Искусство палочной дисциплины
Ректор никому не разрешает
вмешиваться в распределение денег
В ряду управленцев «от образования»
ректорам конкуренцию по влиятельности составит
разве что министр. Их мнение интересует
общественность, о недовольствах они, не
стесняясь, заявляют сразу «в верхи», уход на
пенсию способен серьезно пошатнуть вузовские
устои... Иными словами, голос ректора – голос
отрасли. Наши сегодняшние материалы – попытка
составить представление о главе вуза как
человеке и руководителе.
Редкое учебное заведение, даже такое
солидное, как вуз, не дрогнуло, оказавшись в
«новой» России. Доселе невиданные проблемы
заставили руководителей разных уровней
усомниться в незыблемости своего положения –
профессиональные навыки и годы опыта в условиях
произошедших изменений потеряли вес и оказались
лишь дополнением к другим, таким непривычным, но
насущным обязанностям.
Олег Михайлович СОКОЛОВ, ректор Архангельского
государственного технического университета в
этом плане, как и многие его коллеги,
«перерождение» прошел. Надо полагать, далось ему
это нелегко: даже спустя годы он не решается
выйти из сложной роли ректора-ученого и ректора-менеджера
в одном лице.
– Вы пришли в этот университет, в прошлом
Лесотехнический институт, в качестве аспиранта.
Какой путь вам пришлось пройти до поста ректора?
– Путь длиною в 20 с лишним лет. Резких скачков в
карьере – к сожалению ли, к счастью ли – судьба
не дала. Защитил кандидатскую диссертацию, стал
доцентом кафедры, после – проректором по
вечернему и заочному обучению, через несколько
лет – проректором по учебной работе. И так через
два десятка лет в 1987 году заступил на должность
ректора.
– Все эти годы вашего восхождения перед
глазами был пример того, как идет руководство
институтом. Каким вам виделся ваш ректор?
– Чрезвычайно авторитетным, многоопытным,
грамотным человеком. Это почетный гражданин
города Архангельска. Он всегда был для меня
примером.
– В мире науки ректор Соколов известен как
профессор, создавший и продолжающий развивать
такое направление в химии древесины, как
исследование макромолекулярных реакций лигнина,
практическим приложением которого являются
научные основы модифицирования технических
лигносульфонатов. Грубо ли сюда вторгается
менеджерская работа по вузу?
– Хозяйственная и финансовая деятельность
забирает у меня 95% ректорства, отнимая от науки и
преподавания, работаю только с аспирантами.
Сильно мешает! Но я никому не разрешаю
вмешиваться в поиск финансов, впрочем, как и в их
распределение. При бюджете 70 млн. рублей мы имеет
еще 70 по внебюджету. Эту работу я беру на себя.
– Кто-нибудь посягает на вашу финансовую
власть?
– Уже никто не посягает. Я полностью знаю всю
картину: сколько заработали и сколько можно
тратить. Кстати, умение зарабатывать пришло не
сразу – и «проколы» были. Но и настоящие удачи!
Бизнес есть бизнес: дела не могут идти гладко
постоянно.
– И науку не можете бросить, и бизнес. Тем не
менее вы выкраиваете время и для другой, так
скажем, общественной нагрузки, являясь
председателем одного из региональных Советов
ректоров – составной части Российского союза
ректоров.
– Да, работаю здесь, в Архангельске.
– Насколько громок ваш голос в ректорском
сообществе?
– В течение года мы несколько раз встречаемся, то
есть имеем возможность обменяться мнениями,
причем очень откровенно, бывает даже
нелицеприятно. Я обязательно высказываюсь.
Например, как и раньше, не согласен, чтобы на
обучение студентов давать деньги по ГИФО
негосударственным вузам. Считаю, что, пока
государственные вузы полностью не обеспечены,
этого делать нельзя. Многие ректоры меня
поддерживают. Но победы здесь нет – другая
позиция остается поддержана Думой: где-то есть
лобби.
– Обсуждаете ли вы коррупцию в вузах?
– Обязательно. И приходим к выводу, что к
ректорскому корпусу это нисколько не относится.
– «Нисколько»?
– Возможно, и среди ректоров есть жулики. Но это
совершенно нетипично. Обвинять ректорский
корпус – абсолютно несправедливо. Мы боремся с
этим изо всех сил, и определенные успехи есть. Что
делаем мы у себя в вузе? Я встречаюсь со
студентами и говорю: если есть коррупция со
стороны преподавателей, придите, скажите.
Проводим опросы, где в прямой или
завуалированной форме спрашиваем об этом.
Говорят, что есть.
– Вы в этой связи с кем-то распрощались?
– Уже одно только подозрение, что сотрудники
нечестны на руку, – повод для моего с ними
разговора. Другое дело, что доказать бывает
трудно. Я распрощался с тремя. Вызвал к себе:
работать с вами не хочу, увольняю по статье – и
никакого «по собственному желанию».
– Российские ректоры имеют свой взгляд на
единый госэкзамен. Входит ли университет в
систему ЕГЭ?
– Еще нет. Пока что действует нами же созданная
система вступительных экзаменов. В этом году они
первый раз прошли в виде тестирования.
Субъективный фактор практически сведен до
минимума: компьютер получает ответы абитуриента,
ставит оценку и выдает приказ о зачислении.
– Чьи тесты вы использовали?
– И сами разрабатываем, и пользуемся тестами
Московского центра тестирования.
– Вас устраивает уровень федеральных тестов
по ЕГЭ?
– Их стоит подработать. Не зря тот же МГУ
опасается, что люди не с самыми высокими
способностями попадут на бюджетные места. Если
это произойдет сейчас, в этом буду виноват только
я – ректор. А что делать, когда кому-то доверишь
принять студентов, а они потом окажутся
неспособными? К кому претензии предъявлять?
Основная боязнь – в том, что нас могут задурить. А
за чужие ошибки мне расплачиваться совсем не
хочется.
– Будете ли вы бороться с тем, чтобы не
допустить свой вуз к участию в ЕГЭ с нынешними
тестами?
– Пока нам это предлагают на экспериментальной
основе, не навязывают. Но когда эксперимент
закончится, я полагаю, что могут и приказать. Пока
есть время побороться: наше последнее обсуждение
на Совете ректоров как раз сводилось к тому, что
вузу нужно предоставлять возможность еще раз
проверить знания, дать свой какой-то небольшой
дополнительный экзамен, как делают все
престижные вузы на Западе. На дополнительных
формах отбора по специальности настаивает и
глава Российского союза ректоров, глава
Московского государственного университета
Садовничий, справедливо заявляющий об
обезличивании абитуриента.
– Насколько подготовлены к учебе в высшей
школе абитуриенты Архангельского
государственного техуниверситета?
– На 800 бюджетных мест прошедшим летом подали
заявления 857 медалистов! И на некоторые
специальности мы взяли только их. Причем
«серебро» и «золото» конкурировало с медалями,
подкрепленными победами на областных или
республиканских олимпиадах. Таким образом,
пришлось на ходу менять правила приема, по
которым медалисты всегда шли вне конкурса, – мы
выбирали и среди них.
– На ваш взгляд, почему при хороших отзывах о
российских вузах, специалистах, ценящихся во
всем мире, наше производство не во всем
конкурентоспособно?
– До хорошей продукции дело не доходит, потому
что мозги «утекают». Наши инженеры очень высоко
котируются, ведь образование в России – во-первых,
не поверхностное, а во-вторых, не замыкается на
одной области знаний и специалисты при
необходимости быстро ориентируются.
– Олег Михайлович, вы, помимо других званий,
– почетный доктор университета финского города
Оулу, почетный профессор университета
прикладных наук немецкого Эмдена... В чем еще вы
увидели отличие вузовской подготовки за рубежом?
– Например, в Германии любой может совершенно
свободно поступить и учиться – есть у него
способности, нет ли. А у нас, как известно, конкурс,
«сито» – отбираем самых талантливых. Там в
процессе учебы студент сам себе составляет
график сдачи экзаменов – в этом году сдаю только
математику, потом физику. У нас подобной
«размытости» нет и в помине: лекции – сессии,
лекции – сессии. Да и строгость налицо: не сдал
один экзамен три раза – сильно рискуешь быть
изгнанным. Я бы назвал существующий порядок
палочной дисциплиной.
– Может, в вузовском обучении, когда «куются
кадры», это и нужно?
– Думаю, от недемократичности нам все-таки надо
уходить, но не забывая, что такой подход приносит
плоды. Наши специалисты если не семи пядей во лбу,
то о высоком уровне подготовки можно говорить с
уверенностью.
– Где оседают ваши выпускники?
– Мы ежегодно выпускаем полторы тысячи человек.
И только человек 15-20 регистрируются в бюро
занятости как не нашедшие работу. Однако есть
проблема: не все идут работать по специальности.
А ведь есть заказы от предприятий, для молодых
специалистов оставляют места. Нет! Не устраивает
зарплата, не хотят уезжать из Архангельска...
Требуются достойные условия, и рано или поздно
придется их обеспечить, потому что остаться без
инженерных кадров немыслимо, а нынешние, как ни
печально, стареют.
Мне часто задают вопрос: изменилась ли молодежь?
Считаю, что изменилась очень серьезно. Пришли ко
мне студенты: «У нас лекция попала на праздники и
пропала. Олег Михайлович, когда вы нам ее
прочитаете?» Сразу же вспомнил себя, свои молодые
годы: я, староста, и вся группа, случись такое,
сразу же шли в кино. Какой переворот произошел в
мозгах! Люди пришли за знаниями, а не за дипломом.
Мы в преддверии мощного прорыва.
– Как знать, нет ли среди этих студентов
ваших преемников?
– Я думаю об этом, сам пытаюсь готовить себе
замену. Надеюсь, она пройдет безболезненно. У
всех есть преимущества и недостатки, но в моем
окружении много людей, достойных того, чтобы быть
ректором. Главное, на что я настраиваю своих
помощников, – «погода в доме». Здоровый
психологический микроклимат – наше достояние:
тьфу-тьфу, никаких серьезных катаклизмов за
последние лет 15 у нас в коллективе не возникало. К
нам даже просятся из других институтов.
– Вы считаете, что это в большей степени ваша
заслуга?
– Я просто обращаю на это внимание и считаю
основным в своей работе. Вот только что прошло
небольшое совещание. Назревал конфликт среди
руководителей, я вызвал стороны, поговорил:
объяснил, что идеальных людей не бывает, и, кроме
этого, задача руководителя – заставить работать
на пользу университета только лучшие качества
свои и подчиненных. Это большое искусство...
|