Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №22/2002


Ctrl+Alt+Del

Обреченное медиаобразование?

Знания – самый востребованный товар

Объем человеческих знаний удваивается каждые 10 лет, мощность компьютера – каждые 18 месяцев. За вторую половину XX века человечество узнало о мире больше, чем за все время своего существования. Система общекультурных знаний человечества практически каждый год получает мощнейший импульс обновления.
Во всем мире знания становятся товаром, а корпорации начинают вести корпоративные войны за идеалы и ценности, а не за вещественные ресурсы. Не в последнюю очередь это касается и системы образования. Причина здесь очевидна – диктовать условия в глобальной экономике может сегодня тот, кто торгует в первую очередь не материальными ресурсами в виде нефти и пр., а информационными ресурсами. Попросту – знаниями.
Россия отстает в области медиатехнологий в среднем лет на 50. В информационных технологиях Россия была безжалостно отброшена назад и, по прогнозам, будет долго еще болтаться в прошлом веке. Без вливания колоссальных средств нашим государством в свое образование, а особенно в развитие сферы медиаобразования, ни одна глобальная поставка компьютеров в школы не поправит положение. Потому что проблема более глобальная и системная по характеру и требует не в последнюю очередь, например, принципиальной тотальной реформации системы повышения квалификации в области подготовки учителей информационных технологий и их переподготовки, а также принципиальной тотальной реформации педагогической высшей школы в области подготовки такого рода специалистов.

Информатика или информационные технологии?

Федеральная программа информатизации ставит своей целью почти тотальную компьютеризацию учебных учреждений в сфере общего и среднего образования. Но что это означает? Сегодня мощная и дорогая компьютерная техника приходит в школы под отсутствующий штат преподавателей информационных технологий. Обратите внимание – преподавателей «информационных технологий», а не «информатики» как таковой, и тем более не «основ информатики и вычислительной техники». Ситуацию поставки мощной вычислительной техники, к примеру, в сельские школы (да и в городские тоже), переживающих сегодня пик нехватки любых учителей, тем более в области информационных технологий, можно сравнить с поставкой партии тяжелых суперсовременных танков какому-нибудь маленькому государству в какой-нибудь Центральной Африке. Да не обидится на меня село (да и город тоже), но правда заключается в том, что по большому счету учительский (да и не учительский) контингент попросту не знает, с какой стороны подойти к этой технике и что с ней вообще делать. Ну конечно, это здорово, что техника в школах появляется. Но ведь ни у кого не вызывает удивления, что русский язык преподает учитель русского языка, а самолеты пилотируют пилоты. Словом, все мы знаем, что хорошо может дело делать тот, кто умеет, а не тот, кто должен. Но в своей массе в школах компьютерной техникой распоряжаются «кто как может». А чаще не может. И первое, что приходит на ум школе, когда она получает технику, – уроки по пресловутой информатике, где очень много чего, а про компьютер очень мало, и ровно столько, чтобы учитель с горем пополам оправдывал свое место в компьютерном классе, а учащиеся могли на кнопки нажимать и двигать мышкой – и это называется умением работать на компьютере! Что касается отношений учительского состава и компьютеров, то здесь ситуация еще более грустная, потому что одни других боятся.
Заданный объем статьи не позволяет здесь развернуто обсуждать содержание программ по информатике, в том числе государственных. Учащиеся должны знать много чего по окончании школы: про программирование, про общие вопросы развития информационных технологий, когда появились компьютеры и прочую фактологию, которая современному среднестатистическому школьнику оказывается абсолютно ненужной, поскольку не дает ясного ответа на вопрос о том, как эти знания можно использовать в разворачивании лично значимой деятельности.
Программистский же уклон для массового образования школьников у некоторых учителей информатики – жалкая конвульсия оправдать компьютер в школе. Выращивание в школе «программистов» – сложный образовательный процесс, и это штучно-товарный процесс. И мощный уклон учителей информатики в программирование – блеф школьной информатики. Даже тотальное изучение в классе офисных программ – полная ерунда, потому что это то же самое, что изучение математики ради самой математики. Авось в жизни пригодится! А вопросы типа «зачем, кому, когда» в школе задавать не принято. Надо, и все. Программа такая. И наверняка умные люди делали. И мучаются дети, учат алгоритмику и булеву алгебру, и «сдабривают» этот интеллектуальный бульон учителя «приемами работы в Word и Excel». Вот и получилась еще одна сказка про белого бычка. А по сути – потеря учащимися драгоценного времени. И вот мощнейшие ресурсы компьютеров растрачиваются в виде простоя и неадекватного использования. Метафорично, но современный преподаватель информатики в своей массе – пилот начала ХХ века, пытающийся на современном реактивном самолете вспахать поле. Поэтому чаще использование компьютеров в школе неадекватно их мощности и современным их «умениям».
Давно стало понятным, что любое знание нужно сразу «втыкать» в дело, да лучше в свое дело, в котором есть внутренний порыв, а еще лучше – как в жизни – заводить свое дело, в процессе понимать чего не знаешь, а там быстро обучаться и «втыкать» знания опять в дело. Переводя это в плоскость школы – «информатика», как минимум, должна предоставлять возможности и средства для изучения других предметов. Урок по рисованию – пожалуйте, дети, на PhotoShop. Черчение – извольте 3DSMax изучать. Сочинение написать надо на вольную тему – извольте Word. Не понял урока по математике или тему не увидел по физике, потому что фантазии не хватило по причине убитого в средней школе воображения, – иди в библиотеку, открывай в PowerPoint красивую лекцию, приготовленную заранее учителем, – и вперед... Ну а если совсем непонятно, где находится 80% массы материи наблюдаемых в телескопы звезд, – добро пожаловать в Интернет и в мировые глобальные информационные сети. Вот вам и медиаобразование.
Последние 10 лет в Красноярске появились школы (городской лицей № 1, школа № 22 и пр.), в которых дети имеют свои патенты на изобретения. Другими словами, пробы школ методологизировать свое внутреннее образование привели к тому, что они стали центром генерации новых знаний. В этом случае при поиске новой и необходимой информации вообще непонятно, куда обращаться. И при чем тогда здесь информатизация образования – непонятно.
Кто-то скажет, что это все мечты и фантастика. Отнюдь не фантастика (в плане примеров), но, конечно, мечты.
Нет вузов и факультетов по подготовке такого рода кадров. Нет специалистов школьных полипредметников и мастеров информационных технологий. Никто не хочет и не умеет (и широко не учат этому в педвузах) организовывать уроки в индивидуально-значимом проблемно-деятельностном подходе.
Вообще, если разобраться, будущее отдельно взятой школы – в руках «информатиков». Ведь у них за счет самой природы предмета, как полипредметной области знания, системно стоящей над другими школьными предметами в плане организации своей учебной деятельности, – больше шансов видеть мир другими глазами. Мир информатика более богатый – он виртуален. Он более ярок, поэтому более фантастичен, а следовательно – более целесодержателен. Именно у информатиков есть реальный шанс начать методологизацию российской школы, задавая прецедент других стилей работы с учащимися. Стилей, объединенных девизом: «информатика» ради личного успеха в другом предмете и, более широко, в жизни.
Именно в методологизации стилей обучения за счет использования в проблемном режиме «информационных технологий» лежит основание будущей системы медиаобразования.
Что делать?
Теперь постараюсь наметить некоторые опорные точки для ответа на вопрос «что делать?». Хотя по своему характеру содержание будет несколько фантастическим.
Вообще анализ тенденций развития мировой науки показывает, что приоритетными научными направлениями в мире сегодня являются: микроэлектроника и биотехнологии, науки о материалах, телекоммуникации, машиностроение и робототехника, компьютерная техника и нанотехнологии и т.д. Во всем мире происходит сокращение фундаментальных научных исследовательских программ теоретического характера. Как бы заканчивается эра открытий, начинается эра покорения и освоения.
Вопрос о постоянной погоне за Западом можно перевернуть в другую плоскость: не гнаться, а все силы бросить одновременно на развитие российской научной «изюминки» – с одной стороны, с другой – в намеченную во всем мире «перспективу». С одной стороны, необходима методологизация содержания образования через привлечение «информационных технологий», с другой – переопределение стратегических научных ориентиров. А потому сегодня срочно необходимы стратегические государственные программы освоения и развития указанных направлений. Для этого, при условии честного подхода к вопросу на уровне государства, необходимо, чтобы развитие процессов информатизации образования велось совместно с развитием вышеуказанных направлений в науке за счет вырученных финансовых средств от торговли с Западом существующими у России нефте-, газо-, металло– и другими природными ресурсами, имеющими спрос на мировом рынке современного стратегического сырья, при условии восстановления государством своей ответственности и активной роли в этих сферах.

Дмитрий Захаржевский,
г. Красноярск

Рейтинг@Mail.ru