Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2002


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Игорь РЕМОРЕНКО

Инвестиционный климат
в образовании связан
с поддержкой инициатив

Чтобы все время не заботиться о выживании, необходимо говорить о том, каким образом в образовании могут появиться инвестиции. Как должна быть устроена система управления, какой должна стать образовательная политика, чтобы инвестиции в образование пошли, стали реальностью?
Один из самых эффективных способов их привлечения в бизнесе – поддержка инноваций. Возможно ли это в образовании?

Реформа «сверху» – путь к монархии

Кто хотя бы раз участвовал в организации какого-нибудь массового мероприятия под эгидой Министерства образования РФ с привлечением его первых лиц, тот наверняка понимает, какой это особый мир: подготовка речей, организация прибытия делегаций, работа со СМИ, оформление пресс-релизов, резолюций и пр. Все это проходит, как правило, очень масштабно, с большими затратами денег, рабочей силы. Интересней всего наблюдать пресс-конференции и встречи лидеров образования с педагогической общественностью. Высказываются идеи, задается много вопросов, каждый участник встречи уходит с определенным, быть может чуть измененным, взглядом на образовательную действительность.
Безусловно, во всем этом есть немалая польза для образовательной реформы. Услышать позицию министерства по тому или иному вопросу, сравнить с собственными представлениями, прояснить неясный вопрос и, если повезет, изложить свою оригинальную идею – все это очень помогает ориентироваться в мире образования. Тем более что образовательная власть у нас занятая, одних крупномасштабных мероприятий федерального уровня планирует более 30 штук в год. Почти каждую неделю, если учитывать отпускное время, что-то происходит. Здесь и заседания по двенадцатилетке, и единый экзамен, и профилизация старшей школы, и стандарты, и создание аттестационной службы, и реформа профессионального образования, приближающая его к потребностям рынка труда, и многое чего еще. Создается впечатление, что за обилием планов стоит огромная команда сильных менеджеров, которые все это действительно смогут комплексно и грамотно реализовать. По каждому направлению реформы ведется мониторинг происходящего: на каждом этапе отслеживаются результаты, корректируются мероприятия и выделяемые на них средства и пр. Можно даже допустить, что высказывание ведомством реформаторских идей не проходит бесследно, вдруг какой-нибудь региональный начальник или просто директор школы этим заинтересуется и "понесет передовые идеи в педагогические коллективы".
Возможно такое? Возможно. Особенно если путь распространения идей находится под покровом "божественного происхождения". Указал представитель власти, будто помазанник господень, то, что делать необходимо, – нарушать повеление грешно становится.
И на самом деле продолжаем строить образование, повинуясь "идеям свыше".
Известный философ Мераб Мамардашвили писал: "В мир идей нет быстрого и легкого доступа. В мир идей не войти непосредственно, надо непрерывно воссоздавать его в нашем сознании. Не переносить в него какие-то готовые и извне приходящие к нам идеи, а воссоздавать их на основе собственного сознания". Идеи, какие бы хорошие они ни были, не берутся. Они появляются доморощенно, индивидуально, пусть даже и не без влияния каких-либо авторитетов.
Быть может, в модернизации образования, затеянной министерством, речь идет не о столь глубоких идеях? А лишь о тех, реализация которых уже назрела, стоит лишь чуть-чуть подтолкнуть, вложить небольшие средства – и дело само пойдет. Хотелось бы верить.
Зона рискованного капитала

А может ли существовать система управления, которая не идеи продуцирует, а процессы запускает? То есть делает так, что продуктивные идеи сами в образовании появляются и находят путь своей реализации. По своей специфике, в отличие от дотаций, например, они появляются тогда, когда уже имеется определенный задел, какая-либо продвинутая инициатива. Не случайно в экономике при инвестировании используется понятие "зона рискового капитала". Это когда инвестиции привлекать пока еще опасно, потенциально инвестируемый бизнес еще не прошел все необходимые стадии своего развития.
Вряд ли можно привести яркий пример какой-либо государственной системы управления образованием, которая строится на поддержке образовательных инициатив. По-видимому, консервативность, жесткая институциональность сферы образования не позволяют слишком резко менять сложившиеся управленческие устои. Даже если где-то ситуация сдвигается в сторону поддержки инициатив снизу, все равно этот процесс описывается в логике государственного заказа. Иначе и финансовые и другие административные единицы окажутся неспособными выделять ресурсы на поддержку инициатив.
Но и в консервативной системе управления появляются некоторые весьма интересные находки. В последнее время, в частности, все больше распространяется практика использования технологии анализа ситуаций и обучения Case study (иногда переводится как "учебный случай"). Суть ее в том, что для анализа ситуации используется не определенная статистическая выборка, а некоторый случай, наиболее ярко отражающий то или иное явление социальной действительности. В набор материалов Case study входят описание проблемной ситуации (чаще всего в виде интервью кого-то из практиков), ее анализ, приложения из фактических материалов в виде таблиц, графиков, схем, диаграмм, анкет и пр. В учебные кейсы также включаются перечни вопросов или заданий, которые необходимо выполнить во время обучения.
Интересно, что управление, инициируя разработку Case study, стремится решать сразу несколько задач. Помимо того что материалы кейсов могут вызвать дискуссию, стать примером для подтверждения эффективности той или иной деятельности, они также используются как способ выявления скрытых тенденций развития образования. Полученные данные применяются впоследствии в процессе повышения квалификации учителей. Педагогам не рассказывают, как правильно, методично что-либо делать, но им показывают, какие препятствия возможны в деятельности и каким способом их можно преодолевать.
Лично я, однажды участвуя в подготовке пакета Case study, относился к нему весьма скептически. Мне казалось, что отечественная педагогика, с ее активными формами обучения, традициями проблематизации, проектирования, серьезной мыслительной работы, дает куда больше, чем какое-либо эмпирическое описание случаев. Не скажу, чтобы в этом разубедился, но само использование кейса для управленческой аналитики и принятия решений имеет весьма важное значение.
Как заверяют аналитики инвестиционных процессов в экономике, отсутствие должного уровня менеджмента сегодня – один из основных тормозов привлечения дополнительных ресурсов в отечественный бизнес.

Инвестиционная политика попечителей

Говоря в целом, проблемы притока инвестиций в образование не разрешаются одной лишь модернизацией системы управления. Само понятие "инвестиционный климат" предполагает и благоприятный налоговый режим, и развитое законодательство, и эффективную судебную систему. Не менее важны и минимальные административные барьеры, и качественная обслуживающая инфраструктура. Недавно, например, экспертами внешнеэкономической деятельности нашего государства отмечалось, что инвестиционный климат значительно хуже в тех регионах, где велик по численности чиновничий аппарат.
Порой мы не замечаем, как сильно связаны инвестиции и система управления образованием. На одном из семинаров с попечителями был поднят вопрос о возможности участия граждан в утверждении бюджетов образовательных программ. Оказалось, что это одна из самых трудных тем для обсуждения. Казалось бы, с какой стати попечители должны вникать в схемы финансирования образовательных учреждений? Это "не их карман", да и дел без того хватает. Но по сути именно попечители и родители школьников с их благими намерениями остаются беззащитны. Учредитель в силу отсутствия нормативов финансирования всегда вправе урезать финансы образовательного учреждения. Причем ровно на столько, на сколько попечительский совет сумел привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Провели в школе ремонт – от учредителя на соответствующую статью расходов денег ждать не придется. Они пойдут в другое образовательное учреждение, где директору не удалось привлечь дополнительные финансовые ресурсы. Получается, что без участия попечителей в образовательной политике само попечительство становится малоэффективным. А права всех потенциальных инвесторов будут нарушаться.
Как в образовании может происходить выбор приоритетного для инвестиций направления? Каким образом инвестор делает выбор, где его капиталовложения наиболее необходимы? Понятное дело, что здесь не обойтись без развитой системы образовательной экспертизы, без необходимых статистических и социологических исследований. Но важно также понять, каким образом инвестор может увидеть связь между образовательным результатом и его влиянием на социальное благополучие. Именно поэтому, в частности, и необходимо развитие попечительского движения.
Может показаться, что появление действительных инвестиций в образование – дело далекого будущего. Однако именно во время встреч попечителей и работников образования, когда удается найти общий язык, появляется возможность общественной поддержки изменений в образовании. Даже такое узковедомственное направление модернизации, как единый экзамен, становится общественно принимаемым и востребованным. Важно ведь донести, что единый экзамен нужен не столько для предотвращения коррупции в образовании, сколько для предоставления равных прав гражданам при получении высшего образования. Чем не яркий пример общественной заинтересованности? Быть может, со временем и в это направление модернизации образования можно будет ожидать приток инвестиций? Если, конечно, потенциальных инвесторов удастся заинтересовать.

Метафоры образовательных инвестиций

Итак, инвестиции в образование зависят от реформирования системы управления и от становления общественно-ориентированной образовательной политики.
Причем на первом месте именно образовательная политика, так как только она связывает образование с общественным развитием. Иначе все наши потуги что-либо изменить тщетны. Уже упомянутый Мераб Мамардашвили в одной из своих лекций использовал театральное понятие режиссера Ингмара Бергмана "магическая точка сцены": "… Есть какая-то точка, найдя которую и расположив вокруг нее и в связи с ней актеров мы получаем полную видимость и полное присутствие всех элементов и действующих сил в спектакле. Не имея же такой точки, мы не имеем внятности. Слова произносятся, актеры играют свои роли, а внятности нет … нет ясного пространственного образования, которое собой давало бы эффект полного присутствия всех составных частей смысла происходящего, как раз и являющегося органом мысли". Вот и у нас нет ясных, внятных ориентиров, которые бы позволяли в образовательной политике видеть общественное развитие.
Переориентировать систему управления на поддержку образовательных инициатив и тем самым обеспечить необходимый инвестиционный климат – это основной вектор изменений в управлении образования. Если попытаться найти аналог такой системы управления, то он чем-то напоминает стихосложение в стиле японских трехстиший хокку. Один из исследователей японской поэзии так описывает этот процесс: "Представьте, что вы проходите у реки и видите недостроенный мост – например, он доходит лишь до середины реки, или несколько свай вбиты в дно, или просто руины – несколько каменных блоков на этом берегу и еще пара – на том. В любом из этих случаев моста нет. Однако вы можете моментально представить себе этот мост и сказать точно, откуда и куда он ведет. Примерно так работает поэзия хокку". Примерно так должна работать и новая система управления образованием. Не пытаться самостоятельно решить все за всех быстро раз и навсегда, а создавать условия, при которых может продуктивно осуществляться развитие образования. Иначе получается пародийное хокку, как у Виктора Шендеровича:

Снова рассвет.
Ветка стучит в стекло.
Отпилю…

Рейтинг@Mail.ru