Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №9/2003


ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА

Религиозное образование в светской
школе: традиции и современность

Окончившиеся в начале февраля XI международные Рождественские образовательные чтения явились, без сомнения, крупнейшим общественным форумом Русской Православной церкви. Традиционно они собирают тысячи участников, в том числе священноначалие и духовенство, руководство федеральных и местных органов исполнительной власти, депутатов, представителей бизнеса и, естественно, педагогов и ученых.

В этом году чтения состоялись под почетным председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, при поддержке Президента России
В. В. Путина и собрали свыше 10 тыс. представителей регионов России и христианского зарубежья. Работа, проводившаяся на 50 секциях, и 1000 докладов и сообщений, предложенных в процессе работы конференции, – сами по себе впечатляющие факты. Хотя форум именуется Образовательными чтениями, его проблематика значительно шире. Помимо вопросов, связанных с учебным делом, обсуждались проблемы миссии, молодежного служения, церковно-богословской науки, культуры и искусства. Одной из актуальных тем стало выяснение статуса церковно-государственных отношений в современной России. Объявленная цель чтений – объединение усилий православной общественности в деле духовного и культурного восстановления России.
Центральной темой конференции стали, как и ожидалось, вопрос преподавания предмета «Основы православной культуры» в светских учебных заведениях, а также проблема возрождения воспитательной системы в школе. В своем вступительном слове Святейший Патриарх подчеркнул, что «судьба России, ее будущее – в руках педагогов, воспитателей, учителей. Нам нужно вновь увидеть и понять: школа станет мертвенной, а труд ее безотрадным, если она будет лишь передавать некую сумму знаний. Нет и не может быть школы без воспитания, без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству».
Доклад президента Российской академии образования Н.Д. Никандрова был посвящен теме «Вера и нравственность. Православные традиции и современность». Вопрос о причине широкомасштабной дискуссии, развернувшейся вокруг возможности введения курса «Православная культура», стал в этом контексте основным. «Для меня несомненно, – заметил Н.Д. Никандров, – что этот предмет как факультативный и не входящий в федеральный компонент государственного образовательного стандарта есть хороший и законный способ дать школьникам понять многое в культуре». Общеизвестно, что огромное количество великих произведений мирового искусства и литературы можно воспринять лишь зная Библию. Знакомство с христианской культурой – это возможность понять общечеловеческие ценности, и в свете конституционных и законных положений нет никакого нарушения в связи с введением данного предмета в процесс обучения. Когда ряд СМИ пытается преподнести вопрос как стремление министерства в обязательном порядке повсеместно ввести изучение религии в школах, то это очевидная подмена понятий. В письме министра образования предмет именуется не «Основы православия», а «Православная культура» и предлагается не как обязательный, а как факультативный.
Действительно стоит разобраться, почему предмет со светским названием вызывает такую бурную реакцию со стороны ряда либеральных СМИ России. Известен мировой опыт, согласно которому светскость школы отнюдь не умаляется наличием в ее учебном плане даже религиозных, а не культурологических предметов. К примеру, в современной Германии изучению религии отдается от 7 до 10% учебного времени (больше, чем на историю или географию) и предмет преподается за счет государственных средств.
Отвечая на этот вопрос, постараемся проанализировать своеобразную ситуацию, сложившуюся в постсоветской России в процессе взаимодействия Церкви и государства в области образования.
С появлением Примерного содержания образования по учебному предмету «Православная культура» и сопроводительного письма министра образования В.М. Филиппова в России начался новый этап взаимодействия Церкви и государства в области образования. Общество постепенно изживает «постсоветский синдром», согласно которому светскость школы означала ее атеистичность. Однако окончательно ли ушло в прошлое данное искажение правового принципа современной западной культуры, воспринятое и Россией? Ответом на вопрос является сам факт скандала, возникшего в процессе обсуждения возможности введения в учебный план общеобразовательных школ данного предмета. Общество до сих пор остается расколотым, и уврачевать этот болезненный надлом можно лишь при появлении новой и в то же время исконно присущей нашей стране национальной идеи, способной сплотить все народонаселение России. Внешне разработать действенную доктрину и просто навязать ее сегодня уже невозможно.
Образовательная школа – место, где происходит возрождение маленького человека, где он учится «разумному, доброму, вечному». Школа – дом знаний и красоты, где ребенок приобщается к мировому наследию человечества. Эти общеизвестные истины ныне подвергнуты разрушительному размыванию.
Стремительные изменения в России последних лет, без сомнения, коснулись и школы – резко изменилась система государственного образования, появилось много прогрессивных инициатив. Но в погоне за новым мы порой утрачиваем основные педагогические ценности, выработанные веками. И огромное количество российских школ последних лет (нетрадиционных) предпочитают ориентацию на зарубежный опыт или современные сугубо оригинальные разработки, не учитывающие российского педагогического наследия.
А России есть чем гордиться! Плеяда великих педагогов-мыслителей: К. Ушинский, С. Рачинский, Л. Модзалевский, Н. Каптерев, В. Водовозов, С. Гессен, прот.
В. Зеньковский и др., сотни прекрасных учебных заведений – гимназий, лицеев, реальных училищ дореволюционной России, да и многие образовательные школы советского периода являлись подлинными домами науки.
За семьдесят атеистических лет русской истории наше отношение к приобретению знаний постепенно изменилось, «деморализовалось». Вспомним: в царской России любое учебное занятие начиналось с молитвы, в которой ученики просили у Бога сил для постижения наук, чтобы через учение «возрастали мы Тебе, нашему Создателю, во славу, родителем же нашим на утешение, Церкви и отечеству на пользу». И заканчивался урок благодарением и просьбой подать «силу и крепость к продолжению учения сего». Здесь мы видим религиозное, благоговейное отношение к процессу получения знаний. Как ученик мог относиться к обучению, если понимал, что оно – его «труд перед Богом»? Цель старой школы тоже далеко выходила за пределы преподавания ряда отвлеченных дисциплин. Она хотела не только образовать, но и воспитать, ставила задачей не просто обучение внешним знаниям, но внутреннее преображение личности. Школа не удовлетворялась тем, что ученик умеет считать и писать без ошибок, она ждала от него изменения благодаря постигнутому.
Каков христианский взгляд на Учителя? Сам Христос в Евангелии называется этим высоким именем. Учительство – это прежде всего подвиг. Учитель – человек, наставляющий ребенка не только словом, но и собственной жизнью. Учитель – тот, кто постиг святость своего труда, который не только знает, но любит и дерзает. Если педагог горит и зажигает окружающих своим взглядом на мир, если осознает, что он – созидатель, если он переносит все тяготы жизни ради возможности преподавать и мирится с мыслью, что учительство включает весь смысл его жизни, то он – Учитель. Только тот может воспитывать других, кто прежде воспитал самого себя в Боге.
Русское образование всегда считалось высококачественным и престижным, из наших школ выходили люди, которые могли гордиться своим аттестатом зрелости. И в этом аттестате до 1917 г. первым стоял предмет «Закон Божий».

* * *

Время востребовало разработки квалифицированных программ по теологии, основам религиоведения и курсам, с ними связанным. Часы по этим предметам предусмотрены в стандартах высшего профессионального образования, в региональный компонент субъекты РФ нередко включают такие дисциплины, как «Основы духовной культуры», «Православная культура», «Духовные традиции России и края» и пр. В некоторых губерниях (например, в Курской, Белгородской) подобный предмет введен в большинстве общеобразовательных учреждений. Сведения из истории Церкви активно включаются в федеральные программы по истории, литературе, русскому языку, мировой художественной культуре, что наглядно показывают многочисленные современные методические разработки и учебники по этим дисциплинам. Ширится структура православных учебных заведений начиная с детских садов и прогимназий и заканчивая вузами. Заключаются соглашения между областными и городскими департаментами образования и епархиальными управлениями или отделами религиозного образования и катехизации. В целом большинство светских учебных заведений демонстрирует готовность сотрудничать с Церковью, надеясь найти совместные пути противостояния растущей в школах безнравственности, распущенности и бескультурью.
Вместе с тем исключительно сильными остаются и пережитки советского прошлого, выражающиеся в неправильном понимании пункта Конституции РФ об отделении Церкви от государства. Руководители многих общеобразовательных учебных заведений понимают это утверждение как запрет вести любое религиозное обучение в школе. Инерцию не может побороть даже разъяснение министра образования РФ «О предоставлении религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ в помещениях государственных и муниципальных образовательных учреждений» от 4.06.99 г., к сожалению, малоизвестное, особенно в провинции. Многие образовательные учреждения ограничиваются информационными курсами по религиоведению, которые составляются в духе «мимикрировавшего» научного атеизма и порою бывшими преподавателями безбожия. Так, обнародованная два года назад Концепция развития религиоведческого образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях РФ, разработанная кафедрой религиоведения Российской Академии государственной службы при Президенте РФ, совершенно в духе госатеизма советского периода заявляет, что специальность «теология» является инструментом клерикализации образования и пропаганды религии, а потому противозаконна, т.к. нарушает принцип отделения Церкви от школы. Концепция считает опасным восприятие учащимися «системы нравственных и культурных предписаний, норм и ценностей». Составителями ее оказываются известные «ученые атеисты» 1970–1980-х гг.
Однако очевидно, что в общеобразовательных учебных заведениях России православное наследие не может изучаться «внешне», наравне с учениями иных христианских конфессий и прочих религиозных течений. Вне сомнения, недопустим дух вульгарного отрицания неправославного религиозного опыта в преподавании, однако также необходимо признать духовное и культурное первенство православия в жизни России, начиная с XI века, проникнутость им всех областей нашего национального бытия: как высших слоев общества, так и простонародного сознания. В связи с этим «информационный» и «плюралистический» подход в изучении православного христианства как одного из многих направлений религиозной жизни человечества сегодня приходится считать неверным и исторически необъективным.
В связи с этим остро встает вопрос об образовательном стандарте возможного курса «Основы православной культуры». Общей концепции преподавания законоучительных (религиозных) дисциплин на сегодняшний момент не существует среди православных учебных заведений. До недавнего времени не было и определенного стандарта по религиоведению для общеобразовательных учреждений. Главным требованием может считаться изгнание всякого атеистического духа из школьных программ и уважение к культурообразующей религии страны, что неоднократно подчеркивалось как Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, так и министром образования РФ В.М. Филипповым, что явствует из докладов Св. Патриарха Алексия II и министра образования В.М. Филиппова на VIII международных Рождественских образовательных чтениях (М., 2000).
Русская педагогика обладает колоссальным материалом по преподаванию Закона Божия, который был накоплен в дореволюционное время. При определенных недостатках тех методик они содержат ценнейшие сведения и разработки. Хотя Православная церковь XIX – начала XX в. была государственной, это не мешало российским школам данного периода (гимназиям, лицеям, реальным и коммерческим училищам, кадетским корпусам) оставаться светскими учебными заведениями. Об этом почему-то забыто, многие определяют образовательную систему Российской империи как сугубо конфессиональную, что не выдерживает исторической критики. Однако совершенно ясно, что светскость эта была совсем другого порядка, чем нынешняя, постсоветская.
И дореволюционный опыт, несомненно, нужно учитывать. Рассмотрим в качестве примера стандарт дореволюционной российской школы по Закону Божию.
При поступлении в первый класс московской (Поливановской) гимназии в конце XIX в. от учащегося десятилетнего возраста среди прочего требовалось: знание главнейших утренних и вечерних молитв и важнейших событий Священной истории Ветхого и Нового Завета.
Другие требования: «Умение бегло и со смыслом читать по-русски и пересказывать прочитанные краткие и легкие рассказы, делать этимологический разбор, писать по-русски под диктовку, без искажения слов, средним шрифтом; произнести наизусть одно из разученных дома стихотворений и читать по-церковнославянски.
Знание четырех основных арифметических действий над целыми числами, умение решать как письменно, так, в особенности, и устно небольшие, относящиеся к сим действиям, задачи, умение употреблять русские счеты и производить на них сложение и вычитание».
В приготовительном классе (дети от 8 до 10 лет) учащиеся классической гимназии изучали основные молитвы: «Царю Небесный», «Слава Отцу и Сыну», «Святый Боже», «Пресвятая Троице», «Молитва Господня», утреннюю молитву: «К Тебе, Владыко, Человеколюбче», вечернюю: «Господи, Боже наш», другие: «Богородице Дево радуйся», «Достойно есть», «Молитва Ангелу Хранителю», «Спаси, Господи, люди Твоя»; а также молитву перед учением и после учения, перед обедом и после обеда, молитву перед причащением, десять заповедей и «Символ веры».
В первом классе (дети не младше 10 лет): история Ветхого Завета.
Во втором классе: история Нового Завета.
В третьем классе: учение о богослужении.
В четвертом и пятом классах: Катехизис.
В шестом классе: история христианской Церкви. История Русской церкви.
В седьмом классе: повторение катехизиса и истории Церкви.
В восьмом классе: повторение всего курса с дополнениями.
Из шести экзаменов, которые обязательно сдавали выпускники гимназии на аттестат зрелости, первым шел Закон Божий. Остальные экзамены: русский язык – устное и письменное испытание, греческий – устное и письменное испытание, латинский – устное и письменное испытание, математика – устное и письменное испытание, история – только устное испытание. Притом «о каждом из учеников гимназии внимательно обсуждалась сначала степень нравственной его зрелости, а затем степень умственной его зрелости и успехов по каждому предмету в отдельности».
Закону Божию в дореволюционных гимназиях отводилось значительное количество часов (не менее 2 уроков по 55 минут в неделю). Сам дух российских учебных заведений, устроенный по христианским принципам, способствовал лучшему усвоению предмета. К сожалению, содержание часто выхолащивалось и преподавание Закона Божия страдало формализмом. Но и тогда, как и в настоящее время, все зависело от законоучителя, который всегда являлся священнослужителем. Увы, слишком часто он не мог практически в одиночку противостоять растущему нигилизму и неверию, носителем которых стала интеллигенция, в том числе и педагогическая общественность. Дореволюционная педагогика помнит прекрасные примеры во Христе учительства, которые оставляли в душах детей неизгладимый след.

* * *

Достижим ли этот стандарт в современных условиях? Очевидно, что в ближайшем будущем – нет. Разработанное в 2001–2002 гг. специалистами Министерства образования РФ с привлечением программ Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата, Православного Свято-Тихоновского богословского института «Содержание образования по предмету «Православная культура» сбалансировано и максимально адаптировано для настоящего времени. Прежде всего данная разработка трактует курс «Православная культура» как культурологический, а не законоучительный предмет.
Документ констатирует, что «приобщение школьников к духовным и культурным ценностям традиционных религиозных конфессий осуществляется в образовательной практике всех цивилизованных государств, эта образовательная область традиционно была представлена и в российской школе. В современной России во всех слоях общества растет интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как к его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе светского образования».
Знакомство учащихся с православной культурой обусловлено тем, что в Российской Федерации православная религия «является основной традиционной религией, принадлежность или предпочтительное отношение к которой выражают большинство россиян. В научном сообществе православная религия характеризуется как культурообразующая в отношении исторически сложившейся на протяжении более чем тысячелетнего периода российской культуры, поскольку она оказала определяющее воздействие на формирование российской национально-культурной идентичности, специфику культуры нашей страны в пространстве мировой цивилизации».
Особо важно подчеркнуть, что изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях не сопровождается совершением религиозных обрядов, отправлением религиозного культа, не требует от учащихся или их родителей православной религиозной самоидентификации в любой форме и не препятствует их свободному мировоззренческому или конфессиональному самоопределению, не предусматривает обязательного участия обучаемых в религиозных службах, не преследует в качестве образовательной цели вовлечение учащихся или их родителей в религиозную организацию».

* * *

В настоящее время, когда в российском обществе наблюдается последовательное разрушение понятий духовности, нравственности, патриотизма, исключительно важно, чтобы православное образование заняло подобающее место в отечественных образовательных учреждениях. Школе необходимо оставаться одним из самых традиционных институтов общества. Ее учебный план должен базироваться на испытанном временем составе дисциплин и тех принципов, которые выработаны на протяжении столетий не только европейской, но и русской культурой. Российское учебное заведение призвано быть средоточием национальных, духовных и культурных ценностей, привитие которых подрастающим поколениям является главной его задачей. В этой связи вопрос о введении в рамках регионального или школьного компонента образования предмета «Основы православной культуры» трудно переоценить.
Рост бездуховности и элементарного невежества, отсутствие духа патриотизма, понятий чести и достоинства, осознания ценности качественного образования – все эти черты, увы, присущи современной российской школе. Мы последовательно проиграли битву за чистоту и защищенность наших детей, за возможность жить в мире без наркотиков. Обрушивающийся на них вал пропаганды разврата, алкогольного опьянения, жизни в свое удовольствие не находит достойного отпора в школьной среде. Воспитательные вопросы в современном учебном заведении практически не ставятся. Ряд предметов (особенно подаваемых под грифом «Основы жизненного самоопределения», «Этика семейной жизни» и т.д.) порой носит растлевающий характер. В данной ситуации появление в учебной сетке предмета «Основы православной культуры» могло бы послужить поводом для возвращения школы к пониманию своей основной задачи: не только информировать, но и просвещать в полном смысле этого слова учеников. Сотрудничество Церкви и образовательных структур в этой области безусловно необходимо, оно вовсе не противоречит конституционному принципу отделения Церкви от государства (будем помнить, что в современном тексте Конституции отсутствует советское положение об отделении школы от Церкви) и должно стать важной составляющей Национальной доктрины образования Российской Федерации, которая в качестве приоритетных направлений называет «создание основы для устойчивого социально-экономического и духовного развития России, обеспечение высокого качества жизни народа и национальной безопасности; утверждение статуса России в мировом сообществе как великой державы в сфере образования, культуры, искусства, науки, высоких технологий и экономики».
Доктрина признает образование приоритетной сферой накопления знаний и формирования умений, создания максимально благоприятных условий для выявления и развития творческих способностей каждого гражданина России, воспитания в нем трудолюбия и высоких нравственных принципов. Все эти положения полностью вписываются в курс «Основы православной культуры», изучение которого, таким образом, полностью соответствует Национальной доктрине образования Российской Федерации.

Димитрий ЛЕСКИН,
руководитель Отдела религиозного образования
и катехизации г. Тольятти,
директор Православной классической гимназии,
кандидат философских наук, священник.

Рейтинг@Mail.ru