Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №33/2002


КНИГОИЗДАНИЕ

Издательство, к которому
прислушивается власть

«Просвещение» – единственное в России государственное издательство учебной литературы. За плечами – 13 млрд. выпущенных экземпляров и десятилетия монопольного владения госзаказом. Книги «Просвещения» не выпускают из рук круглый год, но к сентябрю здесь, конечно, отношение особое: как-никак каждый школьник и учитель, запасаясь литературой в преддверии учебы после летнего отпуска, обязательно выберет что-нибудь из ассортимента издательства-старожила.

История СССР – наше прошлое и... будущее

Образовательные перемены последних лет в «Просвещении» поддерживали всеми доступными способами: обращались к новейшим технологиям, проектам и методикам, сохраняя при этом традиции российского книгоиздания. Но быть в числе тех, кто обеспечивает государственную политику в области образования, означало и полную финансовую зависимость. Не в силах издательства было остановить рост тарифов и цен на бумагу, что на стоимости учебников сказалось значительно. Сотрудникам по-человечески страшно жаль тех денег, что отдадут родители учеников и педагоги за книги первой необходимости:
– Если в 2001 году книжный комплект для начальной школы стоил 400 рублей, а для старшей – 600, то в этом – 500 и 900 соответственно, – подсчитывает генеральный директор «Просвещения» Александр КОНДАКОВ. – Сегодня отдать ребенка в школу – тяжелое бремя.
– Школа – бремя? Это пугает. А как же бесплатный стандартный набор?
– Сокращение региональных бюджетов и наводнения на юге страны привели к тому, что объем оплаченных учебников за последние двенадцать месяцев упал в два раза. Родителям придется справляться самим, а библиотечные фонды постареют ровно на один год. Могу сказать, что, за исключением Москвы, Петербурга и нескольких других регионов, критическая ситуация сложилась практически повсеместно. Из тех, кто дольше всех не закупал учебники, – Саратов, Астрахань, Калмыкия, Республика Алтай и большинство сельских школ России. Историю новейшего времени изучают по «Истории СССР»!
Но самое тяжелое положение сложилось с коррекционными школами, для которых государство и регионы не в состоянии финансировать закупку учебников (хотя «Просвещение» продолжает их выпуск и даже увеличивает). Средний возраст книг превысил 12 лет! Неделю назад я получил письмо из Минэкономики, где указывается, что такой литературы закуплено на сумму 5,7 млн. рублей. Для примера: в этом году мы отправляем ее в Казахстан – на 12 млн. Ситуация усугубляется отсутствием спроса в розничной продаже: родителям не до учебников, когда воспитание детей со специальными потребностями и так сопряжено с большими расходами.

Пиратский ЕГЭ

«Просвещение» проходит с модернизацией системы образования все ее ступени. Не стал исключением единый экзамен. Издательство по поручению Минобразования уже второй год ведет пропаганду эксперимента в учительской и родительской среде. После проведения первого ЕГЭ была выпущена серия «Единый государственный экзамен. Тестовые задания. 2001» и уже приступили к тестам-2002.
Кому в первую очередь это может быть интересно? Выпускникам, их педагогам и родителям. Сборники должны помочь подготовить детей к успешной сдаче в будущем году. В изданных тестах даются все варианты заданий, которые были на реальных экзаменах, прошедших в рамках эксперимента в регионах. Часть тиража (порядка пяти тысяч всех наименований) бесплатно предоставляется для обеспечения так называемых экспериментальных районов. Остальное продается. Но...
– На рынке учебной литературы «гуляют» разные тесты, – предостерегает главный редактор издательства Маргарита ЛЕОНТЬЕВА. – На протяжении целых пяти лет кто только не издавал их! Поэтому нужно настороженно относиться к обложке с надписью «Тесты»: это может оказаться обычный сборник заданий. Подлинные же тесты проходят очень длительный путь создания и имеют жесткие требования к структуре. Наши тесты тем и ценны, что именно они использовались на едином экзамене. Официальную публикацию бумажных версий Министерство образования разрешает «Просвещению», «Интеллект-центру» и собственному Центру тестирования. Сборники тестов других издательств – пиратские.
– Чем они могут навредить купившему?
– Методика использования тестов находится на начальном этапе. И так как идет эксперимент, то министерство и авторы (учителя, преподаватели ведущих вузов страны, ученые РАО) только ищут те измерители, которые достаточно полно могли бы охарактеризовать уровень подготовки детей. По поддельным тестам вряд ли удастся увидеть тенденции изменения контрольно-измерительных материалов, не будет накоплен фактический материал. А ведь успешная сдача ЕГЭ-2003 во многом зависит от учета этих факторов педагогами. И вообще работе с тестами нужно учиться.
– Действительно, единый экзамен тема непростая еще и потому, – считает и Александр Кондаков, – что учителя и ученики не вполне готовы к сдаче экзаменов по тестам. Но тем не менее ЕГЭ – государственная политика, и, ориентируясь на это, мы обеспечим школе самые удобные и простые возможности доступа к экзаменационным материалам.
Особое внимание читателей «Управления школой» руководство «Просвещения» рекомендовало заострить на новинке последних дней. Она рассчитана на директоров школ и чиновников управлений образования. Ее название – «Единый государственный экзамен. Сборник нормативных документов». Составители объединили постановления Правительства РФ, приказы министра, всю информацию о системе и порядке проведения ЕГЭ, разъяснения о сертификатах и т.д. После 10 сентября книга появится в магазинах страны.

На урок – виртуально

Важное направление в деятельности издательства – мультимедийные продукты. «Просвещение» разрабатывает серьезную программу по созданию электронных учебников. Уже в нынешнем учебном году в школах появятся виртуальные лаборатории, энциклопедии, хрестоматии и задачники. Предупреждая вопросы о грозящем миру вытеснении книги компьютером, Кондаков с уверенностью заявляет:
– Этого не может произойти. Электронные обучающие средства со словарями терминов, различными тестами, видео– и аудиорядами – лишь поддержка, расширяющая возможности учебника.
Журналистов, в свое время учивших химию по старинке, ошарашили показом на экране монитора опыта по химии, где улыбающаяся девица модельной внешности, игриво подмигнув в камеру, смешала реактивы и доступно объяснила происходящее. Программы по биологии, математике, физике и другим предметам учитывают не только их индивидуальное использование, но и продуманы для сетевой работы в классе, когда учитель может одновременно задавать ученикам индивидуальные траектории обучения.
И сказка сделалась бы былью, не встань на пути прогресса 56%. Именно такой далекий от 100% показатель обеспеченности компьютерами российских школ зафиксирован в документах Минобразования.
Нашим читателям, входящим в эти проценты, вероятно, будет интересно узнать, что «Просвещение» (кстати, в сотрудничестве с Издательским домом «Первое сентября») постаралось и для управленцев. Осознав однажды, что бессистемность и содержательная ограниченность существующих информационных образовательных ресурсов – сдерживающий фактор развития образования, «просветители» выступили с инициативой создания «Российского общеобразовательного портала» (www.school.edu.ru). Проект получил поддержку министра Филиппова. Весной этого года портал запустили в Интернет. Он создан как консорциум из двадцати организаций, члены которого объединяют свои информационные ресурсы и предоставляют всему сообществу. В частности, для управления школой готов полный ресурс: от опыта коллег до законов президента. Обновление информации – раз в 2-3 дня.

Больше стандартов – хороших и разных

Поддерживая модернизацию в целом, руководство «Просвещения» крайне строго к частностям. Вопрос разрабатываемых стандартов вызывает у него особенно много нареканий.
– Удовлетворения от работы над стандартами у нас нет, – признается Александр Кондаков. – Это связано с тем, что новые подходы, которых требует современная школа, там реализованы в недостаточной степени. Море информации, открытое ученику дома, в школе, у папы на работе, в интернет-кафе, значительно изменяет подходы к образовательным технологиям, а в России к этому не готовы.
Маргарита Леонтьева коснулась другого «стандартного» аспекта:
– Впервые в проекте Закона «О государственном образовательном стандарте» говорится о том, что в старшей школе у нас будут не один, а два уровня содержания образования: базовый и профильный. Что огорчает? Несогласованная работа в Минобразования. В ближайшие годы необходимо для старшей школы и готовить учебники, и переходить на профильное обучение. Но, к сожалению, не позволяют это сделать. Скажем, с одной стороны, разрабатывается стандарт по базовому уровню для физики в старшей школе на 140 часов. А реализовать программу в учебном плане учителю необходимо будет за 70 часов. То есть стандарт диктует одни часы, а концепция профильной школы предусматривает свои. Мне кажется, что если немедленно министерство не согласует свои документы, то поставленную задачу – переход на профильное обучение в 2004 году – вряд ли можно будет осуществить.
– Что такое стандарт? – обращается к общественности гендиректор. – Это программа, детально прописанная, что как раз предложено Министерством образования для обсуждения? Или стандарт – это некий набор требований к знаниям учеников, и учителя с методистами, определяющие путь реализации этого стандарта, отбирают учебники и т.п.? Откровенно говоря, весь мир уже лет пятнадцать назад перешел на второй путь. Мы же до сих пор пытаемся идти с отработанными до мелочей программами во-о-т такой толщины. Нужно решать: либо учитель начнет давать ученикам разные пути к тому, что окажется для них полезным и поможет в дальнейшем, либо продолжим, как в ХХ веке, закладывать в головы школьников заранее определенную сумму знаний. Ребенку требуется ориентироваться в океане знаний, самостоятельно отбирать и овладевать ими, быть способным к разнообразной интеллектуальной деятельности. И все это должно найти отражение в учебнике. Важно уйти от передачи знаний к передаче умений с ними обращаться. При издательстве созданы совет по проблеме школьного учебника и научно-исследовательский центр, призванные на практике отвечать на вопросы разработки учебников нового поколения с учетом современных образовательных технологий. Принято решение о возобновлении издания книжной серии «Проблемы школьного учебника», ранее выпускавшейся в «Просвещении».

Инна АЛЕЙНИКОВА

Рейтинг@Mail.ru