Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №8/2003


ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЫ

Симон СОЛОВЕЙЧИК

Трудно быть добрым

Утверждают, что с детьми можно обращаться только так – строго, с окриком, зычным голосом, потому что они признают только силу. Их с первого класса приучили подчиняться силе, и теперь всякие попытки обращаться с ними по-доброму приводят к краху дисциплины.
Если говорить в целом, то споры об авторитарности сводятся вот к чему: учить детей авторитарно – относительно просто, да и опыт есть. Учить же детей свободно, на свободе, для свободы – это очень сложно. И опыта нет.
Условия, которые делают авторитарную школу практически неизбежной, кроются в самой организации урока, которая остается неизменной на протяжении веков и вынуждает учителя к авторитарному обращению с детьми.
Учитель объясняет урок иногда целых 20–30 минут. Часть учеников в старших классах его не понимают, особенно если речь идет о математике или физике. Уследить за ходом мысли ребята не могут, однако должны сидеть тихо, не мешать учителю...
Что их удерживает? Только страх попасть в беду. Иногда этот страх называют уважением к учителю. Действительно, если учитель кроме того, что умеет прикрикнуть, влепить двойку, вызвать родителей, еще умеет и толково объяснить материал, и справедливо поставить отметку, то, конечно, слушать его легче.
Будем говорить прямо – авторитарная школа, как она была задумана, держалась на розгах до конца прошлого века и на угрозе исключения из школы – в нынешнем.
Есть в мире школы, где, для того чтобы маленькие ребята собрались и настроились на урок, учительница сажает их вокруг себя на коврике. Есть школы, где детей не вызывают к доске, где все домашние задания дают в виде тестов. Находят и другие способы проверки домашней работы, чтобы не было – один говорит, испытывая терпение всего класса. Есть школы, где рассказ учителя сведен до минимума, где находят другие способы подачи материала. Есть школы, где сам процесс обучения перестроен так, что детей ни на какой стадии не приходится заставлять хотя бы потому, что вся работа им по силам.
Учитель, который владеет методами педагогики сотрудничества, может быть и строгим с детьми, и мягким по отношению к ним. У него дети добиваются успеха, причем сами. А что может быть гуманнее по отношению к ребенку, чем научить его работать так, чтобы он испытал радость успеха?
За последнее десятилетие многие учителя бывали на уроках Шаталова и его последователей, Лысенковой и ее последователей. И все отмечают: учителю не приходится повышать голос, читать нотации и даже делать замечания. Но тем не менее на уроках абсолютная дисциплина, все работают, всем интересно. Полный порядок – и полная свобода.
Наша школа остается авторитарной не потому, что у нас такие злые учителя, не потому, что они не умеют учить, а потому, что ни от кого – ни от министерства, ни от других органов народного образования – не слышно даже призыва к переменам в организации уроков и всей системы обучения.

Колонка Симона Соловейчика публикуется по материалам сборника «Воспитание школы». Книгу можно заказать непосредственно в редакции. Для этого необходимо прислать письменную заявку на адрес редакции (в любой форме), с указанием количества экземпляров и обратного адреса.
Стоимость книги с учетом доставки – 46 руб. По вопросам оптовой закупки: тел. 249 28 77.

Рейтинг@Mail.ru