Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №17/2002


ИЗ ПЕРВЫХ УСТ

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Самое сильное звено

Лет пять назад в Московском комитете образования всерьез обсуждалась целесообразность деятельности педагогических колледжей и училищ. Было бы несправедливо назвать эту дискуссию случайной, эпизодической, надуманной.
Демографическая ситуация неизбежно ведет к сокращению сети образовательных учреждений, к высвобождению педагогических кадров, хотя в большинстве регионов пока еще наблюдается их дефицит: уж слишком мала зарплата и невысок престиж учительского труда.
Национальной доктриной образования предусмотрено, что основная часть педагогов должна иметь высшее педобразование.
Каковы в этом контексте перспективы развития педколледжей и педучилищ?

Место под солнцем

Этот вопрос стоял в повестке дня всероссийского совещания-семинара на тему: «Система среднего педагогического образования: состояние и проблемы модернизации», в котором приняли участие более 300 руководителей колледжей и педучилищ, представителей органов управления образованием из 63 регионов.
Сегодня в системе среднего педагогического образования насчитывается 340 учебных заведений, в которых обучаются 204 525 студентов.
Выпускники педколледжей и педучилищ работают в детских садах, преподают в начальных классах и в основной общеобразовательной школе, ведут кружки и секции в Домах детского творчества, пополняют кадрами систему специального образования.
По данным Госкомстата, за последние 3 года занятость лиц со средним педагогическим образованием имеет стабильные показатели. Педколледжи и училища обеспечивают кадрами детские сады на 61%, сельскую местность – на 69%, начальные школы – на 44%. 40% учителей музыки, физкультуры и труда в основной общеобразовательной школе имеют дипломы о среднем педобразовании. Кстати, с прошлого года подготовка по специальностям математика, русский язык, литература, история для основной школы осуществляется в плановом, а не в экспериментальном порядке, как это было прежде: в учебных заведениях, особенно сельских, еще много незакрытых вакансий...
«Если выпускники педвузов работают не по специальности, – отметил в своем выступлении первый заместитель министра образования Александр Киселев, – то выпускники педучилищ и педколледжей составляют то ядро профессионально ориентированной молодежи, которая отдает свое сердце и душу школе».
В общем, эффективность этой образовательной отрасли оценивается как чрезвычайно высокая и сомнениям не подлежит.
Тем более важной проблемой на протяжении последних лет является усиление преемственности между педучилищами (педколледжами) и профильными вузами при сохранении самобытности и самоценности среднего педагогического образования.

Объединение не означает унификации

Сегодня существует три вида объединения образовательных учреждений, имеющих различный правовой статус: университетские комплексы, ассоциации и образовательные округа.
В своем выступлении председатель Совета директоров педагогических учлищ и колледжей Российской Федерации Тамара Карпова назвала несколько критериев, определяющих эффективность построения системы непрерывного педагогического образования: сокращение сроков получения высшего образования, преодоление дублирования учебных программ, повышение статуса педучилища (педколледжа) и его привлекательности для абитуриентов, расширение возможностей для организации научно-исследовательской работы.
В свою очередь от такого симбиоза выигрывают и сами педвузы, формирующие контингент студентов из числа профессионально сориентированных выпускников колледжей.
Почему же столь очевидные преимущества часто остаются нереализованными?
Несмотря на то что именно учреждения педагогического профиля стали пионерами в области интеграции еще в 1989 году, существующие ныне университетские комплексы и ассоциации не имеют достаточного правового и учебно-методического обеспечения.
До сих пор не разработаны совмещенные (сквозные) учебные планы и программы, предусматривающие сокращенные сроки обучения по системе педколледж – педвуз.
Не продуманы рациональные технологии приема в профильные вузы выпускников педколледжей.
В большинстве случаев им, уже прошедшим педагогическую практику и заинтересованным работать по выбранной специальности, приходится сдавать полный набор вступительных экзаменов наравне с «неоперившимися» выпускниками школ, которые зачастую лучше подкованы по общеобразовательным дисциплинам, но настроены лишь на получение заветной «корочки».
Результаты приема в педвузы в 2000 г. показывают, что от общего числа абитуриентов выпускники педколледжей и педучилищ составляют 30%.
В Ростовской области этот показатель достигает 49% и является одним из самых высоких в стране, и в течение ближайших двух лет эту цифру планируется довести до 80%. Добиться такого результата ростовчанам удалось именно благодаря хорошо организованной системе непрерывного педагогического образования.
Практически на базе всех колледжей Ростовской области созданы филиалы университета. Учителя сельских школ принимаются на заочное отделение этого вуза без экзаменов – на основе простого собеседования.
В настоящее время специалисты Ростовского государственного педагогического университета (РГПУ) намерены начать работу над созданием совершенно новой формы итоговой аттестации – единого государственного экзамена для выпускников педколледжей, поступающих в педвуз. По свидетельству ректора РГПУ Анатолия Грекова, спектр единых экзаменов будет включать дисциплины психолого-педагогического цикла, методики преподавания тех или иных предметов, но прежде всего будет учитываться оценка за практику студентов в детских садах, школах, Домах творчества.

К новым берегам...

Структура подготовки кадров в системе среднего педобразования динамично меняется: одни отделения и факультеты закрываются, на другие впервые объявляется прием абитуриентов. Этот процесс, с одной стороны, обусловлен личными запросами граждан, с другой – потребностями региональных рынков труда.
По сравнению с 1998 годом почти в 4 раза вырос прием на такие специальности, как иностранные языки, коррекционная педагогика начального образования, педагогика дополнительного образования, организация воспитательной деятельности, адаптивная физическая культура.
В то же время закрыта подготовка по специальностям «Психология» (ввиду исключения ее из перечня педагогических специальностей) и «Домашнее образование» (из-за неопределенности статуса выпускника и вследствие этого незначительных контрольных цифр приема).
В 2001 году отмечалось сокращение приема на самые традиционные специальности – дошкольное образование и преподавание в начальных классах. Это связано прежде всего с демографической ситуацией и отсутствием долгосрочных прогнозов на рынке труда.
Как показывает практика, воспитатели детских садов и учителя младших классов, оставшиеся без работы, быстро переучиваются и находят свою нишу на рынке труда уже в новом качестве – педагогов дополнительного образования, организаторов воспитательной деятельности, преподавателей иностранных языков, других предметов, востребованных в системе общего среднего образования.
Новые стандарты среднего педобразования, утвержденные в прошлом году, предусматривают 22 новые программы дополнительной подготовки и 12 специализаций, позволяющих обеспечить конкурентоспособность и мобильность современных педагогов. Это такие дисциплины, как экономика образовательных учреждений, менеджмент, право, информационные технологии.
К сожалению, материально-техническая база многих педучилищ не позволяет им в полной мере осуществлять громадье планов: по свидетельству Тамары Карповой, в области информатизации педучилища и педколледжи занимают последнее место в системе ссузов и уже существенно отстают от большинства школ, компьютеризация которых продвигается быстрыми темпами благодаря ассигнованиям из бюджетов всех уровней.
Педучилища уже научились зарабатывать внебюджетные средства, в том числе и за счет обучения по непрофильным специальностям, прием на которые в прошлом году составил около 8000 человек, но самостоятельно распорядиться этими деньгами директора педучилищ не могут из-за введения казначейской системы. Впрочем, это общая беда всех учреждений бюджетной сферы.

...со старым багажом

Существуют и другие факторы, препятствующие благополучному развитию отрасли.
Уже не первый год специалисты бьются над вопросом: как сохранить научные кадры в системе СПО?
В типовых штатных расписаниях педучилищ, действующих с 1976 года (!), отсутствуют такие должности, как старший преподаватель и доцент, то есть не предусмотрены надбавки за ученые степени и звания, а доплаты из надтарифных фондов крайне малы и ситуации в корне не меняют.
А право на пенсию за выслугу лет имеют только те преподаватели ссузов, которые работают с учащимися не старше 18 лет.
Не решив эти и другие проблемы, характерные для данной отрасли или для всей образовательной системы, сложно говорить о перспективах развития учреждений среднего педагогического образования.
Модернизация общего среднего образования предъявляет новые требования не только к уровню фундаментальной теоретической подготовки педагога, но и к его личностным качествам. В выступлениях представителей Минобразования – Петра Анисимова и Александра Киселева – была дана характеристика личности педагога XXI века: чувство собственного достоинства, гражданственность, толерантность, коммуникативность, способность создавать условия для развития воспитанника. Последнее качество признается одним из приоритетных, поскольку главная задача современной школы – сформировать у детей интерес к знаниям и стремление к самосовершенствованию. Подготовка таких специалистов зависит не столько от уровня образования, сколько от других факторов, которые не умещаются в рамки стандартов даже самого нового поколения: призвание, талант, любовь к детям, к своему делу. Безусловно, духовные устремления личности должны подкрепляться материальными стимулами: достойной зарплатой и высоким статусом педагогов.
Первые меры в этом направлении – надбавки для молодых специалистов в первые три года работы в школе, доплаты за непрерывный стаж и особые достижения уже намечены в программе модернизации образования.
Будут ли они реализованы на практике? Долги по зарплате бюджетникам во многих регионах оснований для оптимистических прогнозов не дают. Поэтому проблема сохранения педагогических кадров остается лейтмотивом всех профессиональных форумов.

Рейтинг@Mail.ru