Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №42/2002


ТОЧКА ЗРЕНИЯ

Игорь РЕМОРЕНКО

Общественные отношения
и образовательные потребности

Инновационное движение в образовании можно понимать не только как совокупность образовательных инициатив, но и как общественное стремление к определенным социальным изменениям. Именно в школах сейчас начинают формироваться новые общественные отношения: вводятся инновационные учебные курсы, меняется уклад, развивается проектная деятельность. Однако специфика современного образования такова, что для существенного удовлетворения общества в образовательных услугах приходится прилагать особые усилия, без которых образовательные инициативы будут угасать, а ведомственное управление образованием – усиливаться.

Особенностью инновационных образовательных программ являются новые общественные отношения, представленные в них. Казенщина в образовании воспроизводит отношения в авторитарном государстве. Школьная жизнь отражает суть гражданского общества, того будущего страны, на которое работают каждое образовательное учреждение и сфера образования в целом.
Но всегда ли становящиеся общественные отношения переходят в образовательные потребности? Ведь сколько раз мы наблюдали, как та или иная кажущаяся красивой и важной педагогическая находка поживет-поживет, да и перестанет быть значимой для детей и учителей. Это происходит не всегда только потому, что идея не прижилась в силу своей скрытой на первых порах несостоятельности. Чаще всего это связано с теми естественными институциональными границами, которые присущи школе. Быть может, инновационное образование только потому еще живет в отечественной школе, что явно или неявно опирается на становящиеся общественные потребности. Но возможно ли специальным образом на перспективу проектно конструировать образовательные потребности на основе новых общественных отношений, появляющихся в образовательных программах школ? Да, если будет налажена связь между отношениями гражданского общества, присутствующими в школьной действительности, и становящимися образовательными потребностями. Кто предлагает и осваивает новые общественные отношения? Учителя и дети в своем детско-взрослом сообществе. Кто способен, воспринимая общественные отношения, сформировать и актуализировать новую образовательную потребность? Эту функцию должно на себя взять государство или общественные институты? Государство, но оно вместе с этим берет на себя обязанность приписывать каждой личности «правильную» модель поведения на основе отнормированных им, государством, отношений. В этом смысле мы неизбежно имеем дело с авторитарным государством. Если же выразителем образовательных потребностей становится общество, то какие общественные институты должны взять на себя эту миссию? Прежде чем ответить на это вопрос, попробуем рассмотреть несколько случайно выбранных культурно-образовательных инициатив сети федеральных экспериментальных площадок и понять, какие новые общественные отношения в них представлены.

Гуманитарная конверсия

Гуманитарная конверсия – достаточно новый феномен. Это когда в школе, которая по своей сути воспроизводит нормы тоталитарного общественного устройства, вдруг делается попытка инициации отношений гражданского общества.
Поспешное создание массы кадетских корпусов по всей стране дало о себе знать. Закрыть их теперь нельзя, а делать там что-то необходимо. Педагоги начинают понимать, что военные отношения не должны быть предметностью образования, а воспитание самостоятельных граждан возможно только в случае развития инициативности учеников.
Так, в Барнаульском интернате с первоначальной военной подготовкой, помимо школьных учителей, преподают бывшие военные. Понятно, почему возникает проблема гуманитарной конверсии, отношений гражданского общества. Педагоги этого учебного заведения апробируют проектные методы работы, предполагающие постановку учениками собственных целей, оценку имеющихся ресурсов, построение системы действий и мониторинг их реализации. Проявить в будущих защитниках Родины гражданское самосознание представляется крайне важным. И не важно, что кто-то не станет военным, а будет достойным человеком, имеющим свое мнение и собственный интерес в гражданском обществе. Существенно, что образовательное учреждение, созданное, быть может, из милитаристических соображений, начинает гибко менять свой уклад, моделируя отношения гражданского общества. А как же иначе? Если в обществе еще сохранилось то, что братья А. и Б. Стругацкие в одном из своих произведений называли «инфантильным милитаризмом», нужно не просто запрещать общественные интересы, сторониться их и стремиться не замечать. Важно, если возможно, попытаться перевести эти настроения в позитивное русло. И кому, как не образованию, взяться за это дело.
Вероятно, мы рассмотрели некоторый крайний случай гражданских отношений в военном учреждении. Но ведь задача гуманитарной конверсии стоит и перед обычными школами, проявляющими определенную инициативность. Сначала нужно понять, какие отношения в школе «попахивают» военщиной, затем попытаться их изменить. Вряд ли удастся просто написать новые правила и по ним начать жить. Как кто-то писал, что если в школе запретить кричать, то между учителями и учениками появятся отношения молчаливой ненависти. Запретами тут не обойтись, приходится искать иное содержание образования, которое было бы интересным и учителям, и ученикам. Если найти его удается, то в результате появляются общественные отношения, характерные для гражданского общества.

Школа и местное сообщество

Сотрудничество школ с местным сообществом уже стало весьма распространенным явлением. В России действует Ассоциация общественно-активных школ, несколько проектов международного образовательного сотрудничества посвящено этой теме. Но также и ряд образовательных учреждений самыми неожиданными способами выходит на формирование новых общественных отношений, причем характерных не только для детского сообщества.
Так, дошкольное образовательное учреждение № 50 г. Красноярска работает по исправлению речевых дефектов у детей. Педагоги не только организуют группы полного дня, но оказывают и дополнительные платные услуги, работают над ранним прогнозом и предупреждением тяжелых речевых расстройств. Оказалось, что для успешного выполнения этой задачи крайне важно привлекать родителей к решению детских проблем. Если в семье не складываются теплые отношения, нет участия родителей в судьбе детей, то и детское здоровье не улучшается. Привлекая родителей к сотрудничеству, в детском саду был создан «Мамин клуб». Там молодые мамы собирались, обменивались интересами, участвовали в общих детсадовских мероприятиях. Если раньше их дети могли учиться говорить только в детских садах полного дня, то теперь при условии активного родительского участия стало возможным не отрывать детей надолго от семьи. Более того, в совместной образовательной деятельности дети смогли по-другому увидеть своих мам, которые с большим удовольствием участвовали в общих мероприятиях, сопереживали и поддерживали своих детей. Важно то, что появление родительского сообщества позволяет говорить о становлении заинтересованного неотчужденного отношения к образованию. Правда, еще стоит приложить значительные усилия, чтобы отношения, созданные в детском саду, сохранились в школе.
Но и в общем образовании есть попытки развивать отношения гражданского общества. Начинает все больше распространяться практика образовательных договоров. Так, областной Центр образования г. Иркутска, развивая заочные формы обучения на основе широкого использования информационных технологий, практикует образовательные договоры с родителями и учениками. На их основе строится образовательная программа центра. Фактически, выполняя задачи бывшей вечерней школы, обучая тех, кого отчислили из обычных образовательных учреждений, педагогам удается учитывать различные интересы потребителей, обеспечивая необходимое качество образования.
Есть также ряд образовательных учреждений, которые непосредственно сотрудничают с местным сообществом. Так, одна из школ г. Челябинска старается, реализуя свою образовательную программу, оказывать существенное влияние на деятельность территориального органа управления. По инициативе школы действует общественно-педагогическая организация, регулирующая нормы муниципального сожительства в микрорайоне. Школьники и учителя инициируют появление новых проектов для местного сообщества.
Однако, пожалуй, своеобразным мейнстримом инновационного движение становится идея сетевого взаимодействия, особенно если это касается взаимодействия совершенно разных типов учреждений и организаций. В целях развития досуговой деятельности детей в г. Ленинск-Кузнецком по инициативе гимназии № 12 действует сеть учреждений культуры и образования. В рамках сети ведется проектная работа детей. Предоставляются максимальные для этого города возможности, способствующие творческой самореализации школьников. Существенно, что уже в школе открытость институтов культуры и образования становится главной характеристикой общественных отношений, культивируемых в системе образования.
Таким образом, среди новых общественных отношений, характерных для гражданского общества, но уже сейчас присутствующих в системе образования, можно выделить:
– отношения, построенные на совместной деятельности всех основных участников образовательного процесса: детей, родителей и педагогов;
– договорные отношения в системе образования;
– отношения образования и местного сообщества;
– межсферные и межотраслевые отношения, инициатором которых становятся образовательные учреждения.

Возможные перспективы

Итак, новые общественные отношения представлены в образовательных программах школ. Но существуют ли общественные институты, способные представить, артикулировать эти новые отношения как общественные потребности?
В какой-то степени они начинают появляться. Изначально это проявилось, когда школы стали предполагать дополнительные платные образовательные услуги, а родители оплачивать их. Ведь что такое платная образовательная услуга? В какой-то степени это запрос родителей на тот или иной тип образования. Однако по своей сути это запрос, строящийся не столько на новых общественных отношениях, сколько на прошлом опыте, том содержании, которое родителям казалось недополученным по опыту их собственного школьного образования. Именно поэтому так велики запросы на ранний английский и эстетическое образование. Именно этого так не хватало ученикам в традиционной советской политехнической школе.
Однако возможна и иная позиция, когда родители при выборе специфики образования своих детей ориентируются не на свой прошлый опыт, а на будущие общественные отношения. По своей сути именно его и предлагают инновационные школы. Поэтому в них, в частности, в первую очередь появились попечительские советы, задачей которых стало не только утверждение дополнительных платных услуг, но и согласование целостной образовательной программы школы, определение ее специфики. Более того, если сейчас каждой инновационной школе не удастся создать попечительский совет, защищающий образовательную программу, в итоге развитие стандартизации и ведомственного регулирования в системе образования напрочь уничтожит все то новое, что когда-то, как в офшорной зоне, появилось и жило в системе образования. Директор школы – наемный работник, и он не может противостоять своему работодателю, требующему выполнения определенных, стандартизированных образовательных программ, не охватывающих все многообразие общественных отношений. Да и по своему принципу любая стандартизированная образовательная программа, если она существует в гражданском обществе, не в силах охватить ни многообразие сегодняшней жизни, ни будущий уклад общественных отношений.
Но, может быть, возможен и иной ход: делегирование регулирования правил жизни школы от учредителя или его представителя, решающего ведомственные задачи, общественным управляющим – гражданским образовательным институтам? Это не значит, что параллельно с ведомственным органом управления образованием возникнет еще одно районное общественное управление образованием, в задачи которого также будут входить функции контроля качества образования, пусть и общественно разделяемого и принимаемого. Но это означает, что может появиться практика поддержки образовательных проектов, распределения бюджета, выработки стратегий и влияния на образовательную политику.
Видимо, только так и возможно проявление действительных образовательных потребностей общества. Найдутся ли такие граждане, способные взять на себя миссию общественного управления? Это зависит от того, удастся ли нам сделать общественное управление привлекательным, интересным для общества. В противном случае общественные отношения гражданского общества, представленные в инновационных образовательных программах, останутся лишь локальным достижением нескольких школ. Инновационное образование не исчезнет, но превратится в небольшую группу маргиналов, партизан социальных реформ, лишь отчасти пытающихся противостоять ведомственной вертикали управления. Что нам более всего нужно: сильная вертикаль и авторитарные отношения или общественная школа и отношения гражданского общества? Выбирать в первую очередь нам, педагогам. Получается, что сейчас как никогда ранее путь развития страны зависит от нас.

Статья подготовлена при поддержке компании «Арт Деко». Если вы проживаете в Иркутске и хотите порадовать свою любимую, обновите ее гардероб и купите модные брюки. На сайте компании «Арт Деко», расположенном по адресу http://shop.art-deco-fashion.ru/kupit-jenskie-bruki-v-irkutske, вы сможете, не выходя из дома, выбрать из большого числа ассортимента то, что подходит вашей второй половинке. Компания «Арт Деко» - отечественный производитель модной и стильной одежды с 1987 года.

Рейтинг@Mail.ru