Александр АДАМСКИЙ
В Англии попечителей тоже учат
Началась программа
обучения попечителей в “Эврике”.
Прошла стажировка в Великобритании, через три
дня начнется первый очный курс в Бурятии.
Заключаются индивидуальные контракты на
обучение общественных управляющих в “Эврике” –
с теми, кто намерен учиться образовательной
политике, азам экономики образования и
образовательного права, вникать в суть проблем
содержания образования и школьного управления.
Для всех участников недавней стажировки по
изучению общественного управления в
Великобритании приятной неожиданностью стало то,
что, даже имея многовековую традицию
общественного управления школой, образованием
вообще, британцы осуществляют планомерную,
систематическую учебу членов попечительских
советов.
Мы-то думали, что это только нам необходимо учить
непрофессионалов, которым дается власть над
школой, но оказалось – это давняя и укорененная
традиция и все понимают: прежде чем принять
ответственное решение, надо серьезно
подготовиться к нему.
В графстве Энфилд, например, подготовку членов
попечительского совета осуществляет
специальный центр при местном органе управления
образованием и Центре развития учителей.
Поддержкой попечителей занимается Сатнам Лотей,
опытный специалист, который и посвятил
эвриканскую делегацию в специфику программ
подготовки попечителей в Англии. Поразительно,
но эвриканские программы оказались очень
похожими на английские. Одно существенное
отличие: поскольку учебная поддержка
попечителей в Англии – дело массовое, а в России
– пока штучное, то англичане пытаются
осуществить тотальную подготовку общественных
правителей школ. Дается это трудно, потому что
все люди занятые и бывать даже раз в месяц на
занятиях – дело сложное. И все же основная часть
попечителей такие курсы проходит.
А “Эврика” разработала индивидуальные
программы подготовки членов союзов попечителей
и попечительских советов, к тому же существенная
часть этих программ – дистантная, когда задания
передаются по электронной почте, а затем
консультации проходят в режиме видеоконференций
и электронной почты.
Заодно будущие гражданские правители школы
приобщаются к высоким технологиям и смогут потом
оценить их значение для образования.
В ближайшее время учебные материалы английской
системы подготовки попечителей будут переведены
и выставлены на сайт “Эврики” www.eurekanet.ru
Самое главное, чему учат английских попечителей,
– определять стратегию и цели школы.
Вначале нам показалось это слишком абстрактным и
даже несерьезным: какие могут быть цели, когда
есть Национальная программа и требования
результирующих тестов для 16-летних и 18-летних
выпускников школы?
Нам даже показалось, что повеяло чем-то знакомым
– романтикой перестроечных сборов “Эврики”,
когда мы могли часами спорить о целях школы
будущего, о том, каковы должны быть у нее
философия и стратегия.
Но различие в том, что и романтики-эвриканцы в
конце 80-х, и вполне практичные чиновники начала XXI
века представляют себе цель – одну на все школы
России. От этого и стремление дать всем стандарты,
да так, чтобы сразу всем и все стало ясно – как
учить, зачем учить и куда развиваться школе.
Один депутат даже предлагал цели образования
зафиксировать в законе о стандартах – чтобы уж
никаких сомнений не было ни у кого.
Традиционно школа в демократическом обществе
предельно автономна и сама определяет свои цели
и свою стратегию. Но главное, что эти ориентиры –
не только для того, чтобы строить жизненный уклад
школы, но и для того, чтобы тратить деньги с
учетом соответствующих приоритетов.
Если бы условно перенести это на нашу почву, то
можно было бы себе представить: попечительский
совет школы принял решение, что развитие ребенка
станет главным стратегическим ориентиром на
ближайшие несколько лет и бюджет школы должен
строиться соответствующим образом. И
единственный орган, перед которым директор
отчитывался бы о потраченных деньгах, – это был
бы попечительский совет.
Мы присутствовали на одном таком отчете –
сверялись ориентиры и направление средств. Все
сошлось.
Однако есть два важных обстоятельства, которые
вслух не проговариваются, но подразумеваются.
Первое: школа автономна и получает
финансирование от правительства. Бюджет школы на
1200 учеников – примерно 3 млн. фунтов стерлингов.
Если умножите на 50, то получите сумму в рублях.
Второе: около 90% этих средств уходит на
заработную плату учителям. Но при этом у
попечительского совета есть возможность
варьировать заработную плату и поощрять тех
учителей, которые нужны школы. При нас решался
вопрос о том, что способному и молодому учителю
математики надо дать зарплату такую же, какую
получает опытный заместитель директора с
обязанностями вдвое большими, чем у новичка. Но
что поделаешь – нужны математики, да еще и
мужчины!
Это входит в политику школы, утвержденную
попечительским советом.
Но чтобы такую политику принять, чтобы строить
стратегию – надо учиться.
Даже если есть многовековой опыт общественного
правления школой.
А уж если нет – тем более.
Так что “Эврика” продолжает обучение
попечителей.
Следующая стажировка – в начале апреля в
Голландии, а на сайте “Эврики” начинается
заочный курс – не пропустите!
|