Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №41/2001

Архив

ПРОЕКТ

О ГОСУДАРСТВЕННОМ СТАНДАРТЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

13 сентября 2001 г. № 3.5-681

Совет Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Направляем проект федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» (внесен в Государственную Думу 20 июля 2001 года членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.В Сударенковым, В.А. Мироновым и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В. Шишловым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, С.В. Иваненко, С.С. Митрохиным, А.М. Шелеховым, В.Н. Ивановой, Т.В. Плетневой) для рассмотрения.

Приложение: указанный законопроект и материалы к нему.

Председатель Комитета
И.И. МЕЛЬНИКОВ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И НАУКЕ

13 сентября 2001 г. № 36-1

Решение

Рассмотрев внесенный членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В. Шишловым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, С.В. Иваненко, С.С. Митрохиным, А.М. Шелеховым, В.Н. Ивановой, Т.В. Плетневой проект федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования»,

Комитет решил:

1. Просить Совет Государственной Думы направить проект федерального закона
№ 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое управление Аппарата Государственной Думы.
2. Включить рассмотрение проекта федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» в проект программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2001 г.

Заместитель председателя Комитета
О.Н. СМОЛИН

ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ 2000–2003

20 июля 2001 г. № АШ-161

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.Н. Селезневу

На основании статьи 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы вносится проект федерального закона «О государственном стандарте общего образования». Законопроект не предусматривает расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, поэтому заключения правительства не требуется.

Приложения:

1. Текст законопроекта.
2. Пояснительная записка.
3. Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного законопроекта.
4. Финансово-экономическое обоснование.

Депутаты Государственной Думы
А.В. Шишлов
О.Н. Смолин
И.И. Мельников
С.В. Иваненко
С.С. Митрохин
А.М. Шелехов
В.Н. Иванова
Т.В. Плетнева

Члены Совета Федерации
В.В. Сударенков
В.А. Миронов

Проект 14.07.2001

Вносят депутаты Государственной Думы А.В. Шишлов, О.Н. Смолин, И.И. Мельников, С.В. Иваненко, С.С. Митрохин, А.М. Шелехов, В.Н. Иванова, Т.В. Плетнева,
Члены Совета Федерации В.В. Сударенков, В.А. Миронов
№ 117605-3

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
«О государственном стандарте общего образования»

Настоящий Федеральный закон конкретизирует правовые основы государственных гарантий обеспечения прав граждан на бесплатное общее образование, определяет понятие, назначение, статус, структуру государственного образовательного стандарта общего образования, включающего в себя государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – государственный стандарт общего образования), порядок его разработки, утверждения и исполнения, основные принципы и порядок нормативного бюджетного финансирования общего образования.

ГЛАВА 1. Общие положения

Статья 1. Понятие государственного стандарта общего образования
1. Государственный стандарт общего образования – совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.
2. Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.

Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном стандарте общего образования
Законодательство Российской Федерации о государственном стандарте общего образования основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании» и включает настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Назначение государственного стандарта общего образования
Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:
– равные возможности для всех граждан в получении качественного общего образования;
– единство образовательного пространства в Российской Федерации;
– академические свободы обучающихся и педагогических работников;
– академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;
– защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;
– преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях общего образования, возможность получения профессионального образования;
– социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;
– право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.

Статья 4. Статус государственного стандарта общего образования
1. Государственный стандарт общего образования обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (далее – аккредитованные образовательные учреждения).
2. Аккредитованное образовательное учреждение обязано обеспечить содержание своей образовательной программы на уровне не ниже требований государственного стандарта общего образования.
3. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.
4. Государственный стандарт общего образования является основой для:
– разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов аккредитованных образовательных учреждений, примерных программ образовательных областей и учебных предметов;
– объективной оценки уровня подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений;
– объективной оценки деятельности аккредитованных образовательных учреждений;
– определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основе гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;
– установления эквивалентности документов об общем образовании на территории Российской Федерации, нострификации на территории Российской Федерации документов об общем образовании иностранных государств;
– установления федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений аккредитованных образовательных учреждений.

Статья 5. Компоненты государственного стандарта общего образования
1. Государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения.
2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений:
– обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;
– максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и нормативы учебного времени;
– требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений.
3. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни.
4. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования устанавливается субъектом Российской Федерации.
5. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственного стандарта общего образования не могут являться основанием для отказа в переводе (приеме) обучающегося из аккредитованного образовательного учреждения, реализующего программы соответствующего уровня одного субъекта Российской Федерации в аналогичное учреждение другого субъекта Российской Федерации.
6. Компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом возможностей общеобразовательного учреждения. Порядок реализации компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования определяется администрацией данного учреждения по согласованию с органами самоуправления образовательного учреждения при их наличии.

ГЛАВА 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Статья 6. Требования к содержанию общего образования
1. Содержание общего образования определяется образовательными программами.
2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и включает в себя следующий минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов:
– русский язык и литература;
– иностранные языки;
– математика (включая предметы: алгебра и геометрия);
– информатика;
– история;
– обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики);
– география;
– естествознание (включая предметы: физика, химия, биология);
– искусство (включая предметы: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура);
– технология (включая трудовое обучение и информационные технологии);
– физическая культура;
– основы безопасности жизнедеятельности.

Статья 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ общего образования
1. Для освоения образовательных программ общего образования устанавливаются следующие нормативные сроки:
– для начального общего образования – 4 года;
– для основного общего образования – 5 лет;
– для среднего (полного) общего – 2 года.
Для отдельных категорий обучающихся, а также временно в порядке эксперимента Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативные сроки освоения образовательных программ общего образования.
2. Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактическая продолжительность учебного года в аккредитованных образовательных учреждениях устанавливается в порядке, определяемом учредителем.

Статья 8. Нормативы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся
1. Максимальный объем ежедневной и еженедельной учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся включает время, необходимое для освоения федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования и составляет не менее
10 500 часов при 5-дневной неделе, не менее 11 500 часов при 6-дневной неделе.
3. На освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее 75% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
4. На освоение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10% от общего количества учебного времени, отводимого не реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
5. На освоение компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.
6. Аккредитованное образовательное учреждение может работать в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Порядок установления режима работы аккредитованного образовательного учреждения определяется его уставом, при этом обязательно согласование режима работы с органом самоуправления данного учреждения при его наличии.
7. Максимальный объем еженедельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при пятидневной неделе составляет:
– для 1-го класса 20 часов;
– для 2-го класса 22 часа;
– для 3-го класса 22 часа;
– для 4-го класса 22 часа;
– для 5-го класса 28 часов;
– для 6-го класса 29 часов;
– для 7-го класса 31 час;
– для 8-го класса 32 часа;
– для 9-го класса 32 часа;
– для 10-го класса 33 часа;
– для 11-го класса 33 часа.
Максимальный объем еженедельной аудиторной учебной нагрузки обучающихся при шестидневной неделе составляет:
– для 1-го класса 22 часа;
– для 2-го класса 25 часов;
– для 3-го класса 25 часов;
– для 4-го класса 25 часов;
– для 5-го класса 31 час;
– для 6-го класса 32 часа;
– для 7-го класса 34 часа;
– для 8-го класса 35 часов;
– для 9-го класса 35 часов;
– для 10-го класса 36 часов;
– для 11-го класса 36 часов.
8. Нормативы учебной нагрузки, включая организацию индивидуальной, групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся с учетом деления на подгруппы могут превышать максимальные объемы, указанные в пунктах 2 и 7 настоящей статьи и составлять при пятидневной неделе – до 12 900 часов, при шестидневной неделе – до 13 900 часов.

Статья 9. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений
1. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений – нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и еженедельный объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования, учебным годам и классам.
2. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений разрабатывается на основе государственного стандарта общего образования.
3. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений является основой для разработки учебных планов аккредитованных образовательных учреждений.
4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой и учебным планом, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным учреждением самостоятельно.

Статья 10. Требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений
1. Требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений устанавливаются государственным стандартом общего образования по образовательным областям и учебным предметам на всех ступенях общего образования.
2. Требования к уровню подготовки выпускников представляются в форме, позволяющей реализовывать объективные процедуры оценки уровня подготовки выпускников.

ГЛАВА 3. Контроль за исполнением государственного стандарта общего образования

Статья 11. Государственный контроль за исполнением государственного стандарта общего образования
1. Государственный контроль за исполнением государственного стандарта общего образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами, и осуществляется в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников аккредитованных образовательных учреждений на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.
2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся, их родителей (законных представителей).
3. Государственная (итоговая) аттестация выпускников аккредитованных образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, является обязательным условием для продолжения обучения в аккредитованных образовательных учреждениях последующего уровня образования.

Статья 12. Ответственность аккредитованного образовательного учреждения за выполнение обучающимися требований государственного стандарта общего образования
1. Аккредитованное образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования, в том числе с содержанием образовательных программ, превышающих требования государственного стандарта общего образования.
2. Родители (иные законные представители) обучающихся имеют право ознакомиться с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников данного образовательного учреждения за последние три года.
3. При неисполнении аккредитованным образовательным учреждением государственного стандарта общего образования обучающиеся, их родители (иные законные представители) вправе предъявить соответствующему общеобразовательному учреждению претензии на основании действующего законодательства Российской Федерации.
4. В случае невозможности реализации полностью или частично государственного стандарта общего образования аккредитованное образовательное учреждение обязано в срок не позднее 30 дней со дня выявления этого обстоятельства уведомить об этом своего учредителя, соответствующие органы управления образованием и органы местного самоуправления, а также обучающихся, их родителей (иных законных представителей).
5. Учредитель аккредитованного образовательного учреждения, органы местного самоуправления, органы управления образованием, в ведении которых находится данное учреждение, обязаны принять меры по обеспечению реализации в нем государственного стандарта общего образования.

ГЛАВА 4. Основные принципы и порядок бюджетного финансированиЯ реализации государственного стандарта общего образования

Статья 13. Принципы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования
1. Финансирование реализации государственного стандарта общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. При необходимости на реализацию государственного стандарта общего образования предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам.
2. Порядок бюджетного финансирования образовательных и иных услуг, предоставляемых аккредитованными образовательными учреждениями сверх государственного стандарта общего образования, устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
3. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях осуществляется на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
4. Норматив бюджетного финансирования представляет собой определенную на одного обучающегося величину финансовых средств, обеспечивающих реализацию права граждан на получение общего образования на уровне государственного стандарта общего образования.
Статья 14. Порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования
1. В Российской Федерации устанавливается система взаимосвязанных государственных (федеральных и региональных) и местных нормативов бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее – нормативы бюджетного финансирования).
2. Федеральные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают федеральные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих федеральных.
4. Органы местного самоуправления устанавливают местные нормативы бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые не могут быть ниже соответствующих региональных.
5. Порядок бюджетного финансирования реализации государственного образовательного стандарта общего образования при очно-заочной (вечерней), заочной форме обучения, при семейном образовании, экстернате, а также в негосударственных общеобразовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию, определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральными нормативно-правовыми актами, – субъектами Российской Федерации.

Статья 15. Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования
1. Федеральный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее – федеральный норматив) ежегодно утверждается Федеральным законом «О федеральном бюджете».
2. Федеральный норматив является показателем минимальной стоимости реализации государственного стандарта общего образования в расчете на одного обучающего в год.
3. На основе федерального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации при условии недостаточности средств в консолидированном бюджете субъекта Российской Федерации на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах федерального норматива.
4. В расчетную величину федерального норматива включаются текущие расходы, необходимые для реализации государственного стандарта общего образования.
5. Методика расчета федерального норматива утверждается в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования
1. Региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (далее – региональные нормативы) включает в себя федеральный норматив.
2. За счет средств собственных бюджетов органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать региональный норматив в размерах, превышающих федеральный норматив.
3. Региональный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органами государственной власти субъекта Российской Федерации, и является обязательным для исполнения в бюджете субъекта Российской Федерации и в соответствующих бюджетах органов местного самоуправления.
4. На основе регионального норматива рассчитывается и предоставляется финансовая помощь из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету при условии недостаточности средств в местном бюджете на реализацию государственного стандарта общего образования в пределах регионального норматива.

Статья 17. Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования
1. Местный норматив бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования (далее – местный норматив) включает в себя региональный норматив.
2. За счет средств собственных бюджетов органы местного самоуправления могут устанавливать местный норматив в размерах, превышающих региональный норматив бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования.
3. Местный норматив утверждается ежегодно в порядке, определяемом органом местного самоуправления.

ГЛАВА 5. РазграниЧение компетенции в области государственного стандарта общего образования

Статья 18. Компетенция Федерального Собрания Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования
К компетенции Федерального Собрания в области государственного стандарта общего образования относятся:
– утверждение основных требований к государственному стандарту общего образования;
– определение порядка разработки, утверждения и исполнения государственного стандарта общего образования;
– утверждение федерального норматива бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
– согласование проекта утверждаемого федеральным органом управления образования федерального Базисного учебного плана аккредитованных образовательных учреждений.
Палаты Федерального Собрания Российской Федерации вправе делегировать полномочия по согласованию базисных учебных планов профильным комитетам, в ведении которых находятся вопросы общего образования.

Статья 19. Компетенция Правительства Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования
К компетенции Правительства Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования относятся:
– утверждение федерального компонента государственного стандарта общего образования в части, не установленной федеральным законом;
– разработка и утверждение методики расчета федерального норматива бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования;
– установление порядка нормативного бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования;
– создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки выполнения выпускниками аккредитованных образовательных учреждений требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Статья 20. Компетенция федерального органа управления образованием в области государственного стандарта общего образования
К компетенции федерального органа управления образованием в области государственного стандарта общего образования относятся:
– организация разработки проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования и публикация его для обсуждения;
– определение порядка проведения общественного обсуждения проекта федерального компонента государственного стандарта общего образования;
– разработка и утверждение федерального Базисного учебного плана, примерных образовательных программ, примерных программ учебных предметов, курсов, дисциплин;
– согласование представляемого органами управления образованием субъектов Российской Федерации регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
– научно-методическое обеспечение государственного стандарта общего образования в части его федерального компонента;
– мониторинг исполнения федерального компонента государственного стандарта общего образования.

Статья 21. Компетенция органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования
К компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного стандарта общего образования относятся:
– организация разработки и утверждение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
– проведение общественного обсуждения проекта регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
– согласование с федеральным органом управления образованием регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
– научно-методическое обеспечение государственного стандарта общего образования в части его регионального (национально-регионального) компонента;
– осуществление мониторинга исполнения регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования;
– разработка и принятие регионального норматива бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования.

Статья 22. Компетенция органов местного самоуправления в области государственного стандарта общего образования
К компетенции органов местного самоуправления в области государственного стандарта общего образования относятся:
– обеспечение социально-экономических условий реализации прав граждан на общедоступное, бесплатное общее образование в пределах государственного стандарта общего образования;
– разработка и принятие местного норматива бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
– планирование, организация, регулирование и контроль деятельности местных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений в целях исполнения государственного стандарта общего образования.

Статья 23. Компетенция аккредитованного образовательного учреждения в области государственного стандарта общего образования
К компетенции аккредитованного образовательного учреждения в области государственного стандарта общего образования относятся:
– разработка и утверждение образовательной программы и учебного плана, а также программ по учебным предметам на основе государственного стандарта общего образования, федерального базисного учебного плана;
– установление состава и форм реализации компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по согласованию с обучающимися, их родителями (иными законными представителями);
– осуществление текущего контроля исполнения государственного стандарта общего образования и промежуточной аттестации обучающихся в соответствии со своим уставом.

ГЛАВА 6. Заключительные положения

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Статья 25. Приведение правовых актов Российской Федерации в соответствие с настоящим Федеральным законом
Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Президент Российской Федерации
В.В. ПУТИН

Пояснительная запискак проекту федерального закона «О государственном стандарте общего образования»

Необходимость принятия настоящего проекта федерального закона обусловлена недостаточностью правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступность, бесплатность и надлежащее качество начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, установленных Конституцией Российской Федерации и Законом Российской Федерации «Об образовании».
Общее образование является фундаментом культурного и личностного развития, представляет собой основу сохранения и укрепления единства образовательного пространства Российской Федерации. Основное общее образование – единственный уровень образования, который Конституцией Российской Федерации определен как обязательный, что предъявляет особые требования к правовому регулированию в этой сфере.
Реализация прав граждан на общее образование определяется содержанием образования, нормативными сроками обучения, требованиями к уровню подготовки выпускников, которые должны быть установлены государственным образовательным стандартом общего образования.
Предлагаемый законопроект направлен на создание правовых основ обеспечения государственных гарантий в области общего образования посредством формирования механизмов реализации государственного стандарта общего образования и нормативного бюджетного финансирования общего образования.
Законопроект устанавливает статус государственного стандарта общего образования (статья 4), вводя его обязательность для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.
Следует подчеркнуть, что законопроект концептуально дополняет Закон Российской Федерации «Об образовании» в части государственного образовательного стандарта в области общего образования, определяя, что государственный образовательный стандарт устанавливается федеральным законом не только для основного общего, но и для среднего (полного) общего образования.
В дополнение к федеральному и региональному (национально-региональному) компонентам государственного стандарта общего образования, которые установлены Законом Российской Федерации «Об образовании», вводится компонент образовательного учреждения (статья 5), что создает условия для обеспечения вариативного характера общего образования.
В главе 2 устанавливаются конкретные механизмы по реализации стандартов общего образования. В частности, устанавливаются требования к содержанию общего образования, нормативы и максимальный объем учебной нагрузки, основные положения федерального базисного учебного плана, принципы установления требований к уровню подготовки выпускников.
Так, в статье 6 определен минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов, а также установлено, что обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта.
В статье 7 законодательно устанавливается 11-летний срок для освоения образовательных программ общего образования, в том числе для начального общего – 4 года, основного общего – 5 лет и среднего (полного) общего образования – 2 года. Устанавливается перечень случаев, при которых изменение нормативных сроков, в случае необходимости, может быть осуществлено Правительством Российской Федерации.
Определяются максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся (при 5-дневной неделе – 10 500 часов; при 6-дневной неделе – 11 500 часов) и нормативы учебной нагрузки (12 900 и 13 900 часов соответственно). Последние превышают максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, так как дополнительно включают в себя часы, необходимые для проведения индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся и деления классов на подгруппы при изучении ряда учебных предметов. Указанные нормативы являются основными показателями для решения вопросов финансирования образовательных учреждений. При этом обеспечивается защита учащихся от перегрузок.
Глава 3 законопроекта регулирует правовые отношения при осуществлении контроля за исполнением государственного стандарта общего образования. Большая часть норм этой главы направлена на защиту интересов участников образовательного процесса. Например, положениями статей 11 и 12 устанавливается, что:
– государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся, их родителей (законных представителей);
– аккредитованное образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования;
– родители (иные законные представители) обучающихся имеют право ознакомиться с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников данного образовательного учреждения за последние три года;
– при неисполнении аккредитованным образовательным учреждением государственного стандарта общего образования обучающиеся, их родители (иные законные представители) вправе предъявить соответствующему общеобразовательному учреждению претензии на основании действующего законодательства Российской Федерации.
Настоящий законопроект впервые в практике образовательного законодательства устанавливает основные принципы и порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования (глава 4). Так, статьей 13 установлены принципы финансирования реализации государственного стандарта общего образования. В частности, определено, что финансирование общего образования осуществляется за счет средств бюджетов все уровней. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях предусмотрено осуществлять на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
Положениями статей 14, 15, 16 и 17 определен порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта, а также зафиксированы определения, порядок установления и правовой статус федеральных, региональных и местных нормативов бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования.
Настоящий проект федерального закона устанавливает компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и образовательного учреждения в области государственного стандарта общего образования (глава 5). Следует отметить, что компетенция Российской Федерации раздельно установлена для Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федерального органа управления образованием. При этом к компетенции Федерального Собрания отнесены следующие принципиальные вопросы:
– утверждение основных требований к государственному стандарту общего образования;
– определение порядка разработки, утверждения и исполнения государственного стандарта общего образования;
– утверждение федерального норматива бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования;
– согласование проекта федерального базисного учебного плана, утверждаемого федеральным органом управления образования.
К компетенции Правительства Российской Федерации, в частности, отнесены вопросы утверждения федерального компонента в части, не определенной федеральным законом, установление порядка нормативного бюджетного финансирования государственного стандарта общего образования, создание единой для Российской Федерации государственной системы оценки выполнения выпускниками аккредитованных образовательных учреждений требований федерального компонента государственного стандарта общего образования.
Таким образом, законопроект обеспечивает комплексное правовое регулирование в области государственного стандарта общего образования.
Принятие настоящего проекта федерального закона позволит создать правовые и финансовые основы обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность, бесплатность, качество общего образования и укрепить единое образовательное пространство России. Законопроект учитывает интересы личности, общества, тенденции в образовании развитых стран, сохраняет лучшие традиции российского образования.
При работе над законопроектом были учтены результаты парламентских слушаний по законопроекту «Об обеспечении конституционных прав граждан на образование», состоявшихся 19.09.2000 г., отзывы и предложения, поступившие к этому законопроекту и к законопроекту «О государственном образовательном стандарте основного общего образования».
В разработке законопроекта участвовали: депутаты Государственной Думы С.В. Иваненко, И.И. Мельников, С.С. Митрохин, О.Н. Смолин, А.В. Шишлов, члены Совета Федерации В.А. Миронов, В.В. Сударенков, А.Ф. Киселев – первый заместитель министра образования РФ, Е.В. Буслов – зам. руководителя аппарата Комитета Совета Федерации по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии, А.А. Пинский – директор школы № 1060, координатор форума «Российская школа», Э.Д. Днепров – академик РАО, В.С. Леднеев – академик РАО, М.В. Рыжаков – зам. директора Института общего среднего образования РАО, Ю.И. Дик – директор Института общего среднего образования РАО, А.А. Кузнецов – академик-секретарь отделения общего среднего образования РАО, М.С. Митькина – эксперт Объединения «Яблоко», Г.В. Башкина – руководитель отдела экономики Минобразования России, А.В. Баранников – руководитель Департамента Минобразования России, Е.А. Бунимович – депутат Мосгордумы, А.М.Водянский – заместитель руководителя Департамента Минобразования России, М.Л. Левицкий – декан экономического факультета Московского государственного педагогического института, В.Б. Лившиц – секретарь ЦК профсоюза работников народного образования и науки РФ, М.М. Мусарский – директор Центра экономики образования МПУ, Б.Л. Рудник – проректор Высшей школы экономики, В.В. Фирсов – председатель объединения «Образование для всех».

ПЕРЕЧЕНЬ
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу,
приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона
«О государственном стандарте общего образования»

Принятие Федерального закона «О государственном стандарте общего образования» потребует внесения изменений и дополнений в Закон Российской Федерации № 12-ФЗ от 13 января 1996 года «Об образовании» и принятия федерального закона о федеральных нормативах финансирования образовательных учреждений.

Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона «О государственном стандарте общего образования»

Реализация проекта Федерального закона «О государственном стандарте общего образования» не потребует материальных затрат за счет средств федерального бюджета, так как законопроект устанавливает нормативы и объемы учебной нагрузки, не превышающие ныне действующие. Введение предлагаемой в законе системы нормативного бюджетного финансирования общеобразовательных учреждений повысит эффективность использования финансовых ресурсов, направляемых на цели образования.

Выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы 18 сентября 2001 года
О проекте федерального закона
№ 117605-3

«О государственном стандарте общего образования»
(внесен членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Сударенковым, В.А. Мироновым и депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации А.В. Шишловым, И.И. Мельниковым, О.Н. Смолиным, С.В. Иваненко, С.С. Митрохиным, А.М. Шелеховым, В.Н. Ивановой, Т.В.Плетневой)

Блок «Социальная политика»
Принято решение:
1. Направить проект федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» Президенту Российской Федерации, в комитеты и комиссии Государственной Думы, депутатские объединения в Государственной Думе, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации для подготовки замечаний и предложений, а также на заключение в Правительство Российской Федерации и Правовое управление аппарата Государственной Думы.
Замечания и предложения представляются в Комитет Государственной Думы по образованию и науке до 2 ноября 2001 года.
2. Комитету Государственной Думы по образованию и науке с учетом поступивших замечаний и предложений подготовить указанный законопроект к рассмотрению на заседании Государственной Думы.
3. Включить рассмотрение проекта федерального закона № 117605-3 «О государственном стандарте общего образования» в проект программы законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2001 г. (декабрь).

Председатель Государственной Думы
Федерального Собрания
О. СМОЛИН

Рейтинг@Mail.ru