Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №26/2001

Архив

ВЗГЛЯД

ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО

Шаг второй - гражданское движение

Александр АДАМСКИЙ

Главный итог общих усилий по возрождению попечительства, на наш взгляд, в том, что это слово перестало быть диковинным.

Люди перестали недоверчиво улыбаться и вообще скептически относиться к попечительской деятельности.
А ведь еще два-три года назад почти все, с кем обсуждался этот проект – возрождение попечительства в образовании, сочувственно говорили:
– Ну где же в нашей бедной стране вы найдете тех, кто захочет помогать школе?
И действительно: эпоха накопления первичного капитала, казалось, совсем не подходила для создания института гражданской поддержки образования.
Но оказалось все не так.
Вообще мы много раз убеждались на своем опыте в том, что в социальных и образовательных проектах формальная логика не работает.
Люди ведут себя не так, как это предписывает логика обстоятельств. Казалось бы: высокие налоги, неэффективная система льгот, стремление скрыть доходы, отсутствие прямой и непрямой выгоды – все это делает возрождение попечительства практически невозможным.
И все же, и все же... Директора школ нашли себе попечителей.
Именно так – не школы, а директора.
Основой попечительства сейчас являются пока не граждане – граждан привели за руку и убедили участвовать в этом благородном деле. Основа возрождения попечительства – директора школ.
Надо сказать, что директорский корпус в российском образовании – один из самых сильных в мире, на наш взгляд.
Никто никогда не проводил сравнительных исследований, но здесь ситуация похожа на ситуацию с врачами или компьютерщиками. Состоит она в том, что западные специалисты, не обладая, возможно, более глубокими знаниями, имеют гораздо более развитую инфраструктуру и оборудование. За счет этих преимуществ они делают свою работу на высоком, конкурентоспособном уровне. Российским специалистам приходится компенсировать отсутствие инфраструктуры и оборудования личными качествами.
Мне много раз приходилось слышать разговоры о том, что одним из существенных препятствий на пути реформы системы российского образования остается низкий уровень подготовки директоров к финансово-хозяйственной деятельности.
Не могу с этим согласиться.
Никакая специальная переподготовка или повышение квалификации не создаст вокруг школы условий, обстоятельств, тех эффективных правил финансово-хозяйственной деятельности, относительно которых у директоров развиваются способности к экономической деятельности.
Можно человека учить теоретическому понятию "деятельность", делать так, чтобы он знал, что это такое – разумная экономика образования. Но при этом условия, в которых этому человеку приходится работать, остаются прежними: драконовские правила фискальных служб, полная незаинтересованность спонсоров в благотворительности, несогласованность ведомственных и контрольно-ревизионных структур и нормативных актов... И тут уже не до высокоэффективных моделей экономики школы, тут надо приспосабливаться и выживать. И в этом искусстве приспосабливаться и выживать, в этой способности содержать школу в условиях, в которых содержать школу в принципе невозможно, – нашим директорам нет равных.
При этом почти каждого из них при желании можно посадить в тюрьму: букет нарушений, благодаря которым директора содержат школу, огромен, без этого нельзя, – вот, к сожалению, и вся наука выживания.
И директора, особенно те, кто на самом деле не за страх, а за совесть пытаются сделать школу богаче, а школьную жизнь ребенка защищеннее, – эти директора первыми поняли, что им нужны партнеры, представители общества. Партнеры, которые были бы готовы вместе со школой вести борьбу за выживание.
Я могу назвать много фамилий наших замечательных директоров, которые создали попечительские советы своих школ по той концепции, которую мы вместе разрабатывали все эти годы. Сейчас это уже довольно ясная схема создания и деятельности попечительских советов: нужны влиятельные, знаменитые, социально мотивированные граждане, которые готовы не только и не столько контролировать расходы школы, сколько заниматься согласованием образовательной программы школы, согласованием бюджета школы (рассчитанного администрацией), согласованием с учредителем и поиском средств для покрытия дефицита этого бюджета.
Вот и вся – теперь уже нехитрая – концепция создания и деятельности попечительских советов, которую предлагает Институт образовательной политики "Эврика" и которая уже принесла много пользы большому числу школ.
И если кто-то скажет вам, что основная роль попечительских советов именно в контроле над расходованием средств, добытых школой, не торопитесь следовать этому совету. Создавать гражданскую ассоциацию для продолжения фискальной функции государства – не торопитесь.
Попечительский совет – институт гражданского общества, а не аналог швондеровского соглядатайства над директором.
...Но что же дальше? Первый шаг возрождения попечительства сделан – школьные советы созданы. А второй шаг?
На наш взгляд, второй шаг в том, чтобы создавать попечительское движение. Создавать в регионах, городах, сельских и городских районах движение попечителей – не попечительских советов, а именно попечителей. Подробно об этом мы будем рассказывать в нашей газете начиная с августа.
Итак, первый шаг – школьные попечительские советы.
Второй шаг – движение попечителей.
Это те шаги, которые школа и ее попечители вместе делают в направлении к гражданскому обществу.
Присоединяйтесь!

Рейтинг@Mail.ru