Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №47/2001

Архив

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Пришествие государства в образование откладывается

Александр АДАМСКИЙИз Иркутской области пришло сообщение о том, что обманутые учителя, дождавшись вместо повышения зарплаты признания областного начальства, что денег нет и не будет, инициировали обращение в суд.

 

 

 

 

Справедливый гнев оскорбленных учителей всем понятен, а уж решимость депутатов и других защитников поддержать трудящихся также объяснима.
Вот только ничем эти страсти не закончатся: при существующей в России экономике образования по финансовым обязательствам перед учителями (вообще перед школой) отвечать некому. И энергию защиты прав работников образования, на мой взгляд, лучше было бы направить на изменения в экономике образования, а не на митинги, забастовки, а теперь и судебные иски.
Нынешняя позорная ситуация с обманом учителей по поводу повышения заработной платы – самая яркая иллюстрация беспомощности тех решений, которые якобы принял Государственный совет в конце августа и которые до сих пор не утвердило правительство. Решение о возвращении государства в образование не было подкреплено никакими расчетами, а было продиктовано собесовско-профсоюзными чаяниями, маниловской заботой о «статусе учителя», профанацией заботы о будущем страны.
Никакого пришествия государства в образование на деле не произошло.
Известно, что государственные гарантии в экономике образования осуществляются двумя путями: обеспечением федеральных мандатов (на образование) и субсидиарной ответственностью. Федеральные мандаты обеспечиваются, точнее – должны обеспечиваться, трансфертами – деньгами из федерального бюджета, из фонда выравнивания региональных различий. В самом деле, почему мальчики и девочки из Алтайского края или Воронежской области должны страдать от того, что за десять лет рынка и частной инициативы их родители и начальники их родителей не смогли наладить производство? Не смогли продвинуть экономику своего края. Не могут обеспечить ни себе нормальную жизнь, ни своим детям нормальное образование.
Дети не должны страдать от того, что их родители плохо работают и регион не имеет достаточных средств на образование.
Надо сказать, что не повсеместно в мире существует такая благотворительность. Конечно, правительства разных стран стараются как могут обеспечить слаборазвитые районы социальной помощью. Я видел, как в Гарлеме, самом неприятном, бедном районе Нью-Йорка, действуют штатные и федеральные образовательные программы. Мои американские товарищи, психолог и знаток Выготского доктор Лоис Холзман и педагог, профессор Колумбийского университета Лесли Вильямс, участвуют в этих и аналогичных программах, и их работа финансируется, в том числе и из грантов федерального правительства.
Я знаю, что, до того как разыгрался Ближневосточный кризис, в Израиле было много программ, направленных на обучение арабского населения страны. Не могу сказать, как они действуют сейчас, но в тех местах, где нет столкновений, арабские дети наверняка вовлечены в правительственные образовательные программы.
Все правительства помогают отстающим, но наша страна копирует состояние успеваемости советского класса. Сколько у нас учеников осваивало программу? От силы четверть, а то и меньше.
Сколько у нас недотационных регионов?
От силы – десятая часть.
Но товарищи родители могут не волноваться – даже если производство вообще остановится, установлен такой порядок, что образование не должно страдать.
Правда, этот порядок не работает.
Правда, денег уже давно хватает только на заработную плату (нищенскую) и на налог в пользу государства с этой же заработной платы...
Статус учреждения, столь милый большинству чиновников и депутатов Государственной Думы, судя по парламентским слушаниям, предполагает ответственность вышестоящего бюджета по долгам нижестоящего.
Своего рода бюджетная пирамида: задолжала школа за электричество – платит муниципалитет, если у него нет денег – должен платить регион, у региона средства закончились – платит Федерация.
И все было бы хорошо, да только на деле ничего этого не происходит, а происходит накопление гигантских долгов, по которым не платит никто.
Если бы государство на самом деле решило повернуться лицом к школе, то незачем было подставлять вместо себя регионы – взяли бы и перевели выплату заработной платы на федеральный уровень. А еще лучше: пусть школы сами выбирают себе учредителя.
Часть школ, особенно сельские, захотят стать государственными. Они ведь по факту такими и являются, их ведь содержит федеральный бюджет, только не напрямую, а через трансферты.
Часть школ остались бы муниципальными, особенно в крупных городах – Красноярске, Краснодаре, Тюмени, например.
А часть – стала бы некоммерческой организацией: чтобы ни от кого не зависеть и самим отвечать по своим обязательствам.
И мы знаем, что такие предложения на стол к президенту В.Путину уже попали и он их рассматривал. Но ведь если государство всерьез придет в образование, большинство губернаторов лишатся весьма значительной части своих трансфертных доходов. На такой конфликт пойти очень трудно.
...Итак, второе пришествие государства в образование временно откладывается. Аналогичный случай описан Ф.М.Достоевским в Легенде о Великом инквизиторе.
Неизвестно только, кто в данном случае выступает в роли Великого инквизитора.
Не знаете?

Рейтинг@Mail.ru