Главная страница «Первого сентября»Главная страница журнала «Управление школой»Содержание №13/2003


ФИНАНСЫ

Игорь РЕМОРЕНКО

Кругом – рынок, в школе – социализм

Как бы ни рассуждали о необходимости соответствия образования условиям рыночной экономики, система финансирования школ и садов не изменяется. Логика и общие схемы финансовых потоков во многом определяют состояние современной школы. И чем более они будут соответствовать схеме социалистического распределения, тем более будет увеличиваться разрыв между образованием и обществом.

Социалистическая система распределения

По-прежнему тайно от действующей Конституции, нормативно-правовой базы действует социалистическая система рспределения.
Что это значит? Ведь существует же разделение муниципальных, региональных и федеральных властей. Провозглашено разделение бюджетов. Каждый – вроде бы хозяин своих собственных средств. А значит, и сам волен их распределять в зависимости от возникающих потребностей.
Так, да не так. Огромное количесвто дотационных территорий лишь формально самостоятельны. Фактически они полностью зависят от вкрхнего уровня власти, от трансфертов. Средства переводятся в фонды финансовой поддержки территорий и лишь юридически считаются принадлежащими тому или иному органу территориальной власти. На деле же это сильнейшая зависимость. При такой политике верхние структуры власти вполне могут диктовать финансовые условия, игнорируя реальные потребности территорий. А в территориях почти та же самая ситуация во взаимоотношении органов управления и школ.

Тотальные нормативы

Социалистическая система распределения удерживается во многом за счет существующей системы нормативов финансирования. Командировочные расходы – сто рублей, проживание оплачивается не более 550 рублей, приобрести оборудование в какой-либо форме можно, если общая сумма приобретаемого составляет не более 240 тыс. рублей...
Откуда все это? Из каких соображений посчитано, почему именно эти данные стали нормой финансовых расчетов? Выяснить достаточно аргументированно невозможно. Тем более что подчас и нормы-то, в силу того что они в разных документах по-разному обозначены, берутся из сложившейся системы договоренностей между бухгалтерскими и фискальными структурами.
Подчас случается, что даже давно отмененный, недействующий документ может стать основой для той или иной финансовой операции.
В том, что система финансовых расчетов в образовании принципиально закрыта, виновных нет. Это традиции социалистического прошлого, мы по-другому вести финансовую политику просто не умеем. Но есть и объективные условия, сохраняющие финансовую закрытость: иррациональность системы нормативов поддерживается традициями функционирования чиновничьего аппарата, которому крайне выгодна атмосфера имитации наличия в их собственной работе государственной тайны.
Это связано с тем, что руководители государственных организаций получают прибавку к заработной плате, если их работа оформляется как имеющая дело с секретными материалами. Это прямо не связано с финансовыми потоками, но косвенно, посредством сложных психологических связей, оказывает сильнейшее влияние. По наблюдениям моих знакомых из одной международной организации, в разных регионах абсолютно разные условия входа для посетителей зданий региональных органов управления образованием. Где можно пройти всем желающим, а где угрюмый охранник настойчиво требует заранее заказанный пропуск. И везде эти ситуации связаны с чиновничьим произволом.
Удивительная штука – финансовый норматив. Из соображений здравого смысла сначала должна сложиться определенная практика финансирования, а затем она должна быть нормативно закреплена. У нас не так. У нас в любой инновационной практике педагоги вынуждены находить прямо-таки изощреннейшие способы для того, чтобы ее финансово обеспечить, подогнать, подвести под дейтсвующую систему нормативов.
Представьте ситуацию: идет сложный, интенсивный семинар в одном из самых больших регионов России, естественно в областном центре.
Каждая минута этого сбора ценна для всех его участников: в режиме погружения образовательные результаты значительно эффективнее, чем в режиме традиционных лекционно-семинарских занятий. На семинар съехались педагоги со всей области. Однако организовать питание для учителей областного центра нельзя, не положено по бухгалтерским нормам. Если педагог проживает в этом городе, то обед и ужин он вынужден оплачивать из собственных средств.
При этом канцелярские расходы по существующим нормативам могут быть достаточно высоки. В первую очередь потому, что бухгалтерам выгодно утверждение именно тех смет, где вложения направлены не на интеллектуальные ресурсы, а на вещи – на то, что можно приобрести под их собственным контролем, в особых, излюбленных фирмах. Именно поэтому, кстати, вовсе не всегда оптовые закупки, централизация средств приводят к экономии. Порой тонкие, но гибкие связи конкретных образовательных учреждений позволяют из всего многообразия товарного рынка найти оптимальную цену, нужное для себя качество.

Финансы и финансовая самостоятельность

Специфика образовательных учреждений слишком разная, чтобы к ним предъявлять одинаковые финансовые схемы.
Финансовая эффективность может быть обеспечена исключительно финансовой самостоятельностью школ и детских садов. Причем не просто юридической – свой расчетный счет, и только, но и фактической, имея ясные механизмы влияния на распределение ресурсов.
Сегодня без таких механизмов влияния каждый директор инновационной школы при особо пристрастной проверке может быть уличен практически в каком угодно финансовом нарушении. Ведь эффективно работать, используя отжившие финансовые схемы, невозможно.
Блюстители инспекторских традиций спросят: так ведь тогда можно до такой самостоятельности дойти, что воровать начнут – и без того скудные средства системы образования большей частью перетекут в карманы злодеев-директоров школ и заведующих садиками.
Трудно возражать тотальному недоверию. Оно, как правило, если проявляется, то всякую аргументацию просто игнорирует. Но ведь существует, точнее, становится институт попечительства. Вместе с его становлением и необходимо инициировать самостоятельность школ.
Это две стороны одной медали – попечительство и финансовая самостоятельность.
Без финансовой самостоятельности попечительские советы рискуют превратиться лишь в еще один орган контроля над школой, и только.
Без попечительства финансовая самостоятельность неизбежно будет вызывать агрессию всероссийской чиновничьей касты от образования, да и, вероятно, всего общества.
Неэффективная централизация
Конечно, на смену социалистическому распределению постепенно приходят новые принципы финансирования образования. Так, во многих регионах осознают, что большое значение приобретает паритетность в финансировании.
Если ресурсы в какую-либо образовательную программу вкладывают разные стороны, то и программа эта будет реализована с большей эффективностью. Кроме того, паритетность капиталовложений приводит к сотрудничеству, содержательному взаимодействию партнеров.
Как сказал один директор, “родители захотят вкладывать в богатое образование, когда увидят, что их средства пойдут на существенное улучшение образования их детей. Одно дело, когда мы их просим собрать средства на покраску старой школьной доски, на которой мел упорно отказывается писать. И совсем другое, когда мы просим добавить денег на покупку новой, современной доски, на которой можно писать маркером”.
Еще острее необходимость паритетности при осуществлении финансовых операций видна из соображений содержания образования.
Ориентация его на потребности личности не может быть заменена никаким универсальным методом обучения, применимым в каждой школе, детском саду, учреждении дополнительного образования. И унифицированные, отчужденные от логики образовательных программ, единые для всех схемы финансовых операций только вредят законодательной норме свободного развития личности в системе образования. Тем более что образовательные потребности в обществе только начинают появляться и реальная стоимость тех или иных образовательных программ еще только становится предметом согласования образования и всего заинтересованного социального окружения.
Труднее всего отказаться от старых, отживших форм деятельности в системе образования. А ведь именно они поглощают огромные ресурсы. Так, семинар по разработке механизмов инспектирования школ обходится государству в среднем на 25 % дороже, чем семинар по федеральным экспериментальным площадкам. Причем если такое инспекторское сборище проводится, то не за горами и увеличение ставок на эту работу, поскольку люди с выращенной инспекторской хваткой будут стремиться найти для себя соответствующую кормушку.
Игнорируется подчас и п. 6 ст. 30 Закона “Об образовании”, согласно которому только “федеральные государственные органы управления образованием вправе в пределах своей компетенции инспектировать на территории Российской Федерации любые образовательные учреждения и любой орган управления образованием в порядке надзора, а также могут предоставлять это право другим государственным органам управления образованием”.
Инспектирование вновь оттягивает на себя ресурс, и образование рискует оказаться сферой, которая только и заботится о поддержке своего прошлого, а не о будущем. При таких подходах говорить о его развитии весьма проблематично.
Тем более не поможет никакая централизация средств. При таком подходе существенных изменений в образовании в принципе не может происходить. Ведь государственная поддержка возможна не из средств текущего финансирования, но из соображений специальных программ, особенно если это касается органов управления образованием на уровне регионов.

Откуда берутся такие программы

Их утверждают народные избранники – именно они дают добро на трату дополнительных денег. Но сознание депутата устроено особенно. Мне не раз приходилось иметь дело с их помощниками, которым было поручено искать средства для школ тех территорий, откуда избран депутат. Они решали четко поставленную задачу – отхватить средства из системы распределения, и чем больше, тем лучше.
Какие бы замечательные депутаты ни были, каждого все равно беспокоит не в целом изменение ситуцации в том или ином регионе, а лишь возможность показать перед конкретным районом, конкретными избирателями свои собственные лоббистские возможности.
Живая педагогическая мысль, действительный педагогический интерес способны свернуть горы, преодолеть любые финансовые препятствия. Но почему бы тогда не создавать управленческие механизмы поддержки именно таких педагогических начинаний? Ведь при таком подходе и деньги будут затрачены с наибольшей отдачей, и, быть может, наконец мы сможем хоть на немного отойти от социалистической системы распределения.

Газета “Детский сад. Управление”,
№ 24, декабрь 2002

Рейтинг@Mail.ru