Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №32/2001

Архив

ШКОЛА И ВЛАСТЬ

Исаак Калина:
«НУЖНО ПЛАТИТЬ ХОРОШУЮ ЗАРПЛАТУ
НЫНЕШНИМ УЧИТЕЛЯМ,
ЧТОБЫ ЧЕРЕЗ ДЕСЯТЬ ЛЕТ НА СМЕНУ ИМ
ПРИШЛИ ДРУГИЕ»

Исаак Иосифович Калина

Исаак Иосифович Калина в должности начальника Главного управления образования Оренбургской области 6 лет. Входит в состав Совета директоров руководителей органов управления образовательных субъектов РФ Минобразования России.

– Исаак Иосифович, не так давно вы и ваши коллеги из регионов принимали участие в обсуждении нового Проекта модернизации российского образования. Какие, на ваш взгляд, у этого документа перспективы, каково его будущее?
– У меня нет никаких претензий к разработчикам этого документа; в нем все хорошо и правильно прописано, все изумительно с точки зрения целей и задач исполнения, но мне не дает покоя мысль, что воплощать в жизнь его все равно будет обычный учитель, который, не знаю, к сожалению или к счастью, этот проект не только не прочитает, но даже, возможно, и знать-то о нем не будет несмотря на все наши усилия. Если же мы хотим модернизировать всю образовательную систему, то, наверное, в первую очередь должны модернизировать главный ресурс образования. А это не компьютер, не оборудование кабинетов и даже не новые учебники – это тот же учитель, на котором в конечном счете и лежит задача преобразования всей системы. И если он останется таким же, каким является сегодня, с трудом верится, что модернизация возможна.
– По общему убеждению, учительство относится к одной из наиболее консервативных частей общества. И сегодняшнее положение системы образования не обещает учителю, что ситуация изменится в лучшую сторону.
– Не могу согласиться с этим. Для многих людей, пришедших когда-то в школу, резкое снижение уровня зарплаты стало мощным стимулом для жизненного роста, полосой неудач, которая по сути явилась для них взлетной полосой. Я знаю огромное количество своих коллег, однокурсников, которые, после того как поняли, что учительским трудом сыт не будешь, ушли в другие отрасли и прекрасно там реализовались. Возвращаясь к реформе образовательной политики, скажу, что существуют все предпосылки к тому, что та его часть, где говорится о педагогических кадрах, затеряется среди прочих глобальных задач. Давайте не будем давать себе триста команд, а остановимся на одной и только после этого пойдем дальше.
– Но как далеко мы можем уйти вперед с той армией учителей, которую имеем сегодня?
– Пять лет назад, во времена хронических невыплат зарплат, мы посчитали нужным восстановить в управлении отдел инспектирования. Очевидно, что при полном отсутствии мотивов профессионального роста у учителей необходимо было хотя бы восстановить стимулы для сохранения того, что было наработано за предыдущие десятилетия. Так вот, руководивший тогда этим отделом после очередной проверки территории не столько критиковал учителей, директоров, сколько устраивал разнос мне. Нужно просто платить учителям приличную зарплату, и все устроится само собой, говорил он. Я возражал, и, наверное, не без основания, что учителей, достойных большой зарплаты, единицы, на что у него был один-единственный аргумент: нужно платить хорошую зарплату этим учителям, чтобы через десять лет в школу пришли другие. И чем дальше, тем больше я убеждаюсь в правильности его слов. Поэтому еще раз повторю: к новому проекту у меня по большому счету нет никаких претензий, но я сомневаюсь, что он в полной мере оправдает связанные с ним ожидания. У Фазиля Искандера есть рассказ, как он написал свою первую повесть и, еще до того как напечатать, принес ее своему деду, чтобы тот прочел и высказал свое мнение. Дед взвесил ее на руке и сказал: Фазиль, такое длинное правдой быть не может... Не претендую на лавры деда Искандера, но скажу, что по прочтении этого документа его слова – это первое, что пришло мне на ум. У Ленина была хорошая фраза: всегда надо искать звено, за которое можно вытащить цепь целиком. Применительно к проекту реформы модернизации российского образования я все думал, где же это звено. И понял, что ничего нового придумывать не надо, нужна нормальная оплата учительского труда, без ссылок на качество сегодняшнего учительского корпуса, без ссылок на качество абитуриентов, приходящих в педагогические вузы. Для того чтобы школа могла реально влиять на формирование образа жизни своих учеников, личность учителя должна быть авторитетна, уважаема не только учениками, но и родителями, обществом в целом. Очевидно, что сегодня школа не справляется с задачей воспитания человека, готового трудиться в конкурентной среде, готового учиться и переучиваться постоянно. Поэтому мне кажется разумным из большого документа вычленить тот раздел, где говорится об обеспечении системы образования высококвалифицированными кадрами. На мой взгляд, должна появиться федеральная или даже президентская программа "Педагогические кадры России". Когда эта программа будет реализована, тогда появится готовность учительского корпуса к восприятию всего остального. А сегодня я даже не уверен, что на встречах с учителями есть необходимость говорить об этом документе, дабы не вызвать у них очередной разочарованный вздох. Были же и до него не менее изумительные документы, которые не исполняются, – Закон "Об образовании", Президентский указ номер один. Когда на совещании в Москве я выступил со своей позицией, меня тут же упрекнули в том, что я защищаю только интересы учителей, не беря в расчет интересы общества. Но говорю о программе "Педагогические кадры России" не ради учителей, поскольку цель всегда выше средства, а учитель, как бы ни было для кого-то обидным, и есть средство в системе образования.
Кроме основной проблемы вовлечения в систему образования новых педагогических кадров, есть еще одна – постараться помочь достойно уйти из нее педагогам, которых "модернизировать" уже нельзя и не надо. Для этого нужна особая, нормальная учительская пенсия, но с жестким условием: или пенсия, или работа. Хочешь получать хорошую пенсию – пожалуйста, но освободи место для новых учителей. Ведь дело не только в том, что молодежь сегодня не идет в систему образования, но и в том, что те, которые приходят, зачастую не могут достойно устроиться в школе. Хотя и осуждать педагогов за то, что они продолжают работать, нельзя: маленькая зарплата вкупе с маленькой пенсией дают более или менее приемлемый прожиточный минимум…
Третья задача – это, конечно же, проблема педобразования. Преподаватели вузов получают такую низкую зарплату, что, понятно, голова у них занята не только тем, как учить студентов. Таким образом, мы снова возвращаемся к проблеме педагогических кадров, которая настолько сложная, комплексная, что решать ее надо отдельно и в первую очередь.
– Насколько реально могут влиять на создание документов подобного масштаба чиновники от образования областного уровня?
– Во всяком случае в Москве всем нам дали высказаться, и хочется надеяться, что наши замечания будут учтены в дальнейшем. Причина же, почему проект получился именно таким, по-моему, кроется в том, что многие коллеги, попавшие в команду его разработчиков, не захотели выглядеть простаками, не способными взглянуть на образование в перспективе. А то, что я сейчас говорю, – элементарно, и это, наверное, может сказать любой учитель.
Известно, что тот, кто хочет очень много и сразу, не получает ничего. Мне этот документ представляется именно таким – очень много и сразу. Сейчас его пытаются разделить на первоочередные, среднесрочные и долгосрочные проекты. Да не надо озвучивать долгосрочные задачи! Они должны быть у штаба. Командиру взвода и солдатам не сообщают стратегические цели, перед ними ставят тактическую задачу взять определенную высоту, при этом все понимают, что идут на Берлин. И когда мы сегодня вываливаем на систему образования глобальные задачи, хочется сказать: ну не надо, остановитесь! Боюсь, как только проект нового документа будет озвучен перед всей армией, в него сразу же потеряют веру, как потеряли ее в свое время в массу других, не менее прекрасных законов.
– То есть говорить сегодня о реальном влиянии учительского корпуса на создание подобных документов бессмысленно?
– Я бы не говорил так категорично, но разве можно поверить, что тридцать тысяч оренбургских учителей захотят высказаться о том, каким будет российское образование в 2010 году? А вот если бы обсуждалась только программа педагогических кадров, то, я уверен, среди них таких нашлось бы немало. И, думаю, говорили бы они не только о повышении своей зарплаты. Поэтому общество должно, сжав зубы, посредством достойной оплаты труда в сфере образования повышать меру своего уважения к учительству, которое на данный момент, может быть, ему и не нравится. Но зато через десять лет у нас появятся новые учителя, с которыми можно будет обсуждать и стратегические задачи. Сегодня же мы наблюдаем явное несоответствие стратегических задач состоянию учительского корпуса, когда перед плохо вооруженной, плохо подготовленной армией ставится задача, в которую она, эта армия, поверить не может.
Если говорить о сложившейся системе образования, беда ее – в бедности системы, а вина – в том, что школьное образование в самом широком смысле мало полезно для дальнейшей жизни. Увы, сказать, что современная школа готовит ученика к самостоятельной и успешной жизни, было бы самонадеянно. Поэтому общество так хмуро, так равнодушно смотрит на ее бедность. В свою очередь бедность не дает ей возможности привлечь людей, создать технологии, формирующие мировоззрение, стиль поведения детей. Необходимо разорвать этот порочный круг и, по моему твердому убеждению, точкой разрыва сделать модернизацию педагогических кадров. И пока мы явно для всех и значимо для учительства не продвинемся по этой программе, всерьез говорить о глобальных задачах мне не представляется интересным. Любопытным – да, но не более. Нельзя же, в самом деле, купив козу, ждать от нее молока, как от коровы. А мы, как мне кажется, постоянно страдаем этим ожиданием.
Долго не оплачивая учительский труд, мы успокаиваем себя, что не все зависит от учителя. Меняем технологии, организационные формы, методы работы. На самом же деле нужны в первую очередь люди, соответствующие этим целям и задачам.
Наверное, может показаться странным, что начальник областного управления образования все время говорит только об учительской зарплате. Но на данном этапе мне и не хочется говорить ни о чем другом – и не столько ради учителя, сколько ради общества в целом.

Ольга СОМОВА,
Оренбург

Рейтинг@Mail.ru