Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №43/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Православие вместо инноваций

На днях пришла информация, к сожалению слишком запоздалая, что Министерство образования приняло решение вычеркнуть «Авторские экспериментальные школы» из числа приоритетных направлений Федеральной программы развития образования. И записать это направление в одно из многочисленных под общей рубрикой проектов, направленных на реализацию модернизации образования.

Замысел прост: помещение Авторских школ в более жесткое направление, подчиненное программе модернизации, определяет техническое задание для конкурса исполнителей в рамках Федеральной программы модернизации образования. Если в приоритетном направлении значится «Авторские экспериментальные школы», то техническое задание для конкурса соответствующее – инновационные проекты авторского характера. А если «проекты, соответствующие программе модернизации», то это означает, что проекты, не соответствующие программе модернизации, должны отсекаться, а уж совсем авторские проекты – тем более.
И теперь у «Эврики» возникает проблема: участвовать ли в конкурсе на проведение отбора проектов и поддержку этих проектов из средств ФПРО, но при этом понимать, что ведомственная экспертиза не признает все авторские проекты, в которых есть расхождение с официальным направлением модернизации, соответствующими условиям ФПРО.
Отказаться от поддержки министерства – значит отдать инновационную сеть на откуп тем, кто с радостью отберет только «модернизационные» проекты и школы.
Вот такая инновационная политика министерства – в частных разговорах чиновники уже даже называли школы и проекты, которыми «Эврике» придется пожертвовать в соответствии с новыми правилами игры. А если «Эврика» будет упорствовать, то в конкурсе на проведение экспертизы проектов окажутся... два победителя и, кроме «Эврики», будет еще организация, которая в конце концов и станет основной в этом проекте.
Известно и основание: государство может поддерживать только то в образовании, что поддерживает правительственные решения в области образования.
А «Эврика» и школы фэповской сети многие решения не поддерживают.
Пример – решение министерства о введении предмета «Православная культура».
22 октября Минобразования разослало по всем регионам рекомендации по новому предмету. Каждый, кто прочитал содержание программы нового предмета в Интернете (для тех, у кого есть такая возможность, публикуем ссылку – http://www.ed.gov.ru/
sch-edu/prkult/pril.doc), мог убедиться в том, что, во-первых, объем этой программы может вполне соответствовать объему для религиозного учебного заведения. Министерство планирует отдать на этот предмет 500 часов, стыдливо называя его «факультативом», но объем и сложность материала быстро превратят его в один из основных школьных предметов. А во-вторых, в том, что сохранить светскость образования при введении этого предмета – практически невозможно. Прежде всего потому, что содержание программы пропитано религиозным духом.
Вот что должен выпускник основной школы (привожу только малую часть требований):
«По содержательной линии «История православной религии и культуры»:
Называть, характеризовать (знать термины, перечислять, указывать, раскрывать содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия). Священное Предание. Прародители человечества. Грехопадение Прародителей. Традиция моногамной патриархальной семьи. Происхождение религии. Сиф, допотопные патриархи, религия в эпоху до избрания Авраама. Всемирный потоп, Праведный Ной и его сыновья. Вавилонское столпотворение и разделение народов. Избрание Авраама. Ветхозаветная Церковь (Древний Израиль). Географические условия и памятные места Святой земли (Палестины, Ханаанской земли, Обетованной земли), библейская археология. Основные события Ветхозаветной истории и их отражение в православной культуре, истории Христианской Церкви. Евангельская история. Погребальная плащаница Иисуса Христа (Туринская плащаница). Икона Спаса Нерукотворного. Основание Христианской Церкви, возникновение православной культуры. Миссионерские путешествия Апостолов Христа, первые Поместные Церкви. Жизнь первых христиан. Формирование православной богослужебной культуры. Гонения на христиан от иудеев и язычников...»
Введение такого курса, с нашей точки зрения, означает конец светской школы и превращение ее не просто в религиозную, а исключительно в православную.
Как в многонациональной и многоконфессиональной стране, в разгар затяжного и кровавого конфликта, можно допускать такую провокацию на усиление и без того сильного
межэтнического напряжения?
Между тем 18 ноября на пресс-конференции в Москве лидер КПРФ Геннадий Зюганов высказался за введение в российских общеобразовательных школах курса по православной культуре. По словам товарища Зюганова, наличие такого курса в образовательных планах «вполне обоснованно» и «безопасно для любых конфессий».
...Меньше всего, я полагаю, рассылая циркуляр о введение предмета «Православная культура», чиновники думали о том, чтобы искоренить инновационное образование в России. На деле получилось, что выбор ведомства между поддержкой инновационного и внедрением православного оказался в пользу религии.
Еще один шаг государства в сторону образования?..

Рейтинг@Mail.ru