ВЗГЛЯД
ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО
Шаг второй - гражданское движение
Александр АДАМСКИЙ
Главный итог общих усилий по
возрождению попечительства, на наш взгляд, в том,
что это слово перестало быть диковинным.
Люди перестали недоверчиво улыбаться и
вообще скептически относиться к попечительской
деятельности.
А ведь еще два-три года назад почти все, с кем
обсуждался этот проект – возрождение
попечительства в образовании, сочувственно
говорили:
– Ну где же в нашей бедной стране вы найдете тех,
кто захочет помогать школе?
И действительно: эпоха накопления первичного
капитала, казалось, совсем не подходила для
создания института гражданской поддержки
образования.
Но оказалось все не так.
Вообще мы много раз убеждались на своем опыте в
том, что в социальных и образовательных проектах
формальная логика не работает.
Люди ведут себя не так, как это предписывает
логика обстоятельств. Казалось бы: высокие
налоги, неэффективная система льгот, стремление
скрыть доходы, отсутствие прямой и непрямой
выгоды – все это делает возрождение
попечительства практически невозможным.
И все же, и все же... Директора школ нашли себе
попечителей.
Именно так – не школы, а директора.
Основой попечительства сейчас являются пока не
граждане – граждан привели за руку и убедили
участвовать в этом благородном деле. Основа
возрождения попечительства – директора школ.
Надо сказать, что директорский корпус в
российском образовании – один из самых сильных в
мире, на наш взгляд.
Никто никогда не проводил сравнительных
исследований, но здесь ситуация похожа на
ситуацию с врачами или компьютерщиками. Состоит
она в том, что западные специалисты, не обладая,
возможно, более глубокими знаниями, имеют
гораздо более развитую инфраструктуру и
оборудование. За счет этих преимуществ они
делают свою работу на высоком,
конкурентоспособном уровне. Российским
специалистам приходится компенсировать
отсутствие инфраструктуры и оборудования
личными качествами.
Мне много раз приходилось слышать разговоры о
том, что одним из существенных препятствий на
пути реформы системы российского образования
остается низкий уровень подготовки директоров к
финансово-хозяйственной деятельности.
Не могу с этим согласиться.
Никакая специальная переподготовка или
повышение квалификации не создаст вокруг школы
условий, обстоятельств, тех эффективных правил
финансово-хозяйственной деятельности,
относительно которых у директоров развиваются
способности к экономической деятельности.
Можно человека учить теоретическому понятию
"деятельность", делать так, чтобы он знал,
что это такое – разумная экономика образования.
Но при этом условия, в которых этому человеку
приходится работать, остаются прежними:
драконовские правила фискальных служб, полная
незаинтересованность спонсоров в
благотворительности, несогласованность
ведомственных и контрольно-ревизионных структур
и нормативных актов... И тут уже не до
высокоэффективных моделей экономики школы, тут
надо приспосабливаться и выживать. И в этом
искусстве приспосабливаться и выживать, в этой
способности содержать школу в условиях, в
которых содержать школу в принципе невозможно, –
нашим директорам нет равных.
При этом почти каждого из них при желании можно
посадить в тюрьму: букет нарушений, благодаря
которым директора содержат школу, огромен, без
этого нельзя, – вот, к сожалению, и вся наука
выживания.
И директора, особенно те, кто на самом деле не за
страх, а за совесть пытаются сделать школу
богаче, а школьную жизнь ребенка защищеннее, –
эти директора первыми поняли, что им нужны
партнеры, представители общества. Партнеры,
которые были бы готовы вместе со школой вести
борьбу за выживание.
Я могу назвать много фамилий наших замечательных
директоров, которые создали попечительские
советы своих школ по той концепции, которую мы
вместе разрабатывали все эти годы. Сейчас это уже
довольно ясная схема создания и деятельности
попечительских советов: нужны влиятельные,
знаменитые, социально мотивированные граждане,
которые готовы не только и не столько
контролировать расходы школы, сколько
заниматься согласованием образовательной
программы школы, согласованием бюджета школы
(рассчитанного администрацией), согласованием с
учредителем и поиском средств для покрытия
дефицита этого бюджета.
Вот и вся – теперь уже нехитрая – концепция
создания и деятельности попечительских советов,
которую предлагает Институт образовательной
политики "Эврика" и которая уже принесла
много пользы большому числу школ.
И если кто-то скажет вам, что основная роль
попечительских советов именно в контроле над
расходованием средств, добытых школой, не
торопитесь следовать этому совету. Создавать
гражданскую ассоциацию для продолжения
фискальной функции государства – не торопитесь.
Попечительский совет – институт гражданского
общества, а не аналог швондеровского
соглядатайства над директором.
...Но что же дальше? Первый шаг возрождения
попечительства сделан – школьные советы
созданы. А второй шаг?
На наш взгляд, второй шаг в том, чтобы создавать
попечительское движение. Создавать в регионах,
городах, сельских и городских районах движение
попечителей – не попечительских советов, а
именно попечителей. Подробно об этом мы будем
рассказывать в нашей газете начиная с августа.
Итак, первый шаг – школьные попечительские
советы.
Второй шаг – движение попечителей.
Это те шаги, которые школа и ее попечители вместе
делают в направлении к гражданскому обществу.
Присоединяйтесь!