воодушевляющим управлением. И реформа, модернизация могут и должны быть способом такого воодушевляющего управления – мы в этом уверены. В этом убеждает нас опыт организации управления в инновационном движении. Если говорить о его главных результатах, то это именно воодушевление учителя, поднятие его духа, укрепление веры в себя – то, что сейчас так беспощадно и бездарно разрушается усилиями ведомства. Воодушевление не сложить в папку, как передовой педагогический опыт. Вдохновение нельзя внедрить и тиражировать. Это особое поле, особый климат, особая атмосфера – ее трудно создать, но очень легко разрушить. Сейчас это, кажется, уже произошло. И каждый вправе спросить:
– За что нас так унижают?
...Неэффективное управление системой, неэффективное управление модернизацией, отсутствие реальных результатов и массовый протест работников образования – все это плохо сочетается с успокоительными реляциями и отчетными коллегиями. Все это повод для того, чтобы задуматься о том, что модернизация системы должна начинаться с модернизации ее управления.

Cредняя заработная плата учителя на 1 января 2001 года

Заработная плата учителя с высшим образованием и стажем работы 20 и более лет (12 разряд ЕТС) составляет примерно 875 рублей – 62% от прожиточного минимума трудоспособного населения и 23% от средней заработной платы в промышленности. Заработная плата начинающего учителя, выпускника вуза (8 разряд ЕТС), составляет примерно 500 рублей в месяц – 36% от прожиточного минимума и 13,2% от средней заработной платы в промышленности.

Рейтинг@Mail.ru