Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №3/2002

ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

ФАНТАЗИИ НЕ ХВАТАЕТ...

Александр АдамскийИногда в школе возникает конфликт учеников и администрации по поводу учителя.

 

 

 

 

Детям нравится тот или иной преподаватель либо классный руководитель, а администрации почему-то не нравится.
Я сам когда-то, почти двадцать лет назад, был на месте такого учителя: и детям и родителям нравилось заниматься физикой методом дидиактического театра – мы разыгрывали пьесы про закон Ома и другие физические закономерности.
И администрации в глубине души это тоже нравилось, но пришли инспекторы из районо (кто-то куда-то написал) и решили, что физику надо изучать серьезно.
Это довольно частая история. Но конфликт администрации и учителя на самом деле оказывается конфликтом детей и власти.
И тогда, и сейчас я глубоко убежден, что в условиях тоталитарной модели образования нельзя допускать, чтобы ученики оказались втянутыми в такой конфликт. Потому что, кроме опыта бесправия и невозможности не то что доказать, а попросту предъявить свою точку зрения и аргументы, кроме опыта заранее спланированного поражения, такое втягивание детей во взрослый конфликт никакого другого опыта не даст.
Не правоту одного или другого участника конфликта надо обсуждать, а правила отношений и правовой механизм урегулирования конфликта.
Если правила допускают общественное мнение, если имеется механизм социального партнерства – есть рамки для обмена аргументами и есть возможность решения конфликта не только в интересах конфликтующих сторон (кто знает: права администрация или прав учитель?), а еще и в интересах учеников.
... Я вспомнил обо всем этом сегодня ночью, когда вдруг в 24.00 погас шестой канал телевидения.
И я почувствовал себя тем самым учеником, у которого отобрали учителя. Не то чтобы самого лучшего из всех и даже не то чтобы самого любимого (все равно лучше CNN телевидения нет), а просто учителя, который нравился и был необходимой частью школы.
Но главное даже не в этом, а в том, что меня как бы никто и не спрашивает: нужен тебе такой учитель (то есть канал) или нет?
И у меня даже и нет никакого желания идти к администрации и бороться за свои права: что уж теперь сделаешь – отобрали, и все.
Вообще такие события имеют скрытую, но очень сильную педагогическую значимость.
Взрослые часто даже и не понимают, что их поступки, совершаемые как будто во взрослом мире, имеют колоссальное воспитательное значение для детей.
Педагогические законы гораздо эффективнее, чем даже юридические.
А за последние дни, на мой взгляд, такого вредного педагогического влияния накопилось чересчур много. То вдруг странная молодежная организация провоцирует людей менять одни книги, плохие, на другие, хорошие. При этом почему-то рядом с молодежным кумиром В.Сорокиным оказывается кумир столетней давности К.Маркс.
Кстати говоря, пользуясь случаем, могу поделиться одним экспертным наблюдением. Я уже давно убедился в том, что малограмотный человек отличается от образованного человека своим отношением к Марксу. Ученый и теоретик Карл Маркс может вызывать споры и быть темой для дискуссий. Но связывать с ним грехи его невнимательных читателей – все равно что упрекать М.Шолохова в дикости Макара Нагульнова. Это знак полной интеллектуальной деградации, к тому же и педагогического бескультурья.
Невозможно в культуре по мановению руки вождя, или по решению политбюро, или митингом, сходкой, совещанием решить, что вот эта часть культуры – негодна, а вот это – то, что надо!
Культура сама решает одной ей ведомыми путями и способами, кто есть кто.
Какой учитель, например, был полезным для учеников, а какой – не очень.
Какой писатель или ученый – великий, а кто – просто награжденный вождем или правительством.
Какой, например, телевизионный канал людям полезен, а какой не заслуживает даже упоминания.
Культура, конечно, в состоянии все расставить по своим местам, только ей на это нужно время.
И если люди вместо нее самой решают стирать с лица культуры то одно имя, то другое – стирают не просто имена, стирают людей. А вот имена как раз остаются.
Люди уходят, а мы остаемся, «мы живем, под собою не чуя страны».
А Мандельштам умирает от кровавого поноса на тупиковой ветке железной дороги во Владивостоке... И Соломон Михоэлс погибает на ночной улице в Минске, раздавленный колесами грузовика... И Сергей Вавилов умирает в лазарете саратовской тюрьмы, осужденный по обвинению в контрреволюционной вредительской деятельности.
...Иногда в школе возникает конфликт между учениками и администрацией из-за учителя. А иногда и не возникает, если дети даже и представить себе не могут, что от них что-то зависит.
Фантазии не хватает.

Рейтинг@Mail.ru