Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №4/2002

ОБЩАЯ ЦЕЛЬ

Александр АДАМСКИЙ

МОДЕЛЬ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

1. Актуальность создания модели сетевого взаимодействия
в системе образования РФ

Характер политических и социально-экономических изменений в российском обществе определил направление модернизации российской системы образования.
Одно из этих направлений: децентрализация управления системой образования, более гибкий характер взаимодействия образовательных институтов, образовательных учреждений между собой и с органами управления.
Программа модернизации системы образования и Федеральная программа развития образования предполагают качественные изменения в содержании образования, экономике образования, управлении системой образования.
Наиболее эффективными условиями решения этих задач являются, с нашей точки зрения, отработка новых моделей содержания образования, новых организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, новых моделей управления образованием, а также сетевой характер взаимодействия образовательных институтов.
Еще одно важное обстоятельство: сеть федеральных экспериментальных площадок строится на принципах поддержки культурно-образовательных инициатив. Это означает, что возникающие экспериментально-инновационные проекты становятся продуктом творчества и инициативы самих педагогических и научных коллективов.
Вхождение сети "Федеральные экспериментальные площадки" в структуру Федеральной программы развития образования позволило сформировать модель взаимодействия между профессиональной общественностью и ведомством на современной контрактной основе. При этом культурно-образовательная инициатива, пройдя экспертизу, становится предметом контракта между авторами и ведомством. Это стало главным условием, возможностью построения модели сетевого взаимодействия.
Контрактные отношения между культурно-образовательными инициативами и государством в лице ведомства, участие федеральных экспериментальных площадок в Федеральной программе развития образования являются, с нашей точки зрения, основным условием построения модели сетевого взаимодействия как части государственно-общественного управления образованием. Создание модели сетевого взаимодействия в свою очередь, с нашей точки зрения, – это важный результат политики модернизации системы образования.
При этом особой задачей становится апробирование современных способов ресурсного обеспечения образовательных институтов, одним из способов которого является сетевой способ взаимодействия образовательных институтов.
Таким образом, можно констатировать, что в последние годы стала актуальной апробация в системе образования модели сетевого взаимодействия.
При этом важно уточнить: речь идет лишь об особом характере отношений, связей, взаимодействий образовательных институтов, цель которого – моделирование характера отношений, связей и типов взаимодействий, присущих гражданскому открытому обществу.
Гипотеза заключается в том, что такой характер взаимодействий более эффективен для решения задач модернизации системы образования, то есть качественного изменения систем ресурсного обеспечения, управления, а также обновления содержания образования.
При этом можно предположить, что сетевой характер взаимодействия образовательных институтов на следующем шаге, после того как основные его контуры будут выстроены, сможет внести свой вклад в решение задачи доступности образования. Правда, при этом потребуется особая работа по институализации сетевого взаимодействия образовательных институтов.

2. Условия сетевого взаимодействия

Но на данном этапе стоит задача создания условий для сетевого взаимодействия.

Под такими условиями мы понимаем:
1. Возможность совместной деятельности участников сети
1.1 возможность проявления собственной инициативы,
1.2 возможность коллективной поддержки и оценки своей инициативы,
1.3 возможность участия в поддержке и оценке других инициатив,
1.4 возможность участия в складывании общей цели, общего этоса, общей системы ценностей (профессиональных),
1.5 возможность участия в формировании общих критериев эффективности деятельности,
1.6 возможность представлять совместную деятельность,
1.7 возможность участия в управлении совместной деятельностью, влияния на распределение ресурсов для осуществления деятельности.
2. Общее информационное пространство
2.1 возможность предоставлять информацию о своей деятельности другим участникам сети,
2.2 возможность иметь информацию о деятельности других участников сети,
2.3 создавать собственные каналы информации,
2.4 становиться частью других информационных каналов.

3. Механизмы, создающие условия для сетевого взаимодействия

Модель сетевого взаимодействия в сети федеральных экспериментальных площадок создается следующими механизмами:

1) конкурс культурно-образовательных инициатив "Авторская школа";
2) система научно-общественной экспертизы;
3) Интернет-сайты площадок и зонтичный сайт "Эврика", газета, журнал;
4) система региональных учебно-экспертных сессий;
5) система инновационных центров повышения квалификации.

Важным, но пока очень слабо действующим (в силу объективных причин) механизмом сетевого взаимодействия мог бы стать Совет сети инновационных федеральных экспериментальных площадок.
Такой совет мог бы создаваться на принципах кооптирования – выборности, когда часть членов этого совета кооптируется ведомством в силу контрактных отношений между площадками и Министерством образования РФ, а часть – избирается сообществом.

Открытый характер подачи заявок

Ежегодно приказом Министерства образования РФ объявляется конкурс культурно-образовательных инициатив на статус "Федеральная экспериментальная площадка".
Сейчас в сети 595 федеральных экспериментальных площадок. Около 200 проектов прошли экспертизу в 2001 году и представлены к присвоению статуса "Федеральная экспериментальная площадка".
По материалам ФЭП в 2001 году был проведен конкурс на присвоение гранта для разработки образовательных программ повышения квалификации, и 45 ФЭП представлены на присвоение статуса "Федеральная авторская экспериментальная школа".
Каждая из площадок, имеющая статус "Федеральная экспериментальная площадка", прошла конкурс, который состоит из трех этапов.
Первый этап. Январь – февраль. Подача заявки, в которой в свободной форме, на 2-3 страницах излагается суть инициативы. Опыт показывает, что ежегодный объем заявок – около 300. Интересным фактом, с нашей точки зрения, является то, что в течение 15 лет (первый конкурс "Авторская школа" прошел в 1987 году) число заявок остается примерно одинаковым. Заявка проходит оценку экспертов на предмет актуальности заявленной темы. Результат оценки заявки – приглашение участвовать во втором туре. Как правило, 90% заявок попадают во второй тур.
Принципиальным для основы сетевого взаимодействия является свободный вход в сеть. В сети федеральных инновационных экспериментальных площадок свободный вход обеспечивается открытостью подачи заявок на конкурс.
Речь не идет о том, что частью сети становится любая школа или другой образовательный институт. Речь идет о том, что возможность стать частью сети имеет каждая школа или образовательный институт. До экспертизы никакого отбора не производится, заявку можно подать прямо на конкурс.
Многие региональные и муниципальные органы управления высказывали и высказывают по этому поводу тревогу и обоснованные опасения: "Если эти школы представляют наш регион, то и мы должны участвовать в присвоении им статуса "ФЭП".
Это справедливое замечание, и оно реализуется на этапе собственно принятия решения – учитывается мнение региона или муниципалитета. Но для создания условий сетевого взаимодействия принципиально важно сохранить открытый, свободный вход: заявки на конкурс присылаются без предварительного административного отбора на местах.

Формирование системы параметров и состава экспертной группы

Второй этап. Апрель – август. Заочная экспертиза проектов. Важной частью методологии формирования сетевого взаимодействия является то, что перед началом второго этапа экспертизы устраивается встреча сообщества авторов и сообщества экспертов для предварительного согласования параметров экспертизы.
С нашей точки зрения, это принципиальная методология, поскольку позволяет применить к инновационному проекту адекватную систему экспертных параметров. Организаторы конкурса "Авторская школа" исходили и исходят из того, что объективная оценка инновационного экспериментального проекта предполагает создание оригинальной, соответствующей данной инновационной идее системы параметров экспертизы. Это можно представить себе на примере системы "Развивающее обучение Давыдова – Эльконина". Экспертиза этого проекта на этапе предъявления его экспериментального замысла не могла бы дать положительного результата, если бы она осуществлялась по параметрам традиционного содержания образования и его целей. Что, кстати говоря, и сегодня часто встречается, когда методисты инспектируют классы развивающего обучения, особенно в первом полугодии, не по методикам РО, а по методикам традиционного анализа учебного процесса.
Но для самих авторов культурно-образовательных инициатив представление о параметрах экспертизы их проектов также остается иногда большой загадкой. Поэтому, перед тем как предложить авторам развернуть их заявку в полноценный проект, в котором была бы предъявлена и образовательная программа, и программа эксперимента или проверки инновации, организаторы конкурса "Авторская школа" проводят традиционные установочные семинары, которые получили название "Эврика-Авангард". На этих семинарах авторы в учебно-модельном режиме предъявляют свои проекты и в ходе учебно-экспертной дискуссии с экспертами оформляют свое видение параметров экспертизы проекта и основные составляющие структуры развернутого проекта.
Подобные установочные семинары проводятся в Москве и тех регионах, в которых собираются региональные учебно-экспертные сессии Института образовательной политики "Эврика". После проведения установочных семинаров объявляется второй этап экспертизы. В ходе второго этапа авторы культурно-образовательных инициатив оформляют свой проект в развернутом виде (1 п.л.), обозначают свое видение параметров экспертизы собственного проекта и предлагают свои кандидатуры в состав экспертной группы.
Состав экспертной группы определяется, как правило, из трех позиций: кандидатура, предложенная автором культурно-образовательной инициативы; кандидатура, предложенная Советом сети ФЭП согласованно от имени Министерства образования РФ и уже сложившегося эвриканского сообщества, а также кандидатура, предложенная региональным или муниципальным органом управления образованием. После получения всех проектов для прохождения второго тура полный состав экспертов утверждается приказом министра, и начинается собственно экспертиза проектов.
Результатом второго этапа экспертизы становится приглашение для участия в третьем туре экспертизы.

Моделирование программы эксперимента

Третий этап экспертизы культурно-образовательной инициативы. Октябрь – ноябрь. Он заключается в моделировании авторами тех способов деятельности, на которых строится программа эксперимента, а также предъявлении видения результатов основных этапов разворачивания программы. Третий этап экспертизы проходит в рамках традиционного ежегодного фестиваля-конференции "Авторская школа".
Моделирование образовательной и экспериментальной программ происходит в рамках экспертной секции, с участием других авторов культурно-образовательных инициатив, а также представителей ФЭП. Способ моделирования, программа предъявления проекта выбираются самими авторами и являются предметом их подготовки к экспертизе. Обычно это фрагмент образовательной программы, предъявленный либо в виде модельного учебного занятия, либо в записи, либо "проигранного" с участием экспертов. В состав группы авторов могут привлекаться учащиеся и родители. После модельного действия начинается дискуссия, в ходе которой привлекается как материал ранее экспертируемого проекта, так и модельного действия, представленного в рамках экспертной секции. В ходе дискуссии между авторами и экспертами, в том числе общественными, выясняется, насколько глубоко и осознанно авторы представляют себе ход и результативность экспериментальной программы. Предметом экспертизы в данном случае становится способ реализации программы.
Очная дискуссия авторов, экспертов, а также других авторов культурно-образовательной инициативы придает заключительному этапу экспертизы характер общественно-научный, задает модельное представление о сетевом характере взаимодействия. Все участники третьего этапа – это уже сетевые эксперты, их позиция оформляется особым протоколом и учитывается штатными экспертами при вынесении решения.
При этом дискуссия на заседании экспертных секций во время "Авторской школы" ведется по поводу соединения интересов государства, представленных экспертами от ведомства, и региональных органов управления.
Результатом третьего этапа конкурса культурно-образовательных инициатив на статус "Федеральная экспериментальная площадка" может быть рекомендация экспертной группы Министерству образования РФ о присвоении статуса или решение о том, что такую рекомендацию давать не следует.
Таким образом, важно отметить, что экспертиза носит научно-общественный характер, остается важным условием и частью сетевого взаимодействия образовательных институтов, вовлеченных в становление сети федеральных экспериментальных площадок.
Сайты площадок и зонтичный сайт

Ощутимым результатом построения сети федеральных экспериментальных площадок становится создание в глобальной сети Интернет-сайтов площадок, зонтичного сайта "Эврика" и начало построения интернет-взаимодействия.
Эта работа выполнена за счет средств Федеральной программы развития образования и является пока единственным сетевым интернет-объединением, реализующим напрямую задачи модернизации системы образования и часть задач Федеральной программы развития образования.

Основные механизмы сетевого взаимодействия через Интернет следующие:
1. Предъявление проектов "ФЭП" и программ повышения квалификации заинтересованным пользователям сети.
2. Обмен информацией о ходе реализации проектов и обмен результатами.
В этих механизмах компенсируется дефицит информации, и они, по сути, носят оптимизирующий характер.
3. Сетевая экспертиза.

Это инновационный механизм, мало используемый пока в реализации программы модернизации и ФПРО. Однако, с нашей точки зрения, его эффективность позволит качественно изменить не только уровень экспертизы в образовании, но и принципиально изменить информированность образовательного сообщества о направлениях и механизмах модернизации. Поскольку механизм сетевой экспертизы позволяет вовлечь достаточно широкие слои образовательного сообщества в управление изменениями в образовании.
Речь идет прежде всего о том, что прошедшие конкурс участники сети, имеющие опыт экспертной деятельности (как и те, чьи проекты экспертировали, а эксперты – это обязательное условие научно-общественной экспертизы), могут вести постоянную экспертизу материалов модернизации: проектов программ, законопроектов, учебных планов, положений, рекомендаций и др.
Кроме того, превращение инновационного сообщества в экспертную сеть позволит развить и механизм взаимодействия профессионального сообщества и ведомства. Со временем проекты, представляемые на конкурс на статус "ФЭП", будут проходить экспертизу той части сети, которая зарекомендовала себя многолетними отчетами, подтверждающими статус и квалификацию.
Таким образом, важным, с нашей точки зрения, механизмом сетевого взаимодействия остается система экспертной деятельности.
И предметом контракта сети с Министерством образования РФ может быть экспертиза определенного набора материалов как программы модернизации, так ФПРО. В частности, одним из направлений апробации учебников нового поколения может стать и сетевая экспертиза.
Кроме экспертизы, важным элементом этого механизма (Интернет-сети) является разработка инновационных программ повышения квалификации, которые могли бы работать в режиме интернет-взаимодействия центров повышения квалификации и учителей, желающих пройти эти программы. Такие разработки уже сделаны, 45 площадок на средства Федеральной программы развития образования разработали такие программы и уже разместили их в сети. В 2002 году начнется апробация этого способа повышения квалификации.
Наконец, важная часть механизма сетевого взаимодействия – это возможность открыть свои наработки не только профессиональному сообществу, но и всему обществу.
Кроме сайтов площадок Интернет-сети, существуют печатные средства информационного и научно-методического обмена. Это еженедельное издание "Управление школой" и научно-педагогический журнал "Перемены", выходящий раз в два месяца.
В еженедельнике "Управление школой" систематически печатается информация и нормативно-организационная база сети федеральных экспериментальных площадок, кроме того в каждом номере публикуется один из проектов или программа инновационного центра повышения квалификации.
На страницах "Управления школой" участники сети могут разместить объявления о своих мероприятиях, а также авторские материалы на тему развития образования или опыт решения актуальных проблем. Кроме того, в еженедельнике "Управление школой" публикуются все аналитические отчеты экспертов и все материалы, представляемые в качестве отчетов Министерству образования РФ или в другие органы управления, кроме тех, которые оговорены контрактом как "для служебного пользования".
Журнал "Перемены" носит сугубо теоретический, методологический характер. В нем публикуются теоретические статьи экспертов, а также участников сети.
Информационный обмен, сетевая экспертиза, Интернет-программы повышения квалификации и открытый характер предъявления своей деятельности – основные элементы механизма сетевого взаимодействия сети ФЭП.

Региональные учебно-экспертные сессии

Региональные учебно-экспертные сессии проводятся с целью научно-методической и экспертной поддержки не только авторов культурно-образовательных инициатив, которые уже находятся в сети ФЭП, но и тех коллективов, которые готовятся участвовать в конкурсе или ведут экспериментальную либо инновационную деятельность независимо от статуса "ФЭП".
Региональные сессии выполняют задачу промежуточного анализа результатов деятельности площадок, позволяют авторам культурно-образовательных инициатив рефлектировать свою деятельность, анализировать ход выполнения намеченной программы и оформлять возникающую по ходу реализации эксперимента проблематику.
Кроме того, в рамках региональных сессий эксперты соотносят результаты, полученные на площадках различных регионов, анализируют возникающие тенденции и совпадения или различия в решении сходных задач в разных регионах.
Примером такого соотнесения могут быть инновационные программы подростковой школы, блока начальной школы, профилизация старшего звена, проекты сельских школ по становлению культурно-образовательных центров. Кроме того: сравнение моделей организационно-правовых форм образовательных учреждений, некоммерческих организаций, школ-комплексов, школьных округов (в большом городе); методики расчета нормативов, а также системы аттестации.
В ходе учебно-экспертных региональных сессий ведется теоретическая подготовка слушателей (по направлениям "философия образования", "психология развития" и "образовательная политика"), развитие способностей инновационной деятельности (группы "управление развитием", "проектирование содержания образования", "мониторинг инновационного проекта"), а также моделируется сам характер сетевого взаимодействия в ходе дискуссий по материалам реализации инновационных экспериментальных проектов.
Учебно-экспертные сессии проводятся в регионах: Приморский край, Красноярский край, Удмуртская Республика, Республика Бурятия, Иркутская область, город Усть-Илимск, Белгородская область, Республика Саха (Якутия), Омская область, Тюменская область, Ростовская область, Краснодарский край, Агинский Бурятский автономный округ, Республика Калмыкия, Пензенская область и другие регионы.
В каждой сессии принимает участие от 100 до 200 участников – представители проектов, либо имеющих статус "Федеральная экспериментальная площадка", либо ведущих инновационную экспериментальную деятельность самостоятельно. Каждый проект, как правило, представлен группой из 3-5 человек: управленцы, учителя, психологи.
Финансирование учебно-экспертных сессий проводится за счет регионов, но в 2001 году несколько сессий были проведены с частичным финансированием за счет ФПРО.
Профессорско-преподавательский состав, который проводит региональные учебно-экспертные сессии, – это эксперты сети, ученые и управленцы, лидеры наиболее эффективных федеральных экспериментальных площадок, доктора и кандидаты наук, члены Российской академии образования, видные ученые и практики.
Мы считаем, что проведение региональных учебно-экспертных сессий придает сетевому взаимодействию образовательных институтов, вовлеченных в работу сети ФЭП, не только общность теоретического и методологического характера, но дает возможность системной работы по развитию участников сети. Повышает их профессиональное мастерство и квалификацию через коллективную рефлексию и обмен результатами не только между коллегами-учителями, но и с экспертами.

Система инновационных центров повышения квалификации

В рамках контракта с Министерством образования РФ 45 образовательных учреждений, выигравших конкурс, получили средства из Федеральной программы развития образования на разработку программ повышения квалификации. По результатам этого конкурса и на основе представленных этими образовательными учреждениям программ они рекомендованы к присвоению статуса "Федеральная авторская экспериментальная школа".
Кроме того, по результатам ежегодных отчетов площадок за 2001 год 50 образовательных учреждений, федеральных экспериментальных площадок, рекомендованы к участию в конкурсе на выделение гранта, разработку образовательных программ инновационных центров повышения квалификации и присвоение статуса "Федеральная авторская экспериментальная школа". Конкурс планируется провести в течение 2-х месяцев после получения средств на его проведение.
Таким образом, созданы предпосылки для развития эффективного механизма трансляции результатов инновационных экспериментальных проектов через сеть центров повышения квалификации, созданных непосредственно на этих площадках.
После завершения всех отчетных мероприятий по проведению конкурса 2001 года все программы и список направлений, по которым будет вестись повышение квалификации в инновационных центрах, будут объявлены для нового набора слушателей.
Во многом деятельность инновационных центров повышения квалификации будет состоять в апробации (через программы повышения квалификации) новых профессиональных позиций, новых профессиональных видов деятельности. Эти новые профессиональные позиции появились вследствие, в результате реализации самих инновационных экспериментальных проектов и программ. У этих позиций еще нет социально зафиксированного, легитимного статуса. Кроме того, они, эти позиции, специализации, еще нуждаются в апробации и, возможно, модификации.
Большинство из них связано с таким видом деятельности, как проектирование. И не только собственно содержания образования, но и образовательного пространства или индивидуальных образовательных программ учащихся. Или социально-образовательных программ (особенно это актуально для сельских школ). Не будем подробно на этом останавливаться, тем более что детальное описание этой ситуации дано в аналитическом отчете.
Важно, что апробация новых видов деятельности, новых профессиональных позиций, возникших как результат инновационной экспериментальной программы в учебном заведении, нуждается в особом режиме апробации и развития. Как гипотезу наиболее эффективного способа развития и апробации этих новообразований организаторы центров повышения квалификации рассматривают возможность их переноса – из тех учебных заведений, где они родились, в те, в которых они должны прижиться как совершенно новые.
И, собственно, востребованность разработанных площадками программ повышения квалификации, основанных на этих новых профессиональных позициях и видах деятельности, также является частью их экспертизы.

4. Вывод

Таким образом, мы считаем, что созданы условия для сетевого взаимодействия федеральных экспериментальных площадок.
Эти условия выполняются наличием конкурса культурно-образовательных инициатив "Авторская школа", системой научно-общественной экспертизы, Интернет-сайтами площадок и зонтичным сайтом "Эврика", печатными изданиями "Управление школой" и "Перемены", системой региональных учебно-экспертных сессий и наличием инновационных центров повышения квалификации.
Мы считаем, что это дает возможность площадкам вести совместную деятельность и свободно обмениваться информацией.
Для повышения эффективности сетевого взаимодействия необходимо, с нашей точки зрения, организовать работу Совета сети инновационных экспериментальных площадок в соответствии со сложившейся спецификой сети.

5. Задачи развития сетевого взаимодействия

Задачами развития сетевого взаимодействия на следующий год, с нашей точки зрения, будут такие:
1. Разработать систему ресурсного (финансового) обеспечения сетевого взаимодействия и развития инновационных центров повышения квалификации.
2. Отработать схему сетевой экспертизы, в том числе результатов апробации новых специализаций и учебников нового поколения.
3. Апробировать систему управления сетевым взаимодействием.
4. Разработать проект нормативно-правовой базы сетевого взаимодействия.
Результатом прошедшего года можно считать создание условий для сетевого взаимодействия образовательных институтов, входящих в состав федеральных экспериментальных площадок. Мы рассматриваем сетевое взаимодействие как систему связей, позволяющих разработать, апробировать и предложить профессиональному сообществу и обществу в целом инновационные модели содержания образования, экономики образования, управления системой образования и образовательной политики.
При этом такая система связей в настоящее время представляется исключительно модельной, так как образовательные институты, входящие в нее, одновременно являются частью ведомственной вертикали. Поэтому работа возможна лишь при наличии особого статуса "Федеральная экспериментальная площадка". Это дает возможность соединить инициативную основу сообщества, высокий креативный потенциал с сохранением общего образовательного пространства и надежным ресурсным обеспечением за счет средств Федеральной программы развития образования.
А основным механизмом взаимодействия между культур

Рейтинг@Mail.ru