Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №29/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Обучение бедностью

Российская социальная политика формирует, с нашей точки зрения, особый тип общественного сознания – ожесточенной бедности.

И все острее ощущается бессилие образования и образователей, которые, несмотря на все жертвы и таланты, не в состоянии противопоставить государственной социальной политике свои старания. Граждане формируются этой политикой эффективнее, чем педагогикой.
Сегодня все наши социальные расходы – прямые потери. Пенсии проедаются; результат здравоохранения – 1,5 миллиона ежегодного сокращения численности населения; результат образования – 28-е место среди пятидесяти произвольно выбранных стран; результат деятельности жилкомхоза – ужасающее состояние как коммунального, так и приватизированного жилья. И – несмотря на титанические усилия правительства – ситуация усугубляется с каждым годом. Но по-другому быть не может, потому что бедным в нашем Отечестве быть если и тяжело, то по крайней мере не обидно, ему хоть что-то плохо и нерегулярно дают, а вот богатым1 быть просто отвратительно, потому что у него постоянно и много берут, вдобавок именно за ним идет охота всех многочисленных государственных служб. Отсюда парадоксальный результат: только в нашей стране основная масса богатых и зажиточных официально прикидывается бедной. Известный факт – наше население держит в банках (стеклянных) не менее $ 60 млрд.! При том, что официальная средняя зарплата около
3000 руб. ($ 100).
Из всего сказанного возникает весьма нетрадиционный для нашего привычного образа мыслей вывод: можно сколько угодно освобождать экономику, можно принимать любые, самые либеральные экономические законы и правила, можно и дальше продолжать курс «экономического либерализма» любыми, самыми радикальными и жесткими политическими средствами, – это не приведет к прекращению бедности и росту богатства. К тому же все эти мероприятия в экономике – вещь совершенно необходимая, но одновременно и совершенно недостаточная! Потому что экономика в человеческом мире – не первична. Первична культура, а точнее, социокультурная сфера, или, в просторечии, образ жизни.
Действительно, все большему числу политиков и просто здравомыслящих людей становится ясно, что бедность нашего населения – не совсем или, точнее, далеко не только экономическое явление. Из ста миллионов самодеятельного населения страны – около 5 млн. ведут себя как реально зажиточные, «социально взрослые, ответственные» граждане: они не прячут свои деньги в кубышках, они пользуются банковскими услугами, декларируют доходы, делают дорогие покупки, вкладывают средства в саморазвитие (образование, профилактику, лечение, отдых, будущую экономическую самостоятельность); они строят крепкую, как правило, двухдетную семью; их политический выбор логичен и определяется четко осознанными интересами. В то же время 90 млн. (владельцы указанных $ 60 млрд.) ведут себя как классические бедные, социально инфантильные люди: доходы не афишируют и стараются потратить все, что заработали, практически не вкладывают деньги в будущее – не дорожат семьей, легко разводятся, часто вообще не заводят детей или ограничиваются одним ребенком; стараются не платить за образование, профилактику болезней, лечение и отдых; не вкладывают деньги в накопление средств на саморазвитие (не покупают акции, облигации, страховые полисы и т.п.). Эти наши сограждане не берут кредиты и даже «по-бытовому» не берут в долг, часто ведут совершенно нерентабельное натуральное хозяйство, в политике «голосуют сердцем», то есть противоположным логике образом, легко становятся жертвами разных манипулятивно-мошеннических средств воздействия, хотя отлично понимают неизбежность надувательства («Дурят нашего брата!» – как любят говорить сами же потерпевшие). Самое же главное – все эти люди, а их вместе с пенсионерами ни много ни мало 120 млн. – безнадежно одиноки, они ждут и требуют помощи только от абстрактного «государства» при том, что совершенно не готовы помогать друг другу сами. Бедность (слабость, социальная болезненность, незащищенность, недостаточность) как образ жизни подавляющего большинства народа – вот диагноз нашего общества.
И это самый главный образовательный эффект той социальной политики, которая определяет и состояние системы образования.
Известная поговорка, которой не раз сопровождались рассказы о наших блестящих образовательных достижениях: «Ели мы такие умные, то почему мы такие бедные?» – уже не актуальна.
Потому что становится все яснее: если мы такие бедные – значит, не такие уж и умные.


1 Надо еще помнить, что богатым даже в Москве считается человек, который имеет доход 8000 руб. в месяц (96 тыс. руб. в год, $ 3000 – это вдвое меньше стандартного социального вспомоществования в странах «золотого миллиарда», это даже по меркам ООН – граница бедности!).

Рейтинг@Mail.ru