Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2002


ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА

Ольга ЛЕОНТЬЕВА

СТОЛКНОВЕНИЕ «МОГУ» И «НАДО»

И хорошие, и плохие ученики имеют одинаковое право быть детьми. Быть такими, какие они есть.

И на самом деле никому не известна причина, а точнее – основание, по которому взрослые берут на себя полномочия менять каждого ребенка «в лучшую сторону». Одним из таких стремлений взрослых является широко распространенный опыт насильственного запоминания школьных текстов:
– Выучи! Запомни! Должен знать!
Нам и в голову не приходит, что дети имеют право забывать то, что им не нужно, даже если родителям и учителям это не очень нравится.
А ведь человеческая память не безгранична, развитие и учеба каждого ребенка проходят не только на уроках; возможно, для каждого молодого человека куда важнее научиться общаться с окружающим его сложным и переменчивым миром, чем запомнить множество правил, стихотворений, законов, дат.
Когда учитель работает в открытой образовательной системе, он быстрее способен понять эту истину. Из-за того, что в парк-школе дети постоянно, безостановочно учат своих учителей. Простой прием деятельностной взаимооценки (постоянного свободного выбора партнеров общения) заставляет учителя постоянно рефлексировать, анализировать буквально каждый шаг, каждое слово. Если педагог ведет открытую для посещения студию, а не обязательный урок, он вынужден принимать каждого ученика в соответствии с его запросами и проблемами, а не подгонять под собственные стереотипы.
Как жаль тех учителей, которые не испытали мучений и счастья, педагога, к которому дети идут не по требованию обязательного присутствия на уроке, а по выбору, как это делается в открытой образовательной системе. И если ученики не пришли на урок, педагог думает, что виноваты именно они: не выучили, сбежали. А если дети не пришли в парк-студию, учитель вынужден понять реальные причины такого поведения.
Дети уходят не только от сложностей учебного предмета, а скорее от педагогического прессинга. Там, где происходит столкновение детского «могу» с учительским «надо», ребенок, имеющий право быть самим собой и не ломать свое «Я», избегает общения со взрослыми.

Рейтинг@Mail.ru