Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №18/2001

Архив

ЭКСПЕРИМЕНТЫ И ПОИСКИ

ШКОЛА НА ПЕРЕКРЕСТКЕ ОТКРЫТЫХ ВОПРОСОВ

По традиции на семинаре выступили с лекциями известные ученые и педагоги. Особый интерес у собравшихся вызвало выступление директора московской школы-комплекса № 109, члена-корреспондента РАО Евгения ЯМБУРГА на тему «Новая парадигма образования».

Может ли образование стать способом профилактики межнациональных и межконфессиональных конфликтов? С такого вопроса начал свою лекцию известный педагог и ученый.
Он попытался проанализировать причины человеческой жестокости, нетерпимости, вызывавших кровавые войны, число которых не убывало, а даже увеличивалось от столетия к столетию, несмотря на растущий уровень цивилизации и образованности людей. Более того, самые разные факты свидетельствуют о том, что уровень образования сам по себе не является гарантией нравственного поведения. Например, кампучийский диктатор Пол Пот, замучивший тысячи безвинных людей, был выпускником... Сорбонны.
Вывод напрашивается один: школы ХХI века нуждаются в принципиально новой педагогической системе.
Сегодня у всех на устах словосочетание «качество образования», точнее «качество обучения», под которым подразумевается комплекс ЗУНов, в том числе свободное владение иностранными языками, информационными технологиями. Воспитание человека умелого и мобильного возможно осуществить средствами традиционной ЗУНовской педагогики, приправленной новыми методиками. Но это лишь одна из целей образования. Вторая, гораздо более важная, – воспитать духовную личность, а это подвластно лишь культурно-исторической педагогике, которую игнорировали в массовой советской, а теперь и в российской школе на протяжении последних нескольких десятилетий. Вместе с тем слово «духовность» сегодня поминают всуе все кому не лень, спекулируя на этом понятии и тем самым превращая его в пустышку. Но если внимательно разобраться, все трагедии ХХ века связаны с тоталитарным сознанием, носители и проповедники которого отождествляют свободу с анархией и считают, что все наши несчастья – из-за чрезмерной свободы.
Однако культурно-историческая педагогика может развиваться только в условиях свободы. Это не означает, что ее ростки не пробивались в творчестве передовых советских педагогов: многие из них еще в те глухие времена стремились привить уважение к личности, а это – главная ценностная установка культурно-исторической педагогики и гражданского общества.

В то же время целые поколения советских граждан воспитывались на примере подвигов, часто сводящих на нет ценность человеческой жизни (вспомним героев, которые спасали трактора и другую сельхозтехнику ценой своей жизни, в то время как эта самая техника ржавела на колхозных полях).
Одна из задач культурно-исторической педагогики – преодолеть антропоцентризм, то есть чрезмерно преувеличенное представление о человеческих возможностях.
На каких ценностях воспитывать юное поколение? Это самый острый вопрос.
С одной стороны, ХХ век продемонстрировал крах атеистической морали и безрелигиозного гуманизма, с другой – еще более очевидна истина о том, что школа должна остаться светской, внеконфессиональной.
В своей книге «Школа на пути к свободе» Евгений Александрович перечислил 9 признаков духовного бешенства, среди которых признание монополии на истину и деление окружающих на «своих» и «чужих» являются характерными чертами религиозного сознания.
Это необходимо ясно понимать сегодня, когда некоторые представители православной церкви при поддержке известных деятелей образования, в том числе президента РАО Н. Никандрова и ректора МГУ В. Садовничего, а также «отдельно взятых» депутатов, настаивают на обязательном изучении религии в школе (имеются в виду все традиционные конфессии). Однако даже при таком, на первый взгляд демократичном раскладе разделение учащихся неизбежно, впрочем, как неизбежна и утрата всякого интереса к вероучению, если за это будут ставить оценки, как предлагают особо ретивые деятели.
Уже готовятся соответствующие поправки в Законы «Об образовании» и «О свободе совести». Не потонет ли голос разума в истерическом крике кликуш?

Чтобы этого не произошло, Евгений Ямбург призывает в школах учить детей искусству диалога и умению жить, как он выразился, «на перекрестке открытых вопросов». В жизни таких вопросов будет предостаточно, и каждый человек должен сам решить, когда ему взять в руки меч, а когда подставить щеку для удара.

Рейтинг@Mail.ru