Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №31/2002


ПРОФЕССИЯ

Разделенная власть – разделенная ответственность
Школьным директорам предлагают потесниться

Имеет ли право на ошибку реформа образования? Риторический вопрос! Как никакая другая она должна быть детально выверенной: шаг вправо – шаг влево грозит обернуться целым поколением образовательного «брака». Так стоит ли рисковать? Тем более не мы первые ступили на путь обновления. Удачи, промахи уже пережиты, и этот опыт – настоящее противоядие от русского «авось» – не стоит нам ничего.
Поспешай медленно
Из того, что российская реформа имеет и британские корни, никогда не делалось тайны. Но мы оставались в неведении, как именно приживаются «опытные образцы» на нашей земле. Был, правда, слух, что более подходящих нам предложений трудно было бы сыскать, однако хочется конкретики.
А отыскалась она в Красноярском крае (столица, выходит, больше не законодательница образовательной «моды»). Не погрешив, можно сказать, что прославляют Россию здешний прогрессивный взгляд на образование и высококлассные педагогические кадры, богатейший источник которых открыли для себя как наши, так и международные организации.
Сегодня красноярцы пожинают плоды, дарованные школьными директорами, год за годом под руководством европейцев ломавшими представление о своей должности вообще и роли в собственной школе в частности. На это действительно понадобились никак не месяцы, хотя мечталось о скором результате.
Год 1996-й. В открытом конкурсе проектных заявок его организатор Британский совет красноярские изыскания отнес к разряду очень успешных, тем самым положив начало проекту реформирования управления школой, до сих пор логично переходящему из фазы в фазу каждые два года. Сперва по программам, разработанным для них департаментом образования графства Кент (свежий взгляд) и ведомством-коллегой из Красноярского края (отеческая забота), готовились директора отдельных школ и муниципальных управленцев.
Итогом следующей стадии, в 1999-м, стали уже команды тренеров для каждой территории Красноярского края, умеющие переподготавливать школьную администрацию и других управленцев.
К 2000 году директоров, мыслящих по-новому, окончательно сковали прежде привычные условия работы: пришло понимание того, что школа не может быть закрытой в демократическом обществе. И поэтому два следующих года действовала третья проектная ступень «Социально активная школа», где в отдельных территориях разрабатывались различные модели общественно-государственного управления школой – школой, которая могла бы стать центром продвижения демократических идей в своем районе-сообществе.
Попечительская хватка
Первое апреля нынешнего года для красноярцев было серьезным: в день начала британского финансового года стартовала четвертая фаза проекта по созданию школьных попечительских советов. Особо отмечалось, что время уйдет на формирование не органа по сбору средств, а структуры, в чьих силах вести общественное управление школой и делать учебное заведение «прозрачным».
По этой позиции опыт Великобритании наиболее важен: подвижки последних месяцев в нашем законодательстве делают его детально схожим с зарубежным двадцатилетней давности. Тогда британцы приняли два закона, действующих и поныне: один из них обязывал все школы иметь попечительский совет, второй из рук органов управления образования каждого из графств передавал им для самостоятельного распределения бюджет, вычисляемый по формуле, где основная составляющая – количество денег на одного учащегося (иными словами, небезызвестное нам подушевое финансирование). Эти два законодательных акта, в случае поддержки в России, станут, наверное, одними из самых важных шагов реформы, начав такие изменения, после которых сегодняшняя школа не может не измениться. Красноярский край уже ощутил мощь подобного потенциального решения властей.
«Кота в мешке» никто не предлагал: о попечительском совете британцы рассказывали охотно. С «революционной» информацией не спешили, поэтому первая «примерка» прошла удачно. И верно, в чем тут мы найдем загвоздку: в этот орган входят директор, представители учителей (желающих столько, что приходится выбирать!), на выборной основе – и родители, и жители прилегающих кварталов, заинтересованные видеть школу источником благополучия микрорайона. Приглашения удостаиваются лишь знаменитости, добившиеся успехов в разных областях. Финансовой выгоды для себя в попечительстве не ищут – денег не платят. Эта общественная работа отдельно взятому попечителю приносит настоящее моральное удовлетворение: в Британии она считается очень почетной. Причина этого кроется в тех полномочиях, что несут на себе члены попечительского совета.
Совет нанимает директора.
Принимает участие в приеме на работу
учителей.
Утверждает направления учебного плана школы (правда, не вмешиваясь в то, как учитель строит почасовое планирование и преподает).
Распоряжается бюджетом.
По всему видно, попечительский совет – фактически верховный орган управления школой.
«Прозрачный» директор
Интересно, какое же место во всей этой системе отводится прежде ключевой фигуре – директору. Посмотреть на традиционную русскую школу, так только слабое подобие находишь. Взять хотя бы бюджет (из расчета, что в будущем тот целиком и полностью будет доверен образовательному учреждению), так директор, никто не против, имеет право его тратить. Только с маленькой оговоркой: строго по согласованию с попечительским советом. Стратегического управления в директорских руках – ноль. Звучит непривычно. Пока...
– В маленьких и больших городах Красноярского края, в деревушках это уже не кажется странным: людям разъяснили, что у школы есть возможность «оздоровиться», – мнение кандидата педагогических наук, менеджера образовательных программ Британского совета Анны ГЕНИНОЙ. – И красноярцы уже воспринимают предлагаемые вещи как совершенно нормальные, родные. Директор-педагог и директор-менеджер – две разные эпохи. Должно пройти время, чтобы попечители могли взять в руки управление, а директора были бы готовы им поделиться, отказавшись от мысли, что им лучше всех известны надобности школы. Говоря откровенно, директора еще не готовы отдать власть и быть подотчетными общественности. Но не буду лукавить: конечно, им школьные нужды знакомы лучше, чем любому члену попечительского совета, и отказываться от его рекомендаций было бы грешно. А совет со своей стороны выступит мощным средством поддержки: вместе решать задачи легче, чем в одиночку. Разделенная власть, разделенная ответственность – хороший механизм управления.
Круги на воде
Нашим многоуважаемым директорам придется нелегко. И дело не в «свержении». Просто уж слишком кардинально... Но, положа руку на сердце, радикальные меры принесут больше пользы, чем вреда, если меры эти продуманы не на один ход вперед.
Госдума – «за», Минобразования рассматривает как возможную модель управленческие структуры на местах – в курсе дела, проектная работа ведется по школам. Охвачены все и вся. Налицо главная предпосылка успешной реформы: потоки «сверху» и «снизу» сближаются.

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru