Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №34/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Апатия политиков к школе
делает ведомство монополистом

24 октября в Государственной Думе пройдут парламентские слушания, посвященные законопроекту о государственном стандарте.

Пожалуй, это первое образовательно-политическое событие наряду со съездом ректоров, на котором будут проявлены, а точнее – могут быть проявлены позиции различных политических сил на образовательном поле.
Хотя на самом деле неожиданностей скорее всего уже не произойдет и можно без особого риска предположить, какой будет расстановка политических сил вплоть до очередных парламентских и президентских выборов – соответственно в 2003 и 2004 гг.
Первое, что приходится отмечать, к моему большому сожалению, это то, что либерально-консервативная часть политического спектра так и не заявила себя на образовательном поле. Не заявила в том смысле, чтобы можно было в образовательной политике увидеть отражение общеполитического спектра. Чтобы можно было сказать:
– Вот эта партия, которая в политике декларирует ценности гражданского общества и в образовании последовательно отстаивает эти же позиции. Выдвигает законопроекты, реагирует на ведомственные действия и проводит собственные инициативы в соответствии с либеральными ценностями и демократическими основаниями. Поэтому на ключевой российский вопрос политической жизни:
– Есть такая партия? – мы вынуждены ответить: – Нет такой партии.
Правые, после ухода из Думы заместителя председателя Комитета по образованию и науке Любови Глебовой, к школьной теме охладели, а яблочники, став локомотивом законопроекта о государственном стандарте, занимают теперь даже не центристскую, а просто левую часть спектра в образовательной политике. Вся полемика вокруг стандарта закончилась на этапе первого чтения законопроекта в Думе. В рамочном стандарте нет никаких финансовых обязательств по отношению к школе, зато по полной программе набор требований и к выпускнику, и к школе. А сам стандарт, в силу полной невозможности его разработки и принятия на уровне Думы, отдан на откуп правительству, то есть министерству.
В результате либеральное «Яблоко» стало проводником политики умощнения ведомственной вертикали на основе идеологии требований и контроля.
Это вполне устраивает коммунистов и аграриев, поскольку накануне выборов все избиратели смогут убедиться в неспособности правых и проправительственных фракций управлять образовательной политикой: ни улучшения в финансировании школ, ни законодательных гарантий этих улучшений как не было, так, судя по всему, и не будет.
Зато нарастает гнет вертикали, и постепенно школа становится все бесправней и, как следствие, все беднее; регионы набирают все больше силы по сравнению с муниципалитетом – у них отбирают и налогооблагаемую базу, и полномочия по аттестации, а все ресурсы постепенно концентрируются в регионе. При этом учредителями школ регионы становиться не хотят, а хотят рулить административно – как привыкли.
У проправительственного «Единства» пока собственной образовательной политики нет, потому что ее нет у правительства.
Скорее всего на объявленном Съезде учителей – вы что-нибудь слышали о нем? – который состоится по инициативе «Единства» в конце сентября, мы услышим традиционные призывы к улучшению материального обеспечения учителей и – параллельно – и о возвращении к бесплатному образованию времен советской школы. Которая в свою очередь была и остается лучшей в мире. Это такая своеобразная политическая позиция, которая считается центристской и взвешенной, а на самом деле – блокирующей любые действия в экономике и политике образования.
Потому что либо – зарплата учителям, либо – бесплатное образование.
А бесплатный сыр только в мышеловке. К тому же правительство само еще не определилось в политике межбюджетных отношений: пока комиссия Д.Козака не закончит свою работу и не положит на стол президенту В.Путину схему отношений «муниципалитет – регион – Федерация», для «Единства» остается только тянуть время и обещать учителям достойную жизнь, а гражданам – доступное и качественное образование.
Так что никакой политики в области образования пока не предвидится. Но это в свою очередь означает в стране побеждающего абсолютизма, что и серьезного внимания школе не будет. Потому что в России, пока какая-то из сфер высшему политическому руководству неинтересна, там ничего и не происходит. Самый наглядный пример – провал плана по выплате долгов по зарплате в августе. Не только никого не наказали, но вообще забыли. Так что скорее всего в ближайшие два-три месяца основную роль в образовательной политике будет по-прежнему играть ведомство и все зависит от того, захочет ли высшая власть сохранить нынешнее руководство или решит его сменить.
А тем временем самому нашему славному ведомству исполняется уже 200 лет. Так что монополия на образовательную политику – вполне достойный подарок по случаю дня рождения.

Рейтинг@Mail.ru