Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №39/2001

Архив

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Кирсан ИЛЮМЖИНОВ:

«Судьба человека не должна решаться формально-компьютерно»

Кирсан ИлюмжиновНедавно в Элисте прошла учебно-экспертная сессия Института образовательной политики “Эврика” с авторами культурно-образовательных инициатив. Перед началом сессии с участниками встретился Президент Республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов и высказал свою позицию относительно основных направлений развития образования в республике. Кроме того, Президент РК ответил на вопросы еженедельника “Управление школой”.

 

– Кирсан Николаевич, какова, на ваш взгляд, стратегия развития калмыцкой национальной школы в рамках российского образовательного пространства?
– Стратегия развития калмыцкой национальной школы основана на одном из ведущих принципов модернизации современного российского образования – его регионализации. Этот принцип подразумевает отказ от унитарного образовательного пространства с едиными учебными программами и планами, инструкциями и циркулярами. Регионы получают право (и даже обязаны это делать!) выбора собственной образовательной траектории, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями. Образовательная карта России не может оставаться серой, безжизненной и единообразной.
Кроме того, развитие национальной школы – важнейший принцип не только образовательной, но и национальной политики. Школа неотрывна от национальной почвы. Она формирует и хранит национальную культуру, сочетая в себе обогащение национального общечеловеческим и общечеловеческого – национальным. Вненациональная школа разрушает самоценность национальной культуры, ведет к деформации национальных структур и межнациональных отношений. Сегодняшняя национальная школа, основанная на этноисторических традициях, обогащенная общечеловеческим опытом, должна стать мощным инструментом национального развития, гармонизации национальных отношений. Такой подход особенно важен для многонационального государства, каковым является Россия, и для Калмыкии, где проживают представители более девяноста народов, а в школах обучаются учащиеся шестидесяти национальностей.
В содержательном плане – национальная школа включает ученика в сферу родного языка, национальной культуры и национального восприятия мира. Начиная с дошкольного воспитания и обучения, по нарастающей идет включение в содержание образования сведений гуманитарно-культурного и естественно-научного характера о родном и других народах республики, региона, страны, мира, о современной цивилизации.
Таким образом, национальные школы должны составлять гармоническую целостность общероссийской образовательной системы, удовлетворяющую национально-образовательные потребности всех народов России с учетом их этнических и социокультурных особенностей.
– Как ваша вовлеченность в развитие шахматного спорта влияет на развитие образования в Республике Калмыкия?
– Здесь необходимо, на мой взгляд, говорить о развитии шахматного образования в республике. С этой точки зрения я вижу только положительное в увлеченности шахматами и детей, и взрослых. Я уверен, за шахматами большое будущее, и не только потому, что это красивый и привлекательный вид спорта, но и целая увлекательная наука. Я горд тем, что лучшим шахматистом Артека стал учащийся из нашей республики, а вот совсем недавно, в сентябре этого года, элистинец Эрнесто Инаркиев на первенстве европейского континента в греческом городе Халкидики завоевал звание чемпиона Европы среди юношей до 16 лет, набрав 7,5 очков из 9! Думаю, что все это – закономерный результат обязательного включения шахмат в учебный план школ республики. Я горжусь и тем, что столица Калмыкии Элиста – это единственный город в мире, где есть шахматный городок – Сити-Чесс.
– Каковы, с вашей точки зрения, наиболее устаревшие характеристики школьного образования? От чего имеет смысл избавляться?
– В последние годы наша страна, наше общество так стремительно менялись, что российская система образования, когда-то бывшая одной из лучших в мире, просто не поспевала за темпами изменения общества, хотя, надо сказать, в области образования в последнее время было сделано многое. Сегодня назрела необходимость не коренной ломки, радикального реформирования, а именно обновления, модернизации образования. Изменения должны произойти в содержании образования, которое в последний раз пересматривалось в начале 60-х годов. Нам нужно заново проанализировать и пересмотреть все то, что предписывается знать школьнику, и четко выделить прежде всего фундаментальный блок знаний, умений, навыков (или, как сегодня стали говорить, компетенций), без которого немыслим современный культурный человек. В то же время необходимо вооружить выпускника теми прикладными знаниями, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе. Это информатика, языки, психология, знания экономических и социальных законов – вот именно в этих направлениях наша школа отстала от образовательных систем развитых стран, и нам необходимо семимильными шагами наверстывать упущенное.
От чего избавляться? Постепенно нужно отходить от жесткой классно-урочной системы, больше учить школьников самостоятельной “добыче знаний”, а для этого надо шире применять современные информационные технологии, использовать возможности Интернета, электронных библиотек и энциклопедий, внедрять интерактивные компьютерные обучающие и тестирующие программы и пр.
– Какие изменения следует внести в систему поступления в вуз? Может быть, по примеру многих стран вообще отказаться от системы вступительных экзаменов? Особенно учитывая демографическую ситуацию в России.
– Я полагаю, что отбор в вузы в той или иной степени все равно сохранится. Он должен сохраниться. Ведь при любой демографической ситуации число молодых людей, желающих учиться, допустим в МГУ, МГИМО или другом престижном вузе, превысит число мест в этих учебных заведениях. Значит, отбор и определенный уровень конкуренции всегда будут иметь место. И это нормально для любого здорового общества. Другое дело, что отбор должен быть именно по знаниям и по способностям, а не по каким-то другим, мало имеющим отношение к делу, параметрам.
Исследуемый сейчас в эксперименте Единый государственный экзамен должен дать ответы на некоторые вопросы отбора молодежи в вузы и может создать определенную основу для этого отбора. Но только основу. Судьба человека не должна решаться формально-компьютерно, исходя только из оценки, полученной на ЕГЭ.
– Каковы перспективы корпоративной информационно-образовательной сети в Республике Калмыкия?
– Я думаю, что перспективы хорошие. Сейчас в республику пришла оптоволоконная связь, мы переводим наши телефонные станции на цифровое кодирование информации. В самом скором времени качество наших телефонных линий по всей республике заметно улучшится, и мы будем последовательно проводить линию на компьютеризацию не только образовательной сферы, но и всей системы управления в республике. Сетевое решение проблемы, конечно, потребует дополнительных капиталовложений, но думаю, что это вполне реальная перспектива на ближайшие годы.
– Каким вы видите современное управление образованием на региональном и федеральном уровнях (сетевое, синергетическое)?
– Синергетика означает совместное действие, совместное усилие. Мне кажется, то внимание и глубокий интерес, которые в последнее время проявляются по отношению к образованию всеми властными структурами России: Президентом, Правительством, Федеральным собранием, губернаторами, а также общественными организациями, прессой и наиболее активной частью населения, – уже ясно обозначили вектор наших совместных усилий по модернизации образовательной системы России. Поистине, эта проблема все больше становится всенародным делом, выходит за рамки одного ведомства. Можно с определенностью сказать, что управление образованием уже сегодня приобретает синергетический характер. Что касается сетевого управления, то это, мне кажется, проблема больше технологическая. В ответе на предыдущий вопрос я уже говорил о том, что мы планируем организацию региональной управленческой сети, в которую в качестве подсистемы войдет и образовательная сеть. После того как такого рода региональные сети сформируются и наладят свою работу, естественным образом – я уверен – встанет вопрос сетевого управления и в рамках всей страны.
– Каковы экономические перспективы развития попечительства? Может ли попечительство быть выгодным для самих попечителей?
– Институт попечительства в системе образования России только устанавливается, постепенно возрождаются старые, дореволюционные традиции. Традиции эти не только давние, но и очень добрые, поэтому я думаю, что перспективы развития попечительского движения в образовании неплохие. Что касается выгоды для самих попечителей, то она, конечно, должна стать для них одним из важнейших стимулов всей их деятельности. Слыть в обществе попечителем образования – это должно быть выгодно человеку, прежде всего с точки зрения его популярности, авторитета, узнаваемости и искреннего уважения в обществе. Перед государством и обществом сегодня стоит задача создания определенных условий и льгот для привлечения в сферу попечительства не только экономически сильных и финансово обеспеченных, но и людей, может быть вовсе не таких уж богатых, но действительно известных в городе, регионе, стране или мире, заслуженно популярных и по-настоящему авторитетных в обществе. Именно их участие в судьбе образовательных учреждений и обеспечит им реальную финансовую, материальную и моральную поддержку.

Беседовал Александр АДАМСКИЙ

Рейтинг@Mail.ru