Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №7/2002


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

КАК ВОЗМОЖНЫ УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ?

Игорь РЕМОРЕНКО

Игорь РЕМОРЕНКОТрадиционно повелось, что исследования в области управления связываются со сбором данных или с выполнением отчетности. Неважно, кто перед кем отчитывается. В любом случае исследовательские выводы возникают из солидного нагромождения цифр. И данные собираются не столько для анализа ситуации, сколько для определения аргументов давления вышестоящих управленческих структур на нижестоящие. Однако в последнее время в управлении начинают осваиваться новые исследовательские методы. И во многом благодаря тому, что пусть и постепенно, но складываются ориентиры современной образовательной политики.

Ориентиры

Слово «исследовать», согласно своей этимологии, буквально означает «идти по следу». Быть может, потому, что время от времени на поле образования появляются новые следы, активизируются исследования.
Вот и сейчас у всех на устах такие понятия, как мониторинг, оценка, экспертиза, диагностика и пр. И все это применяется к управлению образованием. Наверное, не нужно жестко разделять указанные понятия, но стоит разобраться, какие изменения, свидетельствующие о необходимости управленческих исследований, происходят в современном образовании.
Образовательная политика – как относительно новая действительность социальной жизни – позволяет формулировать ориентиры развития. На их основе верифицируются все образовательные реформы. Именно благодаря образовательной политике приостановилась кампания по внедрению двенадцатилетки. Не без помощи образовательной политики, определяющей интересы граждан в области высшего образования, постепенно прокладывает себе дорогу идея единого экзамена. Быть может, вскоре, если ориентиром образовательной политики станет прозрачность финансовых потоков, в первую очередь прозрачность не для казначейства, а для общества, можно будет проводить серьезную реформу в области экономики образования. Почему, например, в образовательных учреждениях до сих пор не устанавливаются позволяющие экономить на коммунальных услугах теплосчетчики и водосчетчики? Все потому, что сэкономленные школами деньги не реинвестируются в образовательные учреждения. Но почему нельзя добиться реинвестирования? Потому, что финансовые потоки скрыты от граждан, – тем самым не удается выбрать депутатов, способных бороться за справедливость и рациональность финансирования сферы образования. А вот если бы показать, что реинвестированные средства существенно уменьшат родительские взносы на ремонт школы и другие расходы... Но это возможно лишь при определенных ориентирах образовательной политики.
Сопоставить общественные интересы и возможности сферы образования – в этом предназначение современной образовательной политики. Провести реформы по итогам
сопоставления – в этом задача системы управления образованием. Любая реформа становится успешной лишь тогда, когда в ее основании лежит определенный ориентир образовательной политики.
В английском образовательном менеджменте один из самых частых терминов – looking after, что, в зависимости от пристрастий переводчика, означает «присматривание», «забота». Фактически же за этим стоит серьезный качественный анализ происходящего в том или ином образовательном учреждении. Нередко школы нанимают консультантов, позволяющих такой анализ произвести. По итогам анализа, на основе из года в год накапливающихся данных формулируются представления о необходимых реформах. Постепенно и последовательно, в сопоставлении полученных материалов с общественными интересами, определяется содержание реформ.
Надо заметить, что и у нас появляются разные и порой весьма интересные находки в области управленческих исследований в образовании. Однако для их описания крайне важно понять, к какой реальности системы управления они относятся. А таковых у нас несколько, и в каждой из них есть свой путь становления исследовательской деятельности.

Управление как власть

Быть может, самая распространенная и не поддающаяся логике реальность управления – это управление ради власти, власти идеологии. В этой реальности управленческие действия осуществляются не для того, чтобы произвести определенные изменения в практике, и даже не для ее обеспечения и поддержки. Так, в советскую эпоху пятилеток, эпоху всеобщей плановости, управление образованием не стремилось решать практических задач. Оно в первую очередь обеспечивало трансляцию партийных идеологем. Любые действия по строительству школ, ремонту образовательных учреждений, введению дополнительных штатных единиц производились не из логики решения самостоятельно поставленных целей, а из стремления «обогнать и перегнать», выбиться в передовики соцсоревнования.
И сейчас не многое изменилось. В условиях исчезновения идеологии управленческие органы стремятся заполнить образовавшийся вакуум идеологией собственной власти. Самое интересное, что совсем неважно, какие проблемы такая ведомственная власть решает. Важно, что она существует сама по себе и диктует правила игры образовательным учреждениям. Быть может, поэтому у нас в управлении еще живут такие иррациональные по своей сути процедуры, как инспекция. Она всегда по-разному называется. Иногда ее кличут проверкой, иногда исследованием, сейчас вот в южных регионах России стали проводить собеседования. Смысл во всех этих разновидностях инспектирования один и тот же – не выявить, не проанализировать образовательные потребности и способы их удовлетворения, а реализовать свои властные полномочия, усмирить время от времени отбивающихся от рук муниципальных начальников.
Да и организационная структура таких «исследований» однотипная: из региона в муниципалитет выезжает команда экспертов регионального центра (инспекторов, просто проверяющих, везде их называют по-разному) и, находясь там неделю, «шерстит» по всем параметрам школы и муниципальные органы управления образованием. Поскольку параметров сотни, всегда есть за что упрекнуть местных управленцев. При этом на каждый параметр найдутся своя инструкция, положение или другой ведомственный документ. Иногда вместо инспекторов «на объект» выезжает маститый начальник, который на производственном совещании неожиданно спрашивает: «А вот скажите мне, сколько у вас в районе спортивных сооружений для подростков (компьютеров, медицинских кабинетов, тиров, противогазов – выбирается из соображений политконъюнктуры)? Не знаете? Значит, не выполняете поручение Президента. Нехорошо, товарищи!» Суть этих «исследований» одна – реализуется стремление удержать властные полномочия как базовую ведомственную ценность.
Сейчас, похоже, нарождается особый слой вульгарных управленцев, желающих охватить все и ни за что не отвечать. В такой реальности исследования в области управления никогда не появятся. Власть будет воспроизводить самое себя, и ничего более.

Управление как знание

Наверное, почти каждый директор школы, которому доводилось выбирать своему учреждению научного руководителя, ощущал на себе вузовскую непогрешимость, монолитность научных концепций. Порой научный руководитель появлялся как эдакий безгрешный всезнайка и начинал раздавать учителям ценные указания. Бывало, наверное, некоторые научные руководители вдруг останавливались, начинали прислушиваться к мнению учителей. Нечасто, но случалось, что научные руководители начинали сами преподавать, беседовать с родителями и учениками. Иногда, что совсем редко, некоторые из них бросали вуз и полностью уходили в школу.
То, что педагогические вузы оказывают огромное управленческое воздействие на систему образования, – безусловно. От того, какие знания, навыки, способы деятельности освоят студенты, напрямую зависит состояние образовательной действительности. И вроде бы чем новее, современнее эти знания, тем лучше.
Вузовская методология, подходы к получению знания, меняясь со временем, не успевают за изменением практической действительности. Последняя как бы «не упаковывается» в сложившиеся десятилетиями формы научных педагогических исследований. Получается, что вуз становится обреченным на консервацию старого знания, а не на передачу нового. Быть может, по свидетельству ряда экспертов высшей школы, поэтому снижается качество научных педагогических исследований. Они становятся формальными. При анализе их актуальности, например, оценивается не сама актуальность, а ее формальное соответствие задачам, выводам и другим стандартным меркам того или иного ученого совета. Живая педагогическая мысль порой умирает в узких рамках исследовательских норм.
То же касается исследований и в области управления образованием. Они, как правило, либо просто сводятся к сбору данных и их математической обработке, либо становятся формальным выполнением норм «упаковки» знаний об образовании. Тем не менее поддерживать связи с управленцами престижно. Востребованность в управлении ценится. Поэтому в диссертациях, в частности, престижно обозначать применение результатов исследования в той или иной программе развития образования (однако без анализа, как правило, эффективности таких программ).
Вместе с этим научное сообщество становится замкнутым и как бы воспроизводит самое себя. Достаточно услышать имя, сведения о научной степени, месте обитания той или иной персоны – становится понятно, о чем скажет этот научный деятель. Это, вероятно, происходит потому, что научное сообщество перестает обновляться. Сегодняшние выпускники педагогических факультетов больше ориентированы не на исследования в образовательной действительности. Интерес исследовательской работы скорее лежит в области политической деятельности, сфере политического консалтинга, имиджмейкерства, PR-технологий, чем в области педагогической науки. Хотя, быть может, политическая деятельность ныне несет еще больший образовательный потенциал, нежели традиционные образовательные институции. Одним словом, педагогическая позиция сама по себе, вне диалога с образовательной политикой, обречена быть неэффективной.

Управление как проект

Но что означает вести диалог с образовательной политикой? Это не значит, что нужно следовать лозунгам, принятым на уровне образовательной политики, но это означает, что нужно пытаться соответствовать определенным ориентирам в развитии общества. Именно тем позитивным ориентирам, на становление которых образование может оказать свое позитивное влияние. Если эта претензия у образования есть – следовать ориентирам развития общества, то возникает образовательный проект, культурно-образовательная инициатива. Она, реализуясь в том или ином образовательном учреждении или их сети, и позволяет сделать конструктивный вклад образования в развитие общества.
Кстати, любопытно посмотреть на образование с точки зрения предпринимательской деятельности. Агнесса Мадияри, венгерский специалист по бизнес-планированию в образовании, недавно провела семинар для участников мегапроекта «Развитие образования в России» (проект, реализующийся при поддержке Фонда Сороса). По ее мнению, эффективная проектная деятельность возможна только тогда, когда образовательное учреждение может самостоятельно ставить цели, независимо от прихотей учредителя. Более того, финансовая стабильность обеспечивается тогда, когда источников финансирования несколько, каждый из которых не превышает 30% от общей суммы инвестиций. В этом случае не страшно отказаться от одного из источников, можно потуже затянуть пояса, но выжить. Главное – быть верным своим собственным целям. При этом не стремиться удовлетворить всех потребителей, но ориентироваться на определенный сегмент рынка, на определенный тип образовательных потребностей. В теории маркетинга это называется сегментированием рынка. Иначе говоря, важно формировать не только базовые компетенции, но и уникальные, присущие определенному кругу граждан. Причем определяться они должны по возможности всем коллективом образовательного учреждения, поскольку уклад школы, оказывающий влияние на качество образования, именно всеми и формируется.
Важно также и то, что каждый образовательный проект успешен настолько, насколько он не против чего-то, а за что-либо. Ведь почему так плохо была воспринята 12-летка? Потому, что она по своему замыслу была против перегрузки, а не за какие-либо конструктивно представленные позитивные образовательные изменения.
Конечно, образовательные проекты серьезно отличаются от бизнес-проектов. Главным образом тем, что наша образовательная услуга принципиально не дана в опыте. То есть те, кто ее потребляет, должны еще ощутить все преимущества образования, испытать на себе определенные образовательные возможности. Одно дело, когда речь идет об изучении иностранного языка, – там приблизительно понятно, какая образовательная услуга востребована, и другое дело, когда речь идет о выборе образовательного учреждения с развивающими образовательными программами, предполагающими формирование мыслительных способностей, эстетического отношения и пр.
Вероятнее всего, именно в проектном подходе наиболее востребованными являются исследования в области управления образованием. Получается, что только тогда возникает задача исследовать разрыв образовательных возможностей и общественных потребностей. Тогда становятся эффективными такие способы и методы исследований, как социологические опросы, анализ документов, включенное и невключенное наблюдение и т.д.
Говорят, что условием вхождения России во всемирную торговую организацию является появление «конкретного менеджмента». Быть может, это имеет отношение и к образовательной деятельности, становлению ее конкретной проектной направленности.
Как вы думаете, это возможно?

Рейтинг@Mail.ru