Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Попечительство: красноярский прорыв

Одновременно в Красноярске произошло два события, напрямую касающиеся школы.

В рамках обсуждения краевого бюджета, который в этом году администрация внесла в законодательное собрание необычайно поздно, одной из главных стала тема централизации средств. Централизация бюджетных средств, которые идут на зарплату, в частности учителям.
Проще говоря, в Красноярском крае решили, что зарплату учителям теперь будут платить не муниципалитеты, а региональные власти. Местные эксперты обратили внимание, что идея централизации средств активно обсуждалась накануне, во время визита в край министра образования. Очевидно, что и во время совещания в краевой администрации по вопросам социальной политики, которое вел лично президент В.Путин, эта тема тоже поднималась.
По всему видно, что это целенаправленный проект Министерства финансов, которое активно воздействует на регионы, провинившиеся перед правительством и президентом.
А провинились регионы в том, что не выполнили указание о повышении заработной платы бюджетникам в 1,89 раза. И не могли выполнить – эти деньги не были запланированы и их, естественно, не было в резерве. Там, где Минфин своей милостью позволил перераспределить региональные ресурсы или разрешил резко сократить те же образовательные расходы (доплаты, например), там регионы справились с задачей.
Но в целом правительство настолько не доверяет региональным властям, что решило одним махом покончить и с муниципализацией, и с региональной
безответственностью. Раньше образовательные деньги поступали в регион и, не имея формальных обязательств, региональные администрации с легкостью могли направить часть трансфертов не на зарплату учителям, а на более важные, с их точки зрения, нужды. Теперь правительство решило обязать регион выплачивать зарплату бюджетникам. То есть когда трансферты придут в регион, у губернатора будет формальное обязательство – подтвержденное всеми бумагами Минфина – направить образовательные деньги исключительно в школы.
Но реально это приведет к двум объективным последствиям: муниципалитеты-доноры резко снизят сборы налогов, а учителя крупных городов, таких, как Красноярск, Омск, Томск, Тюмень и другие, через пару месяцев придут к стенам краевых и областных администраций требовать свою зарплату. И если учителя из сельских районов этих же краев и областей редко могли организовать пикеты в столице региона, то для городских это не будет проблемой.
Но самое поразительное: никто даже не обсуждает правовую сторону этого вопроса.
Регион и не думает входить в число учредителей школы…
А муниципалитеты при этом резко сократят все свои доплаты. Например, в Красноярске сегодня есть доплата молодым учителям, а как только зарплата станет централизованной – ее немедленно отменят.
Таким образом, из-за отмены доплат реальное повышение заработной платы окажется не в 1,89 раза, а в лучшем случае в 1,2 – 1,3 раза. Понятно, что это ниже уровня инфляции.
Именно потому, что государство налаживает финансовую дисциплину среди регионов за счет реальных доходов населения, у каждого муниципального лидера есть два пути: наблюдать, что происходит, и тихо радоваться, что теперь учительские зарплаты станут головной болью губернатора, – это первый путь.
Второй: пытаться создать общественный сектор экономики образования и таким образом спасать не только уровень жизни учителей, но и саму школу.
Мэр Красноярска Петр Пимашков создает в городе Союз попечителей как институт образовательной политики, как общественное движение, объединяющее клуб влиятельных граждан, центр сбора финансовых пожертвований и, наконец, экспертный институт анализа приоритетных направлений развития образования.
При этом основным механизмом развития попечительской деятельности в Красноярске будет своеобразное ноу-хау, разработанное администрацией города совместно с Институтом образовательной политики "Эврика": наиболее активные попечители и благотворители будут получать преимущество (при прочих равных условиях) при распределении муниципального заказа. Это означает, что мэр делает распределение муниципального заказа не только конкурсным (это стало уже обычным), но и предельно прозрачным. В любом случае при проведении муниципальных, впрочем как и региональных, тендеров по распределению заказов на строительство и ремонт дорог, например, возникает ситуация, при которой несколько предприятий предлагают городу свои услуги с одинаковым качеством и при равной стоимости услуг. Кому отдать предпочтение?
На этот вопрос есть много ответов, но почти всегда предпочтение городских властей остается тайной от граждан, от горожан.
Мэр Пимашков считает, что попечительство – понятное гражданам, прозрачное основание для предоставления предприятиям преимуществ при распределении муниципальных средств.
Таким образом, в Красноярске почти одновременно произошли два прорыва: один – назад, в сторону бедности школы, другой – вперед, в сторону усиления гражданского влияния и поддержки образования.

Рейтинг@Mail.ru