Александр АДАМСКИЙ
Жизнь школы в мифе
Это последний «Взгляд» в нынешнем
учебном году, можно сделать какие-то обобщения,
подвести итог прошедшему году.
События школьной жизни за это время
окончательно разделились, с моей точки зрения, на
действительные и мифические. И не только
разделились, но и стали независимыми друг от
друга. Реальная жизнь ребенка в школе, его судьба
после школы, сама результативность образования
не стали предметностью образовательной
политики.
Не успев оформиться в самостоятельную
деятельность, образовательная политика
оказалась приватизированной органами
управления, отделилась от собственно
образования и стала превращаться в способ
умощнения бюрократии. И становится мифом для
общества и школы, и становится механизмом
дальнейшего обюрокрачивания школы. А
действительная школьная жизнь пробивается
сквозь асфальт стандартизации и пока еще может
протекать независимо от бюрократии.
Действительная жизнь – это то, что происходит на
уроках краснодарской учительницы литературы
Марины Петровой, когда ее ученики в мучительных
спорах друг с другом и с учителем ищут смыслы
современной российской литературы.
Или в классе Александра Лобка в екатеринбургской
Школе вероятностного образования, когда
философ-ребенок и философ-учитель вместе
пытаются отразить меняющийся мир в своих
авторских текстах и построить свой собственный
образ этого мира.
Действительные события – в отчаянных попытках
учителей Нововаршавской гимназии (в Омской
области) изменить жизнь своего села, возродить
уклад семейной жизни сельчан, изменить не только
образование, но и экономику Нововаршавки.
Действительные события – это попытки Алексея
Бабетова и его товарищей создать гражданское
сообщество родителей вокруг своей школы
«Корифей» и создать сеть «корифеевских» школ не
только в России, но и в Казахстане. Уникальная
атмосфера и система образования в «Корифее»
оказались передаваемыми, но в особых, таких же
уникальных, как и сам «Корифей», проектных
формах.
Действительной жизнью, с моей точки зрения, можно
назвать усилия учителей села Вершина Боханского
района Усть-Ордынского автономного округа,
особенно Людмилы Веджитас, возродить в сибирской
глуши уклад польских поселенцев, польскую
культуру, язык. Тропинка от сельской школы в
Вершине к новому костелу, по которой дети и
учителя ходят и на праздники, и на исповедь, – как
символ тонкой и очень важной связи между разными
составляющими культуры.
Действительная жизнь – это увлекательный мир
красок и дизайна, в который вовлекает своих
учеников талантливая Елена Политахина из
Красноярска, превращая школу в мастерскую для
детского проектирования образовательного
пространства.
Действительная жизнь – это чудесное превращение
ребят группы риска, попавших в Детский
реабилитационный центр Александра Петрынина, в
нормальных мальчишек и девчонок.
И много-много есть еще примеров лучшей школьной
жизни. Действительной.
А напротив – возня со стандартами, кошмар с
тестами, иллюзия 12-летки, курьезы с
профильностью, жуткие проекты аттестации,
сонливая тяни-толкайщина с финансовым
нормативом, пустая широкомасштабность
фиктивного экспериментаторства, неразбериха с
зарплатой и отсутствие реального гражданского
управления школой.
Школа как государственный институт – миф.
Школа как детский дом – реальность.
Важные мужчины и серьезные дамы из правительства
и Думы, а также их не менее важные советники и
консультанты яростно отстаивают право
государства на определение содержания
образования и вообще – на владение школой.
Кто же спорит?
Есть деньги – владейте.
Однако в жизни получается, что государство, а
точнее ведомство, устанавливает требования,
государство не желает оплачивать их выполнение и
эти требования превращаются в миф. Но строгий
контроль за выполнением – это отнюдь не миф, это
очень жесткая и реальная процедура. Так и
умощняется бюрократия: не ее дело, как вы
выполните правила и нормы, ее дело проверить
соответствие.
И нет общего языка, нет правил, по которым живая
жизнь может быть описана и представлена в мире
образовательной политики.
Хитрое государство не хочет включать в
государственный стандарт финансовый норматив,
то есть свои обязательства перед гражданами за
уровень образования.
А вот требования к выпускникам государство – в
лице разработчиков закона о стандарте –
включает с удовольствием. И это представляется
как забота об уровне образованности нации. Миф,
очередной миф. Все равно что устанавливать
стандарт здоровья, не давая возможности
нормально питаться.
А тем временем в живой жизни, конечно,
устанавливаются высокие стандарты образования.
И те замечательные учителя и директора, которых я
назвал, и еще тысячи других, конечно, задают
высокий стандарт образования, но вовсе не из-за
страха проверок, а как раз вопреки
административному мифу.
...Образовательная политика в этом году,
отделившись от школьной жизни, стала
превращаться в миф.
Боюсь, что в следующем году может превратиться в
блеф.
|