Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №12/2003


ВЗГЛЯД

Александр АДАМСКИЙ

Бедный Гарри

Александр АДАМСКИЙВраждебное отношение к кумиру современных детей со стороны педагогического сообщества тем удивительнее, что в это самое время на российских экранах и на страницах русских книг появилось такое количество антигероев – в основном бандитов – и милиционеров, что, казалось бы, светлый образ мальчишки, борющегося со злом, – это как раз то, что нужно современным воспитателям.
Понятна ненависть церковных деятелей к Гарри Поттеру: их раздражает, что ребенок знается с нечистью и занимается колдовством, а тут еще слабость перевода усугубила ощущение того, что ученики школы “Хогвартс” пытаются освоить стандарт колдовства, со всякими там “зельеварениями” и выращиванием нечистой силы. В этой “профильной” школе действительно учатся странным вещам, играют в необычные игры – например, летают на метлах. Но в целом школа “Хогвартс” похожа на стандартную английскую “грамма-скул” – аналог нашей гимназии, со строгими порядками, предельно регламентированными отношениями между учителями и учениками, и даже ход уроков, описанный в книгах про Гарри Поттера, – как учебное методическое пособие для начинающего английского учителя.
За последнее время, с моей точки зрения, это самая педагогическая книга. Я вообще считаю, что главной педагогической литературой надо считать не учебники по педагогике – как правило, скучнейшее чтиво, а так называемую детскую литературу. “Так называемую” – потому что на самом деле книгой для детей можно считать не только историю про Буратино или приключения Тома Сойера, гайдаровского Тимура или капитана Саню Григорьева, ставшего по-новому трагически знаменитым после “Норд-Оста”. Для меня самая главная детская книга – шекспировский “Гамлет”, с его отчаянной попыткой восстановить связь времен и найти ответ на предельный вопрос “быть или не быть?”. Шекспир вообще очень педагогический автор, его система воспитания основана не на дидактике и навязывании образцов, а на драматургии мучительного складывания отношений человека с миром. И всегда в этих отношениях есть чудо – не волшебство сверхъестественных сил, а чудо прихода человека в мир.
Я не сравниваю Гарри Поттера с Гамлетом, а Джоан Роуллинг с Шекспиром, я хочу сказать, что книга, ставшая самой популярной среди российских детей, благодаря которой многие из них вообще вернулись к чтению, не заслуживает презрительного отношения взрослых и особенно учителей или тех, кто имеет отношение к воспитанию детей.
Поразительно, но среди российской интеллигенции отношение к сериалу “Бригада” – вполне положительное: “Это просто кино, страшная, но увлекательная сказка”. А вот отношение к мальчишке, сражающемуся с темными силами с помощью волшебной палочки, – неприязненно-настороженное.
У меня есть версия, почему дети любят Гарри Поттера, и версия, почему взрослые его не любят.
На мой взгляд, дети любят маленького волшебника, потому что в него можно играть. Кстати, “Бригадой” увлечены по той же причине. И в каком-то смысле Гарри Поттер сражается против “Бригады” за детские души. Сюжет и характеры детской книжки предельно игровые, каждый из детей может создать такую же атмосферу вокруг себя – либо в своей голове, либо вместе с другими ребятами во дворе или в школе.
А взрослым – не всем, но многим – малыш не нравится, возможно потому, что он уже волшебник. Его не надо учить, чтобы он стал отважным, смелым и верным. Он уже такой. И школа “Хогвартс” – это не школа, в которой учат на волшебников. Это школа волшебников, только они еще дети, а чтобы стать взрослыми, надо окончить “Хогвартс”.
В любом случае история про Гарри Поттера – педагогический феномен, пройти мимо которого – значит пройти мимо той предметности, которой увлечены наши дети.
Именно поэтому “Эврика” затеяла детский проект, основанный на книгах Джоан Роуллинг про Гарри Поттера. Самыми продвинутыми соавторами этого проекта стали гимназисты из екатеринбургской гимназии “Корифей”, на их сайте www.koriphey.ru вы найдете полномасштабную версию развития “гаррипоттеровского” движения корифейцев.
Цель эвриканского проекта “Школа “Эврика-Хогвартс” в том, чтобы ученики инновационных эвриканских (и не только) школ попробовали вместе со взрослыми придумать школу, в которой могут учиться волшебники.
В ноябре, на прошлой “Авторской школе”, прошел первый сбор участников проекта. Весной, на апрельском сборе “Эврика-Авангард”, 20–21 апреля, – второй сбор, и летом в июне, на берегу Черного моря, – недельная сессия школы “Эврика-Хогвартс”. Именно эта сессия и будет проектироваться в апреле представителями школ, которые хотят принять участие в проекте.
...Неделю назад я получил по электронной почте письмо от Максима Александровича Полухина из гимназии “Корифей”. В письме, довольно коротком, были вопросы: “Зачем нужно все это? Какая выгода взрослым, если не секрет?”
Максим Александрович, вот я попробовал в этой заметке вам ответить. А по секрету скажу, что выгода у взрослых в этом проекте, конечно, есть. Нам очень сложно находить общий язык с детьми. На одних учебных предметах это не получается, а остальная детская жизнь слишком закрыта для учителей, для взрослых вообще.
И если есть хоть малейший шанс попасть внутрь детской жизни, чтобы не потерять связь между поколениями, я считаю, взрослые обязаны этот шанс использовать.
И с этой точки зрения я вижу проект “Эврика-Хогвартс” чрезвычайно выгодным.

Рейтинг@Mail.ru