Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №36/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Государство против школы

В прошлом году в материалах Госсовета условием успешной модернизации системы образования было объявлено увеличение бюджетных расходов ежегодно на 25%. По данным депутата Госдумы Олега Смолина, который начинает свою колонку в нашем еженедельнике, этот уровень в бюджете 2003 года не достигнут. Повышение есть, но не на 25%.

Кроме того, запутанная и неэффективная система получения и расходования школой средств позволяет говорить о том, что общее увеличение вложенных в образование государством средств возвращается самому государству в виде платежей естественным монополистам, больших налогов с мизерной заработной платы, огромных налогов с дополнительных образовательных услуг. Так что повышение затрат государства на образование – это, судя по всему, скрытое повышение государством своих же доходов.
Общие активные действия правительства в области экономики образования иначе как разрушительными не назовешь. Методология действий правительства проста: уравнять школу в правах и обязанностях с государственными структурами и с коммерческими предприятиями одновременно. Та же система учета получения и расходования средств, что и в бюджетных структурах, и та же система налогообложения, что и в коммерческих организациях.
Например, перевод расчетов в казначейство лишил директоров всякого стимула переходить на финансовую самостоятельность, потому что снова вернулась та ситуация, когда покупка каждой мелочи означает бесконечные согласования, но теперь еще надо предоставить данные, что ты купил самое дешевое мыло для столовой, которое только продается в твоем сельском районе. Мало того что ты не можешь купить мыло, если тебе выделены деньги на мел, так тебя еще и накажут, если обнаружится, что ты не провел тендер в сельском районе на покупку этого мыла.
Все заканчивается тем, что мыла вообще никто не покупает.
Переводом всех счетов школы в казначейство практически остановлена юридическая самостоятельность школы, предусмотренная Законом «Об образовании». А введение уплаты налогов на добавленную стоимость и дорожного, что в сумме составило 25%, заставляет директоров либо резко повышать стоимость дополнительных образовательных услуг, что почти нереально, либо, чтобы сохранить уровень образования в школе, идти на нарушения.
И тут уж такой простор для проверяющих органов различных мастей и уровней, что чиновник почувствует себя просто полным хозяином положения! Да, собственно говоря, уже почувствовал.
В стране идет травля директорского корпуса, в ряде регионов увольнения происходят массовым порядком. Чтобы не усугублять положение дел, мы не будем называть территорий, но уже сегодня можно отметить несколько способов выдавливания инициативных директоров с работы. Первый и самый элементарный: старение директорского корпуса. Смена идет под флагом подбора и расстановки послушных кадров, которые не станут идти против политики руководящих органов ни в экономике школы, ни в образовательной политике, да и ренту с нарушений (неизбежную при такой системе получения и расходования школьных средств) начальству обеспечат. Второй самый распространенный способ: финансовые нарушения, причем, как правило, нарушения, произведенные в пользу школы, но не в пользу начальства. Это и составляет основной мотив для расправы.
Мы это хорошо почувствовали, когда в ряде регионов федеральные экспериментальные площадки, получившие гранты Минобразования, тут же стали объектом пристального внимания со стороны местных управлений образования: их заставляли отдать часть гранта в пользу региона или даже местного управления. Хотя есть утвержденная смета, в которой такие отчисления не предусмотрены.
Но чем жестче общий карательный режим финансово-хозяйственной деятельности, чем детализированнее статьи расходования школьных денег, чем непосильнее налог на образовательную деятельность, тем выше рента чиновника. И тем безысходнее положение директора школы. Начинает работать принцип: отдай и греши. Это деморализует школу, создает атмосферу страха и подозрительности в директорском сообществе.
А ведь директор школы – основа системы образования.
Не на министре, не на начальниках управлений и даже не на мэрах городов, а именно на директорах держится школа. Это золотой запас России, а его превратили в униженное и бесправное сообщество. Директора заранее подозревают во все грехах. Директора можно снять с работы не глядя, а если начнет доказывать, что он не верблюд, то докажут как дважды два, что, во-первых, верблюд, во-вторых, злостный верблюд, в-третьих, верблюд упорствующий.
...Гегель писал, что гражданское общество рождается в отношениях полиции и гражданской корпорации. Чем больше прав у полиции – тем меньше гражданского общества. Чем сильнее сообщества – тем больше гражданских прав и свобод и эффективнее хозяйствование.
Система образования России якобы модернизируется. Но в отсутствие средств на развитие она быстро превращается в модель полицейского надзора, делающего ставку совсем не на свободу образовательного предпринимательства и гражданские потребности в образовании. И не на полное обеспечение государством условий образовательной деятельности. А на превращение учителя и директора в бесправного раба и выдавливание из него последних сил для демонстрации эффективности образовательной политики государства.
Можно даже позволить повышение заработной платы в размере инфляции... но с осени следующего года. Для тех, кто дотянет...

Рейтинг@Mail.ru