Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Прошлым летом

Считается, что летом школьные люди отдыхают: уходят в отпуск, едут к морю или на дачу. Но с кем ни поговоришь – почти никто не отдыхал. Директора в основном ремонтируют школы, у начальников управления – безумная нагрузка из-за эксперимента по единому экзамену, у других проверка за проверкой: то прокуратура решила проверить, исполняется ли Закон "Об образовании", то КРУ или налоговая. При этом всем понятно, что закон не исполняется, а для силовиков школа – идеальный объект для проверки: и нарушения точно есть, потому что вся финансовая система образования – теневая, и неприятностей можно не опасаться, не бандиты ведь и не олигархи. Чем ответят?

Сейчас уже и пресса не защитит школу – наоборот, охотнее напишут, что министр, ректор или директор нецелево истратил деньги, или вместо закупки мела и тряпок построил зимний сад, или провел семинар для учителей.
А в моем любимом Красноярске снова выборы и всех директоров и управленцев пытаются строить под того или другого претендента. При этом директора научились и для школы выгоду получать – кто спортзал подремонтирует, кто новую технику закупит на пожертвования претендентов.
В Омской области продолжается борьба за Нововаршавский сельский университет: если министерство не даст своих гарантий ректорам, которые "вскладчину" содержат Межвузовский центр в Нововаршавке, эксперимент может погибнуть.
Самарская область наконец получила распоряжение правительства, разрешающее эксперимент по образовательным округам. Это большое достижение – теперь самарская модель может развиваться более эффективно, и для продвижения новых региональных систем управления это имеет огромное значение.
Кубань не может оправиться от стихийных бедствий. В краснодарской школе № 25 смерч выдернул с корнем все тополя во дворе, и директор Борис Бурняшов вывез 25 камазов мусора, ликвидируя последствия этого нападения.
Президент В. Путин отправил министра образования В. Филиппова в Краснодарский край для помощи местным властям в восстановлении школ. Серьезный знак: значит, сами не справляются? Зная энергичный характер руководства кубанского образования, в это трудно поверить: скорее всего, президент хочет знать информацию из первых рук или у С.Шойгу до школ руки не доходят. Во всяком случае впервые за много лет глава государства направляет руководителя образовательного ведомства лично готовить регион к началу учебного года. Прямо как в фильме "Чапаев": где должен быть командир?
Кроме того, президент выделил из резервного фонда деньги для точечной поддержки интернатов и школ. Это очень важный факт: помимо федеральных целевых программ, которые из-за своей масштабности оказываются перегружены бюрократическими ограничениями, появилась более гибкая и эффективная система точечной поддержки образования. Важно теперь, чтобы анализ эффективности трат этих денег не превратился в традиционную фискальную проверку.

А тем временем полным ходом идет разработка стандартов. Драматичность процесса в том, что этим летом вместо анемичной и беспомощной Академии образования за дело взялись энергичные и знающие свое дело специалисты, тоже академики, но стоящие в оппозиции нынешнему ее руководству.
Проведя титаническую работу, они довели проект стандартов до совершенства.
Это как если бы сегодня предложили конкурс на лучшую модель паровоза и вдруг оказалось, что его выиграли не машинисты и кочегары, а специалисты по термодинамике и квантовой физике. Которые, впрочем, могли бы создать и другую машину, посовременнее, но конкурс-то был объявлен на паровоз! И они решили, что уж лучше они сами сделают, чем кочегары и кондукторы.

Это довольно сложная нравственная проблема: если я вижу, что все движется в неправильном направлении, но неумолимо движется, – что делать?
Бороться, понимая, что ни к чему не приведет твоя борьба? Идти не в ногу, когда все уже на марше?
Или постараться положить свой талант и знания на то, чтобы этот ошибочный путь не привел к губительным последствиям?
Ну как видные теоретики и просто умные люди могут не понимать, что фиксировать стандартом уровень освоения программ по учебному предмету – это вчерашний день?
Что представления о так называемых компетентностях взяты из технократического подхода, с помощью которого бизнес стремится заполучить себе эффективных работников. Своеобразный возврат к пресловутому: "Кадры решают все!"
Умные люди все понимают.
Значит, сделали выбор: своим талантом уменьшить зло.
Здесь предстоит острая дискуссия, и суть ее как раз в том и состоит, что это спор единомышленников, а не врагов.
И это новый этап развития и школы, и образовательной политики в России.

…Ну, если вы отдохнули летом, то с возвращением вас, а если чувствуете усталость – не расстраивайтесь: скучать в этом учебном году не придется!

Рейтинг@Mail.ru