Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №10/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

В Англии попечителей тоже учат

Александр АДАМСКИЙНачалась программа обучения попечителей в “Эврике”.
Прошла стажировка в Великобритании, через три дня начнется первый очный курс в Бурятии.
Заключаются индивидуальные контракты на обучение общественных управляющих в “Эврике” – с теми, кто намерен учиться образовательной политике, азам экономики образования и образовательного права, вникать в суть проблем содержания образования и школьного управления.
Для всех участников недавней стажировки по изучению общественного управления в Великобритании приятной неожиданностью стало то, что, даже имея многовековую традицию общественного управления школой, образованием вообще, британцы осуществляют планомерную, систематическую учебу членов попечительских советов.
Мы-то думали, что это только нам необходимо учить непрофессионалов, которым дается власть над школой, но оказалось – это давняя и укорененная традиция и все понимают: прежде чем принять ответственное решение, надо серьезно подготовиться к нему.
В графстве Энфилд, например, подготовку членов попечительского совета осуществляет специальный центр при местном органе управления образованием и Центре развития учителей. Поддержкой попечителей занимается Сатнам Лотей, опытный специалист, который и посвятил эвриканскую делегацию в специфику программ подготовки попечителей в Англии. Поразительно, но эвриканские программы оказались очень похожими на английские. Одно существенное отличие: поскольку учебная поддержка попечителей в Англии – дело массовое, а в России – пока штучное, то англичане пытаются осуществить тотальную подготовку общественных правителей школ. Дается это трудно, потому что все люди занятые и бывать даже раз в месяц на занятиях – дело сложное. И все же основная часть попечителей такие курсы проходит.
А “Эврика” разработала индивидуальные программы подготовки членов союзов попечителей и попечительских советов, к тому же существенная часть этих программ – дистантная, когда задания передаются по электронной почте, а затем консультации проходят в режиме видеоконференций и электронной почты.
Заодно будущие гражданские правители школы приобщаются к высоким технологиям и смогут потом оценить их значение для образования.
В ближайшее время учебные материалы английской системы подготовки попечителей будут переведены и выставлены на сайт “Эврики” www.eurekanet.ru
Самое главное, чему учат английских попечителей, – определять стратегию и цели школы.
Вначале нам показалось это слишком абстрактным и даже несерьезным: какие могут быть цели, когда есть Национальная программа и требования результирующих тестов для 16-летних и 18-летних выпускников школы?
Нам даже показалось, что повеяло чем-то знакомым – романтикой перестроечных сборов “Эврики”, когда мы могли часами спорить о целях школы будущего, о том, каковы должны быть у нее философия и стратегия.
Но различие в том, что и романтики-эвриканцы в конце 80-х, и вполне практичные чиновники начала XXI века представляют себе цель – одну на все школы России. От этого и стремление дать всем стандарты, да так, чтобы сразу всем и все стало ясно – как учить, зачем учить и куда развиваться школе.
Один депутат даже предлагал цели образования зафиксировать в законе о стандартах – чтобы уж никаких сомнений не было ни у кого.
Традиционно школа в демократическом обществе предельно автономна и сама определяет свои цели и свою стратегию. Но главное, что эти ориентиры – не только для того, чтобы строить жизненный уклад школы, но и для того, чтобы тратить деньги с учетом соответствующих приоритетов.
Если бы условно перенести это на нашу почву, то можно было бы себе представить: попечительский совет школы принял решение, что развитие ребенка станет главным стратегическим ориентиром на ближайшие несколько лет и бюджет школы должен строиться соответствующим образом. И единственный орган, перед которым директор отчитывался бы о потраченных деньгах, – это был бы попечительский совет.
Мы присутствовали на одном таком отчете – сверялись ориентиры и направление средств. Все сошлось.
Однако есть два важных обстоятельства, которые вслух не проговариваются, но подразумеваются.
Первое: школа автономна и получает финансирование от правительства. Бюджет школы на 1200 учеников – примерно 3 млн. фунтов стерлингов. Если умножите на 50, то получите сумму в рублях.
Второе: около 90% этих средств уходит на заработную плату учителям. Но при этом у попечительского совета есть возможность варьировать заработную плату и поощрять тех учителей, которые нужны школы. При нас решался вопрос о том, что способному и молодому учителю математики надо дать зарплату такую же, какую получает опытный заместитель директора с обязанностями вдвое большими, чем у новичка. Но что поделаешь – нужны математики, да еще и мужчины!
Это входит в политику школы, утвержденную попечительским советом.
Но чтобы такую политику принять, чтобы строить стратегию – надо учиться.
Даже если есть многовековой опыт общественного правления школой.
А уж если нет – тем более.
Так что “Эврика” продолжает обучение попечителей.
Следующая стажировка – в начале апреля в Голландии, а на сайте “Эврики” начинается заочный курс – не пропустите!

Рейтинг@Mail.ru