Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №44/2002


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Минобразования не приехало
на “Тольяттинский диалог”...

...а вице-премьер Валентина Матвиенко, наоборот, отнеслась к продолжению Гражданского форума чрезвычайно серьезно. Не только прилетела в Тольятти, но и успела познакомиться с рядом проектов и инициатив и даже приняла важное решение относительно системы образования, – об этом чуть позже.
“Тольяттинский диалог-2002” – продолжение сразу двух крупных начинаний. С одной стороны, это развитие Ярмарки социальных и культурных проектов Приволжского федерального округа. Изобретение Сергея Кириенко – полномочного представителя Президента в округе – стало событием года. Отчасти потому, что это наиболее эффективный сейчас механизм поддержки гражданских инициатив.
Весьма показательно, что наше министерство этим летом сделало прямо противоположный шаг – исключило из числа приоритетных направлений Федеральной программы развития образования “Авторские экспериментальные школы”. И действительно, зачем образовательному ведомству инициативы, да еще в числе приоритетных направлений? Наше министерство не на инициативы настроено, а на продавливание чиновничьих решений. Может быть, поэтому на “Тольяттинском диалоге” не было ни одной заметной фигуры из Минобразования. Хотя кроме вице-премьера В.Матвиенко здесь были министр труда А.Починок, председатель Пенсионного фонда А.Зурабов, министр по национальной политике В.Зорин, первый заместитель Минэкономразвития М.Дмитриев, который, кстати говоря, пообещал нашему изданию комментарии к механизму превращения образовательного учреждения в образовательную организацию и вообще очень детально анализировал состояние экономики образования. Правительство было представлено также и начальником социального департамента аппарата Правительства Е.Гонтмахером. А кроме министров на “Диалог” прилетели и приехали губернаторы; особенно выделялись К.Титов и В.Шаманов: они активно участвовали в работе экспертных конференций, давали пресс-конференции и просто общались с участниками “Диалога”. Кроме того, в Тольятти приехали депутаты, сенаторы и почти вся элита экспертного сообщества России, в том числе Глеб Павловский, Александр Аузан, Сергей Марков, Петр Щедровицкий, Вячеслав Глазычев и многие другие.
Гражданские организации были представлены победителями конкурса социальных и культурных проектов Приволжского округа. Из более чем 600 проектов гранты получили 98 проектов.
Образовательная линия на “Тольяттинском диалоге-2002” была представлена многообразно. Для нас, конечно, особенно значимо, что две эвриканские фэповские площадки стали обладателями грантов – гимназия “Дидакт” из Заречного Пензенской области и гимназия № 56 из Ижевска.
Масштабную картину преобразований представила Самарская область. Начальник департамента науки и образования Ефим Коган и первый заместитель начальника Виктория Прудникова почти на каждом мероприятии “Диалога” – на “круглых столах”, экспертных конференциях, семинарах и дискуссиях – раскрывали свой системный проект. В его основе – идея эффективности системы образования. Важную роль в проекте новой региональной политики Самарской области играет образовательный округ, а также система конкуренции школ, о которой в Самарской губернии говорят как о самом эффективном механизме модернизации образования.
Другой заметной линией на поле образования “Тольяттинского диалога” стало представление общественностью Арзамаса проекта по созданию попечительского союза. И предприниматели, и научная общественность, и, конечно, образователи представили проект Арзамасского союза попечителей как института образовательной политики, как вторую, педагогическую власть в городе. Причем важно, что мэр города Анатолий Мигунов стал одним из инициаторов этого движения.
Самой острой дискуссией на “Диалоге” было обсуждение нового варианта законопроекта о местном самоуправлении. Этот законопроект касается нас напрямую.
Власти начинают делить школу уже по закону: за муниципиями – содержание школы, за регионами – зарплата и “обеспечение учебного процесса”. Правда, не совсем понятно, что такое “обеспечение учебного процесса”. И еще: финансироваться все будет согласно “общенациональным стандартам”. Откуда они взялись и что это такое – никто не знает.
...”Тольяттинский диалог” внес еще одну важную особенность по сравнению с Гражданским форумом год назад. Общественные организации, которые представляли собой активно действующие и самостоятельные объединения, в основном обсуждали с властью либо свои собственные проекты, либо совместные действия, а не просили на что-то разрешения и не подавали “челобитные” министрам и губернаторам.
Конечно, это только начало диалога, начало гражданских отношений. И чиновники, которые приехали в Тольятти, – это только небольшая часть, лишь те, кто готов совместно действовать.
А Валентина Матвиенко провела около часа с Константином Титовым и Ефимом Коганом и предложила в начале следующего учебного года обсудить на заседании Правительства самарский вариант новой региональной образовательной политики.
И мы считаем это очень правильным решением.

Рейтинг@Mail.ru