Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2002


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Александр МАЛЫШЕВСКИЙ

Образовательный стандарт
на смену личности учителя и ученика

Благими намерениями...

На осенней сессии Государственная Дума Федерального Собрания РФ готовится рассмотреть во втором чтении проект Федерального закона «О государственном стандарте общего образования». Необходимость принятия такого закона разработчики связывают с недостаточностью правовых механизмов, обеспечивающих реализацию прав граждан на общедоступность и надлежащее качество общего образования, установленных Конституцией РФ и Законом РФ «Об образовании».
Проект нового федерального закона устанавливает статус государственного стандарта общего образования, вводя его обязательность для всех образовательных учреждений, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию. Более того, законопроект «концептуально» дополняет Закон РФ «Об образовании», определяя, что государственный образовательный стандарт устанавливается федеральным законом не только для основного общего, но и для среднего (полного) общего образования.
В дополнение к федеральному и региональному (национально-региональному) компонентам государственного стандарта общего образования предлагается ввести компонент образовательного учреждения.
Устанавливаются конкретные механизмы по реализации стандартов общего образования. В частности, устанавливаются требования к содержанию общего образования, нормативы и максимальный объем учебной нагрузки, основные положения федерального базисного учебного плана, принципы установления требований к уровню подготовки выпускников.
Так, в статье 6 определен минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов: русский язык и литература, иностранные языки, математика, включая алгебру и геометрию, информатика, история, обществознание включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии, философии, экономики, география, естествознание включая физику, химию, биологию, искусство включая изобразительное искусство, музыку, мировую художественную культуру, технология включая трудовое обучение и информационные технологии, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности.
В статье 7 устанавливается 11-летний срок для освоения образовательных программ общего образования, в том числе для начального общего – 4 года, основного общего – 5 лет и среднего (полного) общего образования – 2 года.
Определяются максимальный объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся (при 5-дневной неделе – 10500 часов; при 6-дневной неделе – 11500 часов) и нормативы учебной нагрузки (12900 и 13900 часов соответственно). Последние превышают максимальный объем аудиторной учебной нагрузки, так как дополнительно включают часы, необходимые для проведения индивидуальной и групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся и деления классов на подгруппы при изучении ряда учебных предметов. По мнению разработчиков законопроекта, указанные нормативы будут выступать основными показателями для решения вопросов финансирования образовательных учреждений, а также в обеспечении защиты учащихся от перегрузок.
Положениями статей 11 и 12 устанавливается, что:

– государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся, их родителей (законных представителей);
– аккредитованное образовательное учреждение обязано ознакомить обучающихся и их родителей (иных законных представителей) с содержанием реализуемых основных образовательных программ общего образования;
– родители (иные законные представители) обучающихся имеют право ознакомиться с результатами государственной (итоговой) аттестации выпускников данного образовательного учреждения за последние три года;
– при неисполнении аккредитованным образовательным учреждением государственного стандарта общего образования обучающихся, их родители (иные законные представители) вправе предъявить соответствующему образовательному учреждению претензии на основании действующего законодательства Российской Федерации.

Настоящий законопроект устанавливает основные принципы и порядок бюджетного финансирования реализации государственного стандарта общего образования, которые сводятся к положению о том, что финансирование общего образования осуществляется за счет средств бюджетов всех уровней. Бюджетное финансирование реализации государственного стандарта общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях предусмотрено осуществлять на основе государственных и местных нормативов бюджетного финансирования в расчете на одного обучающегося в год.
Но даже простое перечисление положений проекта Федерального закона «О государственном стандарте общего образования» достаточно, чтобы сделать вывод: принятие настоящего законопроекта не позволит создать правовых и финансовых основ обеспечения конституционных прав граждан на общедоступность, бесплатность, качество общего образования и укрепить единое образовательное пространство России. Почему? Во-первых, сами разработчики в своем финансово-экономическом обосновании записали буквально следующее: «Реализация проекта Федерального закона «О государственном стандарте общего образования» не потребует материальных затрат за счет средств федерального бюджета, так как законопроект устанавливает нормативы и объемы учебной нагрузки, не превышающие ныне действующие». Следовательно, государство вводит стандарт общего образования, но не предполагает его финансировать. Во-вторых, законопроект предусматривает наделение органов местного самоуправления полномочиями в области государственного стандарта общего образования, то есть по существу государственными полномочиями, что противоречит конституционному праву. Так, согласно части 2 статьи 132 Конституции РФ наделение органов местного самоуправления указанными полномочиями возможно только с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В-третьих, введение в государственном стандарте общего образования компонента образовательного учреждения нарушает принципы конституционного строя, а также самостоятельности образовательного учреждения. Закон РФ «Об образовании» не предусматривает и «обязательного согласования режима работы с органами самоуправления образовательного учреждения». В-четвертых, законопроект предусматривает согласование базисного учебного плана с Государственной Думой Федерального Собрания РФ, тогда как в соответствии с Конституцией Российской Федерации указанное согласование не является его компетенцией. В связи с тем, что базисный учебный план утверждается федеральным органом управления образованием и не требует согласования с Государственной Думой Федерального Собрания РФ, нормативы учебной нагрузки обучающихся не должны устанавливаться на законодательном уровне. Позиция же о дополнительном согласовании с федеральными органами управления образованием национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта не соотносится с положениями Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». В-пятых, все, что касается организации бюджетного финансирования реализации государственного стандарта, не подтверждается ни одной из своих позиций Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В-шестых, общеправовой сумбур законопроекта связан с размытостью таких понятий, как «базовый и профильный уровни», «минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов» и т.д.

Мера государственной ответственности перед гражданами
Процесс образования в цивилизованных странах осуществляется согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, провозглашенным во Всеобщей декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.
Признание на международном и межгосударственном уровне права каждого человека и в особенности ребенка на образование, того факта, что школьная дисциплина не должна поддерживаться с помощью методов, унижающих человеческое достоинство, согласие в том, что образование должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей в их самом полном объеме, на подготовку подрастающего поколения людей к сознательной жизни в свободном обществе, на воспитание уважения к родителям, культурной самобытности, языку и ценностям, в том числе к национальным ценностям страны, в которой человек проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной, создают основу конституционного права в конкретных странах-участницах общегражданского процесса, к которым относится и Российская Федерация.
Международное образовательное право – это механизмы открытой демократической системы образования, опирающейся на ценности гражданского общества. Отсюда предметом образовательного права выступают те категории общественных отношений, которые возникают в области обеспечения, осуществления и защиты конституционного права каждого гражданина на образование.
Оптимизация личных интересов граждан, интересов различных социальных групп и государственные интересы в области общего образования происходит только по главным социальным основаниям:

1. Право каждого гражданина на образование обеспечивается посредством:
1) государственных гарантий прав каждого гражданина на образование;
2) рынка образовательных услуг, удовлетворяющих индивидуальный спрос каждого гражданина на образование;
3) общественно-государственного регулирования образования;
4) многоканального финансирования образования;
5) экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в поддержке образования.
2. Образование должно отражать ценности и приоритеты гражданского общества:
1) образование должно строиться на демократических началах и обеспечить свободное развитие личности каждого гражданина. Каждому гражданину должны быть созданы условия для индивидуального образовательного пути;
2) образование должно быть направлено на развитие индивидуальных способностей человека. Программы образования должны быть адаптивны к уровню и особенностям развития и подготовки человека;
3) образование находится вне политики. В организациях (учреждениях), созданных для достижения целей образования, не допускается создание политических партий и объединений;
4) обучение и воспитание в государственных организациях (учреждениях), созданных для достижения целей образования, должны носить светский характер и быть свободными как от религии, так и от атеизма. Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права каждого человека на свободный выбор мнений и убеждений;
5) в содержание массового публичного образования не допускается включение военной подготовки.
3. Образование должно способствовать сохранению историко-культурного наследия:
1) образование должно способствовать развитию национальных культур, региональных и местных традиций;
2) в государственных организациях (учреждениях), созданных для достижения целей образования, каждому гражданину должна быть предоставлена возможность для получения образования на родном языке;
3) в государственных организациях (учреждениях), созданных для достижения целей образования, каждому гражданину должны быть созданы условия для овладения государственным языком;
4) в государственных организациях (учреждениях), созданных для целей образования, в пределах их реальных возможностей гражданам должны быть созданы условия свободного выбора языка общения, обучения, воспитания и творчества.

ПЕРВАЯ позиция государственных образовательных стандартов: государственный образовательный стандарт – это социокультурная среда как среда образовательная, т.е. адекватная уровню и особенностям развития ребенка.

Образовательные отношения как гражданские правоотношения

Право каждого гражданина Российской Федерации на образование составляет содержание гражданских правоотношений и возникает с момента его рождения из оснований, а также из действий граждан и юридических лиц, которые порождают право гражданина Российской Федерации на образование. Иными словами, речь идет об юридических фактах, с которыми закон и другие правовые акты связывают возникновение, изменение и прекращение права гражданина на образование:
– акты государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения права гражданина Российской Федерации на образование;
– возмездный и (или) безвозмездный договор об образовании с юридическим или физическим лицом;
– судебное решение, установившее право гражданина Российской Федерации на образование и т.д.
Особая роль в осуществлении и защите права несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации на образование возлагается на родителей и других законных представителей (усыновителей или опекуна). Более того, закон закрепляет право каждого несовершеннолетнего гражданина на соответствующую социально-психическим особенностям его развития социально-культурную среду, которая сама по себе является и обучающей, и воспитывающей.

Осуществление права несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации, не достигшего четырнадцати лет (малолетних), на образование:

1. Несовершеннолетний гражданин РФ, не достигший четырнадцати лет (малолетний), осуществляет свое право на образование через родителей, усыновителей или опекунов:
1) родители и другие законные представители (усыновители, опекуны) должны создать необходимые условия для физического и социально-психического развития своего несовершеннолетнего ребенка, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), его личностного становления;
2) родители и другие законные представители (усыновители, опекуны) обязаны обеспечить получение образования несовершеннолетними детьми, не достигшими четырнадцати лет (малолетними), находящимися на их попечении;
3) родители и другие законные представители (усыновители, опекуны) имеют преимущественное право на обучение и воспитание своего несовершеннолетнего ребенка, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), в соответствии с собственными убеждениями.
2. Право несовершеннолетнего гражданина РФ, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), на образование осуществляется в форме соответствующего возмездного и (или) безвозмездного договора с юридическим или физическим лицом, совершенного от имени несовершеннолетнего гражданина РФ, не достигшего четырнадцати лет (малолетнего), его родителями и другими законными представителями (усыновителями, опекунами).
Осуществление права несовершеннолетнего гражданина Российской Федерации в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на образование:
1. Несовершеннолетний гражданин РФ в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет осуществляет свое право на общее образование с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя. Родители и другие законные представители (усыновители или попечитель) обязаны обеспечить получение образования несовершеннолетними детьми, находящимися на их попечении, вплоть до их полной дееспособности;
2. Право несовершеннолетнего гражданина РФ в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет на образование осуществляется в форме соответствующего возмездного и (или) безвозмездного договора с юридическим или физическим лицом, совершенного с письменного согласия законных представителей (родителей, усыновителей или попечителя).

Любое конституционное право неизменно предполагает пределы его осуществления, соответствующие гражданские обязанности, а также способы, средства и основания защиты.
Для несовершеннолетних граждан Российской Федерации пределы осуществления права на образование могут быть представлены следующим образом:

1. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение гарантированного федеральным бюджетом и (или) средствами бюджетов субъектов РФ образования единожды и только в пределах устанавливаемых государством норм;
2. Несовершеннолетние граждане РФ с отклонениями в социально-психическом развитии, по согласию родителей и других законных представителей (усыновителей, опекунов или попечителя) и по заключению медико-психолого-педагогической комиссии, могут быть направлены федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ в специальные (коррекционные) учреждения, обеспечивающие на ряду с образованием лечение, социальную адаптацию и интеграцию в обществе;
3. Несовершеннолетние граждане РФ с девиантным (общественно опасным) поведением, достигшие возраста одиннадцати лет, по решению суда и в установленном законодательством РФ порядке, могут быть направлены в специальные (закрытого типа) учреждения, создаваемые федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ для достижения целей образования и медико-социальной реабилитации.

Обязанность гражданина РФ иметь общее образование возникает из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые порождают обязанность гражданина РФ иметь общее образование. В соответствии с этим обязанность гражданина РФ иметь образование возникает:
1) из актов государственных органов, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения обязанности гражданина РФ иметь общее образование;
2) из судебного решения, установившего обязанность гражданина РФ иметь общее образование.

К основным средствам защиты права гражданина на образование причисляются как возмещение понесенных убытков, так и возмещение морального вреда. Возмещение морального вреда – это денежная компенсация физических и нравственных страданий.

Защита гражданином РФ права на образование осуществляется путем:
а) признания права гражданина РФ на образование;
б) восстановления положения, существующего до нарушения права гражданина на образование, и пресечения действий, нарушающих право гражданина на образование или создающих угрозу его нарушения;
в) признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления в области права гражданина на образование;
г) неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления в области права гражданина на образование, противоречащего закону;
д) самозащиты гражданином права на образование;
е) возмещения убытков;
ж) компенсации морального вреда;
з) иными способами, предусмотренными законом.

Основанием защиты гражданином Российской Федерации права на общее образование является:
1) отказ гражданину РФ в праве на общее образование;
2) невыполнение юридическим или физическим лицом обязательств, предусмотренных возмездным и (или) безвозмездным договором в области общего образования:
а) факт плохого качества образовательных услуг;
б) факт влияния образовательного процесса на ухудшение здоровья;
в) факт причинения морального вреда в ходе образовательного процесса;
г) иные основания, предусмотренные законом.

Отсюда ВТОРАЯ позиция государственных образовательных стандартов: государственный образовательный стандарт – это гражданские основания возникновения права на образование, осуществления и защиты этого права.

Формы и способы предоставления образовательных услуг
Гражданское образовательное право – это своего рода механизмы общественно-государственного регулирования в области осуществления и защиты права каждого гражданина на образование.

Форма предоставления услуг в области образования:
1. Услуги в области образования предоставляются в форме образовательных программ, призванных обеспечить право каждого гражданина на образование с учетом его интересов, потребностей, способностей и реальных возможностей.
2. Образовательные программы:
1) могут отличаться степенью выраженности в них признаков формального или неформального, централизованного или децентрализованного, массового или элитарного, общекультурного или предпрофессионального, основного или дополнительного образования;
2) могут подразделяться:
а) по возрастным параметрам человека;
б) по уровню развития и подготовки человека;
в) по особенностям физического и социально-психического состояния человека;
г) по содержанию и формам обучения и воспитания и т.д.

Способы предоставления услуг в области образования:
1. Услуги в области образования предоставляются организациями (учреждениями), созданными для достижения целей образования, и физическими лицами, занимающимися индивидуальной трудовой педагогической деятельностью.
2. Порядок создания организации (учреждения) для целей образования, ее деятельность, управление, реорганизация и ликвидация определяются законодательством.
3. Индивидуальная трудовая педагогическая деятельность по осуществлению образования, сопровождающаяся получением доходов, рассматривается как предпринимательская и подлежит регистрации в соответствии с законодательством.

Обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии могут являться:
1) свидетельство о государственной регистрации организации (учреждения), созданной для целей общего образования;
2) программа образования;
3) кадровая, материально-техническая и учебно-методическая обеспеченность заявленной программы общего образования;
4) сертификат соответствия зданий и сооружений строительным нормам и правилам;
5) санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии условий обучения и воспитания требованиям санитарного законодательства.

Отсюда ТРЕТЬЯ позиция государственных образовательных стандартов: государственный образовательный стандарт – это мера возможности в реализации гражданином своего образовательного права.

Предполагаемые основы государственного финансирования образования:
1. Финансирование образования за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ осуществляется путем:
а) централизованного финансирования образования в пределах установленных норм;
б) целевых программ в области образования;
2. В схему централизованного государственного финансирования включаются некоммерческие организации (учреждений), учрежденные федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ для достижения целей образования.
Централизованное финансирование некоммерческих организаций (юридических лиц), учрежденных федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ для целей образования, осуществляется на основе согласования с учредителем годовых учебных планов программ образования.
3. Организации (учреждения), созданные органами местного самоуправления, а также частные некоммерческие организации (учреждения), созданные для целей образования, могут быть включены в схему централизованного государственного финансирования лишь после государственной аккредитации.
Порядок проведения аккредитации, а также включения в схему централизованного государственного финансирования муниципальных и частных некоммерческих организаций (учреждений), созданных для достижения целей общего образования, устанавливается Правительством Российской Федерации.
4. Финансирование образования за счет целевых программ осуществляется на конкурсной основе. Условия и порядок проведения конкурса устанавливаются соответствующими государственными органами исполнительной власти.

Основные источники многоканального финансирования организаций (учреждений), созданных для целей образования должны формироваться в соответствии с основными направлениями государственной политики, учредительными документами, а также налоговым законодательством. От продуманности последнего обстоятельства зависит также и возможность оказания образованию финансово-экономической помощи со стороны граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, и экономика образования.
Общественно-государственное регулирование в области осуществления и защиты прав граждан на образование предполагает и государственный контроль, целесообразность которого непосредственно связана с формированием соответствующей социальной политики: социально-педагогический мониторинг в области образования и аттестация в области образования.
Если исходить из принципа целесообразности, то социально-педагогический мониторинг образования может осуществляться федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъектов РФ для оценки, выявления изменений и прогноза состояния образования и условий обучения и воспитания граждан РФ. Аттестация в области общего образования оправдывается целями:
1. подтверждения соответствия уровня овладения гражданами РФ знаниями и видами деятельности государственным требованиям для получения сертификата о соответствующем цензе общего образования;
2. подтверждения соответствия услуг юридических лиц, предоставляемых гражданам РФ в области общего образования государственным требованиям, подтверждающим соответствующий образовательный ценз, в случае соответствующей рекламации.
Отсюда ЧЕТВЕРТАЯ позиция государственных образовательных стандартов: государственный образовательный стандарт – это социальная мотивация в области образования. Мотивация как «рефлекс свободы» человека, некие цели-ориентиры, идеалы образования, предполагающие наличие неких образовательных доминант, фиксирующих психические особенности учащихся различных возрастных групп и закрепляющих естественность процесса «развертывания» их в диалоговом пространстве культуры как способов достижения результатов учения. Они трудно достижимы, в них всегда присутствует определенная степень риска. Их трудно определить законодательно. Трудно, если пытаться все подводить под нормы, не давая возможности обществу самоорганизовываться. Ведь не в учении сила, не в учителях, не в науке. В ученике! И если знать заранее, кого учить, то и ученых стало бы значительно больше, а учителей потребовалось бы куда меньше. И были бы учителя меньше числом, но велики мудростью.

Рейтинг@Mail.ru