Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №24/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Жизнь школы в мифе

Это последний «Взгляд» в нынешнем учебном году, можно сделать какие-то обобщения, подвести итог прошедшему году.

События школьной жизни за это время окончательно разделились, с моей точки зрения, на действительные и мифические. И не только разделились, но и стали независимыми друг от друга. Реальная жизнь ребенка в школе, его судьба после школы, сама результативность образования не стали предметностью образовательной политики.
Не успев оформиться в самостоятельную деятельность, образовательная политика оказалась приватизированной органами управления, отделилась от собственно образования и стала превращаться в способ умощнения бюрократии. И становится мифом для общества и школы, и становится механизмом дальнейшего обюрокрачивания школы. А действительная школьная жизнь пробивается сквозь асфальт стандартизации и пока еще может протекать независимо от бюрократии.
Действительная жизнь – это то, что происходит на уроках краснодарской учительницы литературы Марины Петровой, когда ее ученики в мучительных спорах друг с другом и с учителем ищут смыслы современной российской литературы.
Или в классе Александра Лобка в екатеринбургской Школе вероятностного образования, когда философ-ребенок и философ-учитель вместе пытаются отразить меняющийся мир в своих авторских текстах и построить свой собственный образ этого мира.
Действительные события – в отчаянных попытках учителей Нововаршавской гимназии (в Омской области) изменить жизнь своего села, возродить уклад семейной жизни сельчан, изменить не только образование, но и экономику Нововаршавки.
Действительные события – это попытки Алексея Бабетова и его товарищей создать гражданское сообщество родителей вокруг своей школы «Корифей» и создать сеть «корифеевских» школ не только в России, но и в Казахстане. Уникальная атмосфера и система образования в «Корифее» оказались передаваемыми, но в особых, таких же уникальных, как и сам «Корифей», проектных формах.
Действительной жизнью, с моей точки зрения, можно назвать усилия учителей села Вершина Боханского района Усть-Ордынского автономного округа, особенно Людмилы Веджитас, возродить в сибирской глуши уклад польских поселенцев, польскую культуру, язык. Тропинка от сельской школы в Вершине к новому костелу, по которой дети и учителя ходят и на праздники, и на исповедь, – как символ тонкой и очень важной связи между разными составляющими культуры.
Действительная жизнь – это увлекательный мир красок и дизайна, в который вовлекает своих учеников талантливая Елена Политахина из Красноярска, превращая школу в мастерскую для детского проектирования образовательного пространства.
Действительная жизнь – это чудесное превращение ребят группы риска, попавших в Детский реабилитационный центр Александра Петрынина, в нормальных мальчишек и девчонок.
И много-много есть еще примеров лучшей школьной жизни. Действительной.
А напротив – возня со стандартами, кошмар с тестами, иллюзия 12-летки, курьезы с профильностью, жуткие проекты аттестации, сонливая тяни-толкайщина с финансовым нормативом, пустая широкомасштабность фиктивного экспериментаторства, неразбериха с зарплатой и отсутствие реального гражданского управления школой.
Школа как государственный институт – миф.
Школа как детский дом – реальность.
Важные мужчины и серьезные дамы из правительства и Думы, а также их не менее важные советники и консультанты яростно отстаивают право государства на определение содержания образования и вообще – на владение школой.
Кто же спорит?
Есть деньги – владейте.
Однако в жизни получается, что государство, а точнее ведомство, устанавливает требования, государство не желает оплачивать их выполнение и эти требования превращаются в миф. Но строгий контроль за выполнением – это отнюдь не миф, это очень жесткая и реальная процедура. Так и умощняется бюрократия: не ее дело, как вы выполните правила и нормы, ее дело проверить соответствие.
И нет общего языка, нет правил, по которым живая жизнь может быть описана и представлена в мире образовательной политики.
Хитрое государство не хочет включать в государственный стандарт финансовый норматив, то есть свои обязательства перед гражданами за уровень образования.
А вот требования к выпускникам государство – в лице разработчиков закона о стандарте – включает с удовольствием. И это представляется как забота об уровне образованности нации. Миф, очередной миф. Все равно что устанавливать стандарт здоровья, не давая возможности нормально питаться.
А тем временем в живой жизни, конечно, устанавливаются высокие стандарты образования. И те замечательные учителя и директора, которых я назвал, и еще тысячи других, конечно, задают высокий стандарт образования, но вовсе не из-за страха проверок, а как раз вопреки административному мифу.
...Образовательная политика в этом году, отделившись от школьной жизни, стала превращаться в миф.
Боюсь, что в следующем году может превратиться в блеф.

Рейтинг@Mail.ru