Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №48/2001

Архив

ПО РОССИИ  - С ЛЮБОВЬЮ

А.ЗОРКИЙ

Пересечение параллелей:
бизнес и образование

Как уже сообщала наша газета, 17 декабря в Пензе открылась конференция «Развитие региона через образование». Это часть проекта «Кадровая и образовательная политика», который реализуется в Приволжском федеральном округе Полномочным представителем Президента Сергеем Кириенко.
Предлагаем вашему вниманию, уважаемые читатели, репортаж с этой конференции.

Основной темой «круглого стола» «Развитие попечительства
в Приволжском федеральном округе» стала тема создания
в Пензенской области регионального Союза попечителей.

Пришло время посмотреть на образование по-другому – как на источник развития, а не бюджетно-затратное зло...

Открытие

Конференция проходила в сверхсовременных аудиториях Пензенской архитектурной академии. Еще до начала стало ясно, что любая прихоть докладчиков, или лекторов, или ведущих «круглых столов», или других участников относительно технического оснащения будет выполнена. От радиомикрофонов до мультимедийных установок. Забегая вперед, скажем, что «круглый стол» «Развитие попечительства в Приволжском федеральном округе» не только транслировался в Интернете, но и показывался на огромном экране прямо в аудитории, в которой он и проходил.
Но вернемся к проекту «Образовательная и кадровая политика» в ПФО. Проект пока находится в стадии разработки, но уже известны его основные направления. Их пять:
1.Кадровая образовательная программа.
2.Развитие попечительства.
3.Развитие сети инновационного образования.
4.Создание модели муниципальной системы образования.
5.Проект «Нижегородская Сорбонна».
При этом все проекты связаны друг с другом и направлены на ту главную цель, которая президентской властью считается приоритетной: обеспечение доступности и повышения качества отечественного образования. Но есть и одно специфическое отличие этой программы: полпред президента в ПФО считает, что образовательными способами можно решать и другие, не только образовательные проблемы. Например, вести кадровую политику в округе не только через подбор и расстановку кадров, но и через обучение кадров инновационными программами. И еще в округе намерены переносить инновационные образовательные способы на экономические, политические и административные виды деятельности.
Первым шагом в этой амбициозной задаче стала конференция в Пензе. Еще никогда, пожалуй, образовательная тематика не собирала столь представительный состав. Сама президентская власть в лице Полномочного представителя Президента РФ инициировала начало диалога власти и предпринимателей (а именно они стали основными участниками этой конференции) и образовательных деятелей.

Любовь Глебова

На открытии конференции выступила заместитель председателя Комитета по образованию и науке Госдумы Любовь Глебова.

Развитие через образование

Отношение к образованию в нашем обществе основана на крылатом выражении Сталина: «Кадры решают все». Так с тех пор и повелось, что роль образования – в подготовке грамотных и преданных делу партии командиров производства. И школа и вуз нужны были лишь для того, чтобы в будущем, после окончания и того и другого, государству служили люди образованные и хорошо знающие свое дело.. В этом смысле тезис «образование для будущего» понятен и привычен и гражданам, и образователям, и самим детям. В этом ключе и ожидалось многими участниками обсуждение темы «развитие через образование». А поскольку Пензенская область просто дышит культурно-историческим наследием ( кто здесь только не родился или не проживал! Знаменитые Тарханы и места, связанные и с Ключевским, и Мейерхольдом, и с Лобачевским... Российская культура будто сконцентрировала в Пензенской губернии чистые ключи духовной живой воды), поэтому небогатой на индустриальный и вообще производственный потенциал Пензе сам Бог велел обратиться к образованию как к гуманитарному потенциалу своего развития.
И губернатор Василий Бочкарев, и особенно депутат Госдумы Любовь Глебова, выражавшая на конференции позицию полпреда президента в ПФО Сергея Кириенко, стали обсуждать систему образования как проектную модель, в которой уже сейчас, а не в будущем, возникают те отношения, то содержание, та жизнь, которая уже определяет развитие региона.
Идея необычная, и поэтому многие из присутствующих слегка опешили: во-первых, все привыкли к образованию как к заднему вагону поезда – его тянут, он едет. А во-вторых, уместно было бы услышать такие речи не от губернатора или депутата, а от образователей. А тут сама власть как бы отдает школе приоритет определения, в каком направлении двигаться обществу...
Но оказалось, что власть предлагает это не самой системе образования, а пытается сформировать гражданский институт управления образованием – для того и позвали на конференцию представителей бизнеса, малого и большого.
Конференция состояла из трех частей: сессия Института образовательной политики «Эврика» – для авторов инновационных проектов, семинар «Партнерство бизнеса и образования» – для предпринимателей и «круглый стол» «Развитие попечительства в Приволжском федеральном округе», где, собственно, и встретились власть, бизнес и образование.
Итак, партнерство бизнеса и образования.

Валерий Беспалов

Депутат и предприниматель Валерий Беспалов пояснил: если бы государство отделить от финансирования образования и передать эти функции фондам и гражданским союзам, тогда эффект от вложенного рубля был бы выше.

Кадровая политика – это влияние на образование

Семинар «Партнерство бизнеса и образования» – довольно непривычная для нас форма. Действительно, в чем предприниматели и образователи могут партнерствовать? Все, кто пришел на этот семинар, ждали обычного призыва: «Деньги давай!» А сам семинар воспринимали как обычное ритуальное действо, необходимое в таких случаях.
Но вице-губернатор Елена Столярова сразу же повела дело к тому, чтобы представители бизнеса попытались представить себя в роли граждан, высказывающих свои образовательные интересы школе – как средней, так и высшей.
И вот здесь выяснилось, что, оказывается, такая потребность у многих предпринимателей уже была. И не только потребность. Пожалуй, самым ярким было выступление заместителя управляющего Пензенским отделением Сбербанка Юрия Граждана, который показал, что на самом деле экономика высшего образования не построена на сколько-нибудь реальном прогнозе рынка труда и психологии специалиста, который вправе распоряжаться собой сам, а не выполнять волю государства.
– У нас есть возможность выдавать образовательные кредиты, но их никто не берет и не будет брать, пока качество высшего образования не будет соответствовать... не номенклатуре, утвержденной государством, а реальной возможности заработать столько средств, чтобы отдать кредит и еще нормально жить.
– Для этого государство должно уйти от регулирования качества образования, точнее, разделить ответственность за качество с гражданскими объединениями работодателей, – настаивал депутат-предприниматель В.Беспалов.
Елена Столярова уточнила:
– Так вы считаете, что союзы попечителей могут вмешиваться в формирование образовательных программ и вообще в процесс образования?
– Надо сделать так, чтобы практики задавали уровень своих требований, – заявил Александр Назаров, генеральный директор «Камаз-сити».
Но ему и другим предпринимателям, которые намерены вмешиваться в содержание образования, возразил проректор одного из пензенских вузов Виктор Механов.
– Наоборот, – сказал он, – только государство и должно отвечать за качество образования. А всякое посредничество, даже если это посредничество попечителей, ничего не дает ни образованию, ни государству. Попечители должны помогать вузам и школам, но никак не участвовать ни в содержании образования, ни в распределении чужих денег, в данном случае – государственных денег.
Последние слова относились к предложению влиять на бюджетные средства и вообще вступать в переговоры с учредителями относительно того, сколько средств выделяется на образование.
Таким образом, сама система образования не всегда открыта для партнерства.
– Помогать – помогайте, но со своим уставом в наш монастырь не лезьте.
С нашей точки зрения, при таком подходе не будет ни партнерства, ни достойного обеспечения системы образования.
Как раз наоборот: если попечители станут активными заказчиками и оценщиками качества образования – они активнее будут помогать школе. И высшей, и средней.
С этой проблематикой участники конференции и пришли на следующий день, 18 декабря, на «круглый стол» с участием губернатора
В. Бочкарева, депутатов Государственной Думы, областных и городских депутатов, мэра города Пензы и огромного числа предпринимателей.

Рейтинг@Mail.ru